Урок №5 в 1 классе.
Ход урока
Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами.
Планируемые результаты:
предметные: научатся слушать мотивы осенних мелодий, узнавать на слух и называть музыкальные произведения, рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, объяснять термины «мелодия» и «аккомпанемент»;
метапредметные: регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу; познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию;
личностные: внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.
1. Организационный момент.
Учитель: (Слайд 1) Приветствие
Музыкальное приветствие:
Динь, динь, дон – звенит звонок,
Начинается урок.
-Здравствуйте дети!
-Здравствуйте, учитель!
- Садитесь.
2. Актуализация знаний.
Учитель: На прошлом уроке мы узнали, что у музыки есть душа.
· Как ее зовут? (Мелодия).
Учитель: Верно, именно мелодия помогает нам узнать знакомую музыку и понять главную мысль музыкального сочинения.
(Слайд 2)
Учитель: Мы путешествовали по страницам «Детского альбома».
· Кто помнит, кем создан этот сборник? (П. И. Чайковским.)
· Кому был посвящён? (Володе Давыдову племяннику).
(Слайд 3)
· Названия каких пьес вы запомнили? («Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс».)
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.
(Слайд 4)
Учитель: Обратите внимание на нашу Музу. Сегодня она хочет, чтобы мы отправились на прогулку. Но куда?
Отгадайте загадку:
Вот художник так художник, все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, кто художник этот? (Осень.)
Учитель: Правильно. Мы отправляемся с вами в гости к Осени.
· Как вы думаете зачем? (Ответы учащихся.)
Учитель: Слушать музыку осени.
· Как же будет звучать тема нашего урока?
(Слайд 5)
Учитель: Да, тема урока так и звучит: – «Музыка осени»
4. Работа над темой. Актуализация знаний.
Учитель: (Слайд 6)
· Где можно услышать музыку осени? (В шелесте листвы, шуме дождя, завывании ветра.)
· Расскажите, какой бывает осень? (Ветреной, дождливой, пасмурной, ранней, яркой, поздней.)
(Слайд 7)
Учитель: Посмотрите. Вот здесь она дождливая. А здесь ветреная. Вот яркая осень – золотая! А вот пасмурная – серая. Осень бывает разная.
Учитель: Многие поэты, художники, писатели, композиторы любили осень и в своих произведениях рассказывали о ней.
(Слайд 8)
Учитель: Послушайте стихотворение "Осень" Алексея Плещеева и подумайте:
· Какое настроение вызывает у поэта осенняя природа?
Стихотворение "Осень" Алексея Плещеева
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льётся,
Лужи у крыльца…
· Какое настроение вызывает осень у А.Плещеева? (Грусть, тоска).
(Слайд 9)
Учитель: У поэта А. С. Пушкина осень была любимым временем года. О нём он написал много стихов. Послушайте одно из них, и подумайте:
· С каким чувством, настроением выражает А.С.Пушкин свое отношение к осени?
· Может ли это стихотворение прозвучать печально, грустно или восторженно, с восхищением красотой увядающей природы?
Стихотворение "Унылая пора" А. Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…
· С каким чувством, настроением поэт А.С.Пушкин пишет об осени?
· Может ли это стихотворение прозвучать печально, грустно или восторженно, с восхищением красотой увядающей природы?
(Слайд 10-23)
5. Физминутка «Осенняя»
(Слайд 24-25)
Учитель: Издавна русский народ придумывал заклички, которые были посвящены этому красивому времени года. К этим закличкам придумывали мелодии и получались песенки. Есть такая песенка–закличка «Осень».
Послушайте её и подумайте:
· С каким настроением, характером нужно её прочитать? (Бодро, весело).
· Какую по характеру мелодию можно придумать?
(Слайд 26)
Учитель: Осень бывает разная. Так и музыка осени, которую сочиняли композиторы, тоже бывает разная. Осень для них – не только время года, но и состояние души.
(Слайд 27)
Учитель: По-своему увидел осень, уже хорошо знакомый вам русский композитор П.И.Чайковский. В его цикле фортепианных пьес "Времена года" есть "Осеняя песнь". Давайте послушаем эту музыку и подумаем:
· Какой характер у мелодии?
(Слайд 28-29)
Слушают «Осеннюю песню» П. И. Чайковского
· Какой характер у мелодии? (задумчивый, спокойный, нежный и в тоже время печальный, грустный, унылый, тоскливый).
Учитель: В своём произведении композитор восхищается красотой осеннего пейзажа, и в тоже время грустит, печалится о чём – то.
· Как вы думаете о чём Пётр Ильич грустил ? (Об ушедшем лете. Наступило время хмурой, дождