Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Общешкольное мероприятие
урок Мира
«Генетика»
Разработала
Шолохова Ольга Анатольевна,
учитель биологии
г. Новоалтайск
2021 г.
Цель:
Сформировать представление о генетике как науке, о гибридологическом методе изучения наследственности Г. Менделя, основных понятиях генетики.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с историей возникновения генетики как науки, с гибридологическим методом исследования, с основными генетическими понятиями и терминами.
2. Научить школьников правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом.
3. Сформировать у старшеклассников убежденность в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важных биологических закономерностей.
Основные понятия и термины: Генетика, ген, локус, наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, аллельные гены, доминантные и рецессивные признаки, и гомозигота, гетерозигота.
Оборудование: портрет Менделя, презентация «Основы генетики»
- Здравствуйте ребята. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали: «Здравствуйте!» Здоровья желаю.
Я вам расскажу старую легенду.
«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать…. Каким должен быть человек. Один сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным. Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Одни хотели спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
А что такое здоровье?
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
В наше время сохранность здоровья является самым актуальным вопросом.Сохранностью здоровья занимаются врачи, учёные. В биологии выделен огромный раздел, который изучает проблемы здоровья.
Давайте посмотрим фотографии. Скажите мне, кто на кого похож и чем? Или не похож, то почему?Наука полная тайн и загадок.
Тема нашего первого в этом учебном году урока «Генетика и здоровья».
Что же изучает генетика?
Генетика —наука о наследственности и изменчивости организмов.
Наследственность — свойство организмов передавать свои признаки,свойства и особенности развития следующему поколению. Глядя на фотографии, можно найти сходство между родителями и детьми, а отвечает за это ген. Ген — это единица наследования у всех живых организмов, определяющая какой-либо признак. Например, один ген определяет, какого цвета будут глаза у человека, другой — какие будут волосы.Наследственность, главная составляющая общего состояния человека.
Изменчивость – это способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства.
Генетические особенности определяют способность к сопротивлению к вредному воздействию и адаптации к окружающему миру.
Какие же бывают наследственные заболевания: генные (вызываются мутациями генов) и хромосомные (вызывается патологией гена половой хромосомы)
Хромосомы - представляют собой нуклеопротеидные структуры эукариотической клетки, в которых хранится большая часть наследственной информации.
От риска рождения детей с генетическим заболеваниями не застрахован ни один родитель. Каждый из нас несет в себе 10-12 дефектных генов, которые мы получили от своих родных, и передадим своим детям. Сегодня известно около 5000 наследственных заболеваний. Если одинаковым наследственным заболеванием страдают оба родителя, риск возрастает.
Итак, познакомимся с наследственными болезнями:
- альбинизм – не достаток фермента меланин
- синдром мяуканья
- полидактилия
- синдром Клайнфельтера
- синдром Шерешевского – Тернера
- синдром Дауна
Факторы, которые вызывают генетические аномалии человека:
- алкоголь - дети рождаютсяс дефектами – от ДЦП до недоразвитых конечностей
- наркомания - развития заячьей губы и волчьей пасти, в последующем нередко возникают эпилептические припадки, с умственной отсталостью и детским церебральным параличом.
- курение матери–расщепление нёба, сердечные заболевания, умственная отсталость, бесплодие и многие другие заболевания
- принятия большого количества лекарств
- возраст матери
- загрязнение окружающей среды.
И в завершении нашего урока, я хочу вновь вернуться к нашей теме «Генетика и здоровье». Эти два термина тесно связаны между собой. Если человек здоров, у него будет здоровое потомство. Так что такое здоровье?
Здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции.
А что нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье?
- Заниматься спортом, делать зарядку, закаляться.
- Больше находиться на свежем воздухе.
- Полноценное питание.
- Личной гигиена.
- Режим.
- Отказаться от вредных привычек.
Генетика + здоровье = здоровое потомство = здоровая нация!
На этом наше занятие окончено, спасибо за внимание.
1 |
- Здравствуйте ребята. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали: «Здравствуйте!» Здоровья желаю. Я вам расскажу старую легенду. |
2 |
«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать…. Каким должен быть человек. Один сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным. Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам. И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Одни хотели спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!» А что такое здоровье? |
3 |
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. |
4 |
В наше время сохранность здоровья является самым актуальным вопросом. Сохранностью здоровья занимаются врачи, учёные. В биологии выделен огромный раздел, который изучает проблемы здоровья. |
5 |
Давайте посмотрим фотографии. Скажите мне, кто на кого похож и чем? Или не похож, то почему? Наука полная тайн и загадок. |
6 |
Тема нашего первого в этом учебном году урока «Генетика и здоровья». Что же изучает генетика? |
7 |
Генетика — наука о наследственности и изменчивости организмов. Наследственность — свойство организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития следующему поколению. Глядя на фотографии, можно найти сходство между родителями и детьми, а отвечает за это ген. Ген — это единица наследования у всех живых организмов, определяющая какой-либо признак. Например, один ген определяет, какого цвета будут глаза у человека, другой — какие будут волосы. Наследственность, главная составляющая общего состояния человека. |
8 |
Изменчивость – это способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства. |
9 |
Генетические особенности определяют способность к сопротивлению к вредному воздействию и адаптации к окружающему миру. |
10 |
Какие же бывают наследственные заболевания: генные (вызываются мутациями генов) и хромосомные (вызывается патологией гена половой хромосомы) Хромосомы - представляют собой нуклеопротеидные структуры, в которых хранится большая часть наследственной информации. |
11 |
От риска рождения детей с генетическим заболеваниями не застрахован ни один родитель. Каждый из нас несет в себе 10-12 дефектных генов, которые мы получили от своих родных, и передадим своим детям. Сегодня известно около 5000 наследственных заболеваний. Если одинаковым наследственным заболеванием страдают оба родителя, риск возрастает. |
12 |
альбинизм – не достаток фермента меланин |
13 |
синдром мяуканья |
14 |
- полидактилия |
15 |
- синдром Клайнфельтера |
16 |
- синдром Шерешевского – Тернера |
17 |
- синдром Дауна |
18 |
Факторы, которые вызывают генетические аномалии человека: - алкоголь - дети рождаются с дефектами – от ДЦП до недоразвитых конечностей |
19 |
- наркомания - развития заячьей губы и волчьей пасти, в последующем нередко возникают эпилептические припадки, с умственной отсталостью и детским церебральным параличом. |
20 |
- курение матери –расщепление нёба, сердечные заболевания, умственная отсталость, бесплодие и многие другие заболевания |
21 |
- принятия большого количества лекарств |
22 |
- возраст матери |
23 |
- загрязнение окружающей среды. |
24 |
И в завершении нашего урока, я хочу вновь вернуться к нашей теме «Генетика и здоровье». Эти два термина тесно связаны между собой. Если человек здоров, у него будет здоровое потомство. Так что такое здоровье? |
25 |
Здоровье – это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. А что нужно делать, чтобы сохранить своё здоровье? |
26 |
- Заниматься спортом, делать зарядку, закаляться. - Больше находиться на свежем воздухе. - Полноценное питание. - Личной гигиена. - Режим. - Отказаться от вредных привычек. |
27 |
Генетика + здоровье = здоровое потомство = здоровая нация! |
28 |
На этом наше занятие окончено, спасибо за внимание. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.