Внеклассное мероприятие
«Дети войны»
Цели:
· Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
· Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества.
·
Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать
больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.
Задачи:
Образовательные:
· Познакомить детей с понятием «война», о горе, которое она принесла.
· Рассказать подвигах детей во время войны.
Развивающие:
· Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории Родины.
·
Развивать у детей
способность сопереживать другим людям.
Воспитательные:
· формирование гражданского самосознания у молодого поколения,
· воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины.
Оборудование: Проектор, презентация «Дети войны».
Ход мероприятия
(слайд 1)
«Дети и война – нет более ужасного
сближения противоположных вещей на свете».
А. Т. Твардовский
(слайд 2)
Вед. 1 На планете людей Дети – самый лучший народ. Что может быть дороже детей?! Слеза и смерть хотя бы одного ребёнка – непоправимы, это преступление против Будущего, против Жизни.
(слайд 3)
Вторая мировая война убила свыше 13 млн. детей! Цифра с шестизначными нулями. 13 млн. «обездоленных», зачёркнутых, стёртых из Книги жизни жизней. А те, кто остались в живых, разве могли остаться детьми? Дети войны часто умирали раньше своих отцов, которые воевали. Умирали раньше, чем бывшие солдаты-фронтовики. Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Со счастливого порога детства оно ступило прямо в смерть и ад.
(слайд 4)
У войны было горя много,
И никто никогда не сочтёт,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
В эти годы порой казалось,
Что мир детства навек опустел,
Что уже не вернётся радость
В города, где дома без стен.
Был серебряным смех девчонок,
Но его заглушила война.
А седины ребячьих чёлок-
Разве этому есть цена?..
(слайд 5)
Май- начало июня 1941 года. Заканчивается учебный год в школах, ученики сдают экзамены. Родители задумываются о летнем отдыхе детей. Лето сулит только радость. Мирная довоенная жизнь запечатлена на чёрно-белых фотографиях – немых свидетелях того времени. На них «все ещё живы».
В объективе «Фотокора»
Уместились все как есть –
Те, кого разлучит скоро
Неминуемая весть.
Эти стрижки, эти чёлки
Светом дня озарены…
Здесь мальчишки и девчонки
За неделю до войны.
(слайд 6)
Июнь, тёплое лето 1941 года. Детей отправляют на отдых, у них каникулы.
Спали люди, отложив на утро
Все свои заботы и дела.
В светлом доме, тихом и уютном,
Маленькая девочка спала.
На кровати, на столе игрушки,
За окном большой зелёный сад,
Где весною яблони и груши
Надевают праздничный наряд.
Плыло небо в светлых, звёздных точках,
Небо тоже дожидалось дня,
И никто не знал, что этой ночью
На рассвете началась война.
(слайд 7)
Вед. 2 Это страшное слово вошло в каждую семью… В те дни мальчишки и девчонки, ваши ровесники, рано взрослели. Они не играли в войну, а жили по её суровым законам.
(слайд 8-10)
Дети делали всё, что могли: дежурили на крышах домов, гася зажигательные бомбы, ухаживали за ранеными в госпиталях, писали под их диктовку письма и выступали перед ранеными бойцами, разбирали и разносили почту, собирали лекарственные травы, изготавливали подарки для воинов фронта, девочки вязали для бойцов тёплые носки и варежки, шили кисеты для табака…
Взрослые мужчины ушли на фронт. Женщины и дети встали к станкам, чтобы производить всё необходимое для фронта: оружие, снаряды, военное обмундирование – и всё остальное, что нужно стране для жизни.
«Летом и осенью работали на полях, руками дёргали пшеницу, жали серпом хлеб, вязали снопы. Было голодно, холодно, учились в неотапливаемых классах, в чернильницах замерзали чернила. Тетрадей не было, писали между строчек в книгах».
Не по-детски, а по-взрослому работая на фабриках, заводах, в полях, впроголодь, вкладывая все вои маленькие силы, они ковали Победу вместе с теми, кто воевал на фронтах войны.
Из одного металла льют
Медаль за бой, медаль за труд …
(слайд 11)
Вед. 1 Мальчишки всех возрастов стремились на фронт. Но не всем удавалось попасть в действующую армию. Маленькие воины становились «сынами полков». Они были связными, разведчиками, партизанами.
Юные
безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько
вас? Попробуй перечислить,
Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно,
Вы сегодня с нами,
В наших мыслях,
В каждой песне, лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
(слайд 12)
По данным Центрального архива Министерства обороны СССР, сынов и дочерей полков на фронте было 3500 человек. Но эти данные считают не полными, так как многие командиры полков, боясь ответственности, не отдавали приказа о зачислении детей. Кроме того в это число не вошли юные подпольщики и партизаны. С ними число юных солдат будет уже более 7000.
(слайд 13)
Вед. 2 За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с захватчиками, звание Героя Советского Союза было присвоено Александру Чекалину, Леониду Голикову, Марату Казею, Зине Портновой, Вале Котику. А они же были совсем дети! Ребята достигали таких высот мужества, что оказывались достойными Золотых Звёзд Героев, орденов, медалей. И вот, что показательно: в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.
