Урок по теме "Московская Русь"
Цели:
Методическая цель: формирование информационной культуры.
Форма проведения: урок- практикум.
Программа работы:
Вопросы и задания для итогового обобщения по теме «Московская Русь»
Задания для работы в группах
1-я группа
1. Анализ документа.
«Стояние на Угре». Гибель хана Ахмата.
В том же году [1480] пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою... [на Русскую землю]...Князь же великий [Иван III Васильевич] послал своего сына [князя Ивана] и брата [князя Андрея] и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле, мимо Мценска и Любутска и Одоева и, придя, остановился у Воротынска... Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая перейти реку. И пришли татары, и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замерзнет река...
Когда же река замерзла, князь великий велел сыну своему, великому князю Ивану, и брату своему, князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами прийти к нему к Кременцу, боясь татарского нашествия, чтобы, соединившись вместе, бороться с врагом. В граде же Москве все были в страхе. Когда наши отступили от берега, тогда татары, одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться... Князь же великий с сыном и с братьями, и со всеми воеводами пошел к Боровску, говоря, что там учинит с ними бой.
Царь [Ахмат] убежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак и Орду взял и его убил...
2. Установите соответствие:
а) Он создал одну из самых мощных армий, которая в короткие сроки покорила народы Северного Китая, Средней Азии, Ирана, Кавказа
б) Внук князя Всеволода Большое Гнездо, он по приглашению новгородцев стал их князем. От имени шведского короля он получил такой вы зов: «Если можешь протився мне, королю, то – вот я уже здесь и пленю землю твою».
в) «Слушайте, смотрящие мне в глаза мои багатуры! Великий дед мой, Священный Потрясатель вселенной, приказал мне завоевать все земли на Западе до последнего предела, и я клянусь, что с вами, непревзойденные в храбрости багатуры, я сделаю это и проведу кровавую огненную тропу до конца вселенной!»
г) Великий князь, опытный полководец и смелый воин, после падения Рязани отправился на север собирать войско. Около речки Сити он встал станом, поджидая полки своего брата Ярослава. Но монголы неожиданно атаковали русское войско. Произошла битва, в которой пал великий князь и его воины
1) Александр Невский,
2) князь Юрий Всеволодович,
3) Чингисхан,
4) Батый
3. Восстановите последовательность событий:
а) ликвидация самостоятельности Пскова
б) конец ордынского владычества на Руси
в) установление Юрьева дня
г) разгром московским войском новгородского ополчения на реке Шелони
д) начало правления Ивана III
2-я группа
1. Анализ документа.
Летописная повесть о побоище на Дону.
...Великий же князь пришел к реке. Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы... Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы»... (Дмитрий) сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей...» И велел мосты мостить и о бродах разузнавать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник, во время восхода солнца была тьма великая по всей земле, мгла, не было света от утра до третьего часа... Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные, и случайности смертельные уничтожились... Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы Господь Бог один вел его...
И было это в шестой час дня, начали появляться поганые... И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и, великие силы увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных,.. Когда бились они с шестого часа до девятого, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих — русских сыновей и поганых... А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его...» И сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к орде... И гнали их до речки Мечи...
2. Укажите верные утверждения:
а) на реке Сити русское войско неожиданно атаковало монголов и разбило их;
б) Батый во втором походе направил главный удар на южно-русские земли;
в) после завоевания Руси хан Батый покоряет страны Центральной Европы;
г) в конце ХП в. римский папа объявляет крестовый поход против жителей прибалтийских земель;
д) битва на Чудском озере вошла в историю под названием Ледовое побоище;
е) ордынские ханы изменили сложившийся на Руси порядок управления государством;
ж) после восстания 1262 т. во многих городах Руси право сбора дани было передано русским князьям;
з) от ордынской дани русское духовенство не было освобождено;
и) русские и литовские земли объединились в единое государство для того, чтобы противостоять врагам с запада и востока;
к) русский язык был государственным языком Великого княжества Литовского.
3.Установите соответствие:
1237 г. а) падение под ударами монголов Владимира
1238 г. б) возвращение монгольского войска Нижнюю Волгу
1240 г. в) битва на Чудском озере.
1242 г. г) начало похода Батыя на Русь
Тест на закрепление ЗУН
1. В летописных сводах, повестях и сказаниях XVI в. разрабатываются идеи:
2. Установите соответствие:
3. В XVI в. версия о передаче шапки Мономаха, порфиры и скипетра византийским императором Львом великому князю киевскому Владимиру Мономаху впервые была сформулирована в:
4.Родословную московских правителей от римского императора Августа выводит произведение XVI в.:
5. «Мы от Августа кесаря родством ведемся», — без тени сомнения утверждал в письме шведскому королю:
6. Идеи о Москве как о «третьем Риме», сформулированные игуменом Филофеем в посланиях Василию III, были востребованы в правление:
7. Автор концепции «Москва — третий Рим» Филофей был игуменом в монастыре:
8.Укажите верные утверждения:
9. Восстановите последовательность событий:
10. Установите правильное соответствие:
Поделиться…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.