Песни бывают разные
Урок в 1 классе.
Старинная французская песенка
Учитель: Сегодня мы с вами послушали и станцевали вальс и польку, спели песни, вошли в класс под марш. Теперь прозвучит новая музыка.
Исполняется первая часть «Старинной французской песенки»
Дети: Эта песня, она печальная и тихая, похожая на колыбельную. Словно женщина поёт и качает ребёнка.
Дети пропевают мелодию первой части.
Учитель: О чём может быть эта песня?
Дети: О ребёнке, о печали, о тихом вечере.
Звучит вся пьеса.
Учитель: Что изменилось?
Дети: Музыка стала светлее, словно мама вспомнила что-то хорошее, а потом музыка опять стала печальной, тихой, опять колыбельной.
Учитель: П.И.Чайковский назвал эту пьесу «Старинная французская песенка». Какую ещё пьесу П.И.Чайковского вы слышали из этого альбома?
Демонстрируется «Детский альбом».
Дети: Марш деревянных солдатиков.(В подарок звучит «Марш деревянных солдатиков»(фрагмент)
Немецкая песенка и Итальянская песенка
Учитель: Мы с вами на прошлом уроке слушали «Тирольскую песенку» и песню в исполнении итальянского певца Робертино Лоретти, итальянскую и немецкую песни. О чём они? О чём в них хотели сказать композиторы и исполнители?
Дети: О радости, о чём-то хорошем.
Учитель: Послушайте ещё две песенки, только они без слов. Какая из них немецкая, а какая итальянская?
Звучат «Итальянская» и «Немецкая песенка».
Дети: Первая – «Итальянская», а вторая – «Немецкая песенка». «Итальянская» - певучая, похожа на вальс. «Немецкая» тоже как вальс, но он грубее, там есть мелодия, похожая на тирольскую песенку, как они делают голосом.
Обе песни о чём-то весёлом, приятном, может быть о своей стране, о празднике.
Учитель: Вы не догадались, кто написал эту музыку?
Дети: Эта музыка П.И.Чайковского – «Детский альбом».
Неаполитанская песенка
Учитель:Как вы думаете, в какую страну перенесёт вас эта музыка?
Звучит «Вернись в Сорренто» Э.Куртиса
Дети:Это итальянская песенка, мы её уже слышали. Значит, это Италия.
Учитель: Послушайте, как это звучит по-русски.
Звучит фрагмент на русском языке.
Учитель: Это была песня итальянского композитора Куртиса. А«Неаполитанская песенка» П.И.Чайковского из какого альбома?
Дети: Из «Детского альбома»
Звучит фрагмент «Неаполитанской песенки»
Дети: Очень похоже!
Учитель: Где же П.И.Чайковский мог услышать ТАКУЮ МЕЛОДИЮ?
Дети: В Италии.
Учитель: Да, в Италии, в городе Неаполе, поэтому эта песенка так и называется
Дети: «Неаполитанская»
Учитель: Правильно ли П.И.Чайковский назвал её песенкой?
Дети: В начале звучит песенка, а в конце – танец. Словно кто-то пел песенку, а потом стал танцевать. Ему очень весело, поэтому танец очень быстрый.
Учитель: А что это за музыка?
Звучит «Старинная французская песенка»
Дети: Это « Старинная французская песенка»
Учитель: Что же получается: немецкая песенка, итальянская песенка, старинная французская песенка. Зачем понадобилось П.И.Чайковскому писать для «Детского альбома» ещё и иностранную музыку?
Дети:Это для того, чтобы познакомить ребят с иностранной музыкой. Мы ведь слушали музыку иностранных композиторов. И другие ребята тоже должны знать песенки разных стран.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.