Марат Казей. Погиб в бою. Удостоен звания Героя Советского Союза – посмертно.
Витя Хоменко. Казнен фашистами. Награждён орденом Отечественной войны I степени – посмертно.
Маркс Кротов. Расстрелян фашистами.
Саша Бородулин. Взорвал гранатой фашистов и себя. Награждён орденом Красного Знамени.
Валя Котик. Погиб в бою. Удостоен звания Героя Советского Союза – посмертно.
Зина Портнова. Замучена фашистами. Удостоена звания Героя Советского Союза – посмертно.
Саша Ковалёв. Закрыл своим телом пробоину в коллекторе, откуда била кипящая вода. Награждён орденом Отечественной войны I степени – посмертно.
Лёня Голиков. Погиб в бою. Удостоен звания Героя Советского Союза – посмертно.
Лара Михеенко. Расстреляна фашистами. Награждёна орденом Отечественной войны I степени.
Простите нас! Мальчишки и девчонки военных лет! Мы не назвали многие и многие ваши имена, но вы продолжаете жить в книгах, в сердцах людей!
(слайд 14)
Вед. 1 Муся Пинкензон. Он не закрыл грудью амбразуру дзота. Не бросился со связкой гранат под гусеницы вражеского танка. У Мусика в руках была скрипка, и она поразила врага в самое сердце мелодией «Интернационала».
Муся Пинкензон попросил немецких солдат перед расстрелом сыграть любимую мелодию. «Играй!.. Играй! Понравится – будешь жить».
Муся прижал голову к скрипке. И с каждым новым взмахом смычка яснее возникала понятная всем мелодия. Всё громче, увереннее звучало: «Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов…»
Фашистский офицер оцепенел от ярости: «Перестань!» - орал он, потрясая перед скрипачом пистолетом. Но Муся не обращал на него внимания, он торопился. Раздался выстрел, за ним второй…Муся опустился на колени, всё ещё держа в руках скрипку и пытаясь доиграть оборванную мелодию. Автоматная очередь подкосила скрипача, и он упал. Но стоявшие пред фашистами люди подхватили песню, и она продолжала звучать, пока последний из певших не упал, пробитый пулей.
(слайд 15)
Вед. 2 Маленький Сусанин
Свою войну с немецко-фашистскими захватчиками он начал 9-летним. Уже летом 1941 года в доме его родителей в деревне Байки областной антифашистский комитет оборудовал тайную типографию. Выпускали листовки со сводками Совинфорбюро. Тихон Баран помогал их распространять. Два года юный подпольщик занимался этой деятельностью. Гитлеровцам удалось выйти на след печатников. Типография была разгромлена. Мать Тихона с сестренками скрылась у родственников, а сам он ушел к партизанам. Однажды, когда он навещал родных, в деревню нагрянули немцы. Мать угнали в Германию, а парнишку избили. Он сильно заболел и остался в деревне.
Его подвиг краеведы датировали 22 января 1944 года. В этот день в деревне снова появились каратели. За связь с партизанами всех жителей расстреляли. Деревню сожгли. «А ты, – сказали Тихону, – укажешь нам путь к партизанам». Трудно сказать, слышал ли что-либо деревенский мальчишка о костромском крестьянине Иване Сусанине, более чем за три века до этого заведшего польских интервентов в топкое болото, только Тихон Баран показал фашистам такую же дорогу. Они убили его, но и сами не все вылезли из той трясины.
(слайд 16-17)
Вед. 1 Блокада Ленинграда. Внутри блокадной муки, среди всех бед, лишений, ужасов смертей главной трагедией были дети. Смертельное кольцо блокады замкнулось вокруг 400 тысяч детей. 400 тысяч маленьких мучеников. До какого-то момента они были как все дети. Играли осколками снарядов, коллекционировали их, как до войны коллекционировали марки или обёртки от съеденных конфет… Убегали на передовую, благо, рядом, рукой подать…
А потом они разучились шалить, смеяться, улыбаться: для этого нужны были силы, а их не было. Они стали самыми тихими детьми. Сидели молча, покачиваясь из стороны в сторону, что-то ковыряли непрерывно, стараясь как-то заглушить сосущее, сводящее с ума чувство голода.
Девчонка руки протянула
И головой на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось - умерла…
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах слезы,
Как росинки,
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.
В перечне блокадной еды всякое можно найти: мучной клей от обоев, из переплётов, ремни, кошки, собаки, всякого рода технические масла, олифа, лекарства, специи, вазелин. Ели даже землю, взятую там, где немцы разбомбили продовольственные склады. Список длинный, удивительный по своей изобретательности, с какой испытывалось на съедобность всё окружающее. Рассказать про кисель из столярного клея и блины из горчицы.
По Ладожскому озеру, на грузовиках, под покровом ночи вывозили так называемый ценно-драгоценный груз – детей, женщин и тяжелобольных. Люди были истощенные, голодные, очень исхудалые, закутанные, во что придётся. А перед рассветом, стараясь проехать эти 30-32 км, шофёры очень гнали, чтоб не стать живой мишенью на льду для вражеских самолётов. Представьте: кузов полон людей, матери держат на руках маленьких детей. Машина мчит во весь дух, тряхнёт грузовик на ледяном бугре, и из рук измождённых, замёрзших матерей выскальзывает и падает за борт машины драгоценный свёрток с грудным ребёнком. 5-6 маленьких трупиков находили за ночь на холодном льду…
(слайд 18)
Вед. 2 Жила-была девочка. Звали её Таня Савичева. Имя этой маленькой ленинградской девочки стало бессмертным. Её дневник был обнаружен в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискарёвского кладбища, до сих пор волнует людей и известен всему миру. Вы помните?
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года».
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня1942 года».
«Мама 13 мая в 7.30 часов утра 1942 года»
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
(слайд 19)
Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её уже было невозможно…
На Нюрнбергском процессе в суде над военными преступниками её блокадный дневник был свидетелем.
Имя Тани стало вечным. Одна из малых планет так и называется – Таня.
(слайд 20-21)
Вед. 1 Хатынь. В 54 км от столицы Беларуси поднялся из бетона и гранита мемориальный комплекс «Хатынь». Хатынь…Тут жили мирные люди, усердные труженики. Любили свои поля и леса. Выращивали зерно и лён, были хорошими скотоводами. Воспитывали детей, радовались удачам и строили новую жизнь. Война разрушила все мирные планы, зловещей тенью нависла над каждой избой. 149 человек и среди них 79 детей навечно легли в одну братскую могилу. А было это так. 22 марта 1943 года небольшую белорусскую деревню Хатынь окружил карательный батальон войск СС особого назначения. Каратели, набившие руку на расправах с мирным населением, и на этот раз действовали быстро, хладнокровно, профессионально. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нем становилось все теснее и теснее…
(слайд 22)
Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный, пришёл в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего израненного сына. Мальчик умер на руках отца. Этот трагический момент из жизни Иосифа Каминского положен в основу создания единственной скульптуры мемориального комплекса «Хатынь» - «Непокорённый человек»
(слайд 23)
72 года прошло с того страшного дня, когда исчезла с лица земли Хатынь, когда заживо сгорели её мирные жители. 26 колоколов звонят над бывшей деревней. Звонят в любую пору года. Звонят ночью и днём. Звонят, напоминая о прошлом.
(слайд 24)
Вед. 2 Концлагеря. На оккупированных Германией в годы Второй мировой войны территориях Европы было создано 13674 концлагеря для взрослых, где находились и дети. Через эти лагеря прошло 18 млн. человек и более половины осталось там навсегда.
Это Освенцим и Дахау в Польше, Бухенвальд и Равенсбрюк в Германии, Треблинка и многие другие…
Фашистские человеконенавистнические «идеи» не только не щадили детей, но с особой жестокостью «использовали» их. Детей отбирали у родителей и отправляли в специальные детские концентрационные лагеря, где их не просто заставляли работать, но морили голодом, производили на них медицинские опыты, хирургические эксперименты, брали кровь для раненых фашистов. Для фашистских выродков малыши не были людьми, а были просто «материалом». Поэтому никто не жалел о том, что «материал» мучается и умирает от голода, страха и боли.
Воспоминания бывшей узницы концлагеря: «Каждое утро стучал засов, входили смеющийся офицер и красивая женщина. Она по-русски нам говорила:
- Дети! Кто хочет каши, быстро становитесь по двое в ряд. Поведём вас кормить…
Дети спотыкались, толкались, каши хотели все.
- Надо только 25 человек, - пересчитывала женщина. – Не ссорьтесь, остальные подождите до завтра.
Я вначале верила, вместе с маленькими бежала, толкалась, а потом стала бояться: «Почему не возвращаются те, которых уводят кормить кашей?» Потом узнала: их уводят в крематорий. Оттуда выход один - через трубу дымом. Сразу в небо…В вечность…»
О детях в концлагерях мало говорят. Наверное, потому, что страшнее этого быть не может ничего…
(слайд 25)
Вед. 1 На окраине города Рига во время ВОВ находилось одно из самых зловещих мест в истории рода людского – детский концлагерь Саласпилс, лагерь детской смерти.
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали…
Клип «Дети войны».
Я – алый мак. Я – алый мак.
Борьбы и крови символ – знак.
Я здесь расту, я не зачах,
Я – соль, зола на кирпичах,
Я здесь живу, расту доныне,
Я – слёзы, крик детей Хатыни,
Я – шлейф заката, скорбь рассвета,
Свидетель тех людей планеты,
Кто пеплом, дымом стал в печах,
Я здесь расту, я не зачах!
Нам славы посмертной не надо,
Хоть наша судьба и горька.
Ведь высшая всем нам награда –
Ваша память о нас на века!
Только нас в суете не забудьте,
Не предайте погибших за вас.
Милосердны и счастливы будьте
И молитесь почаще за нас!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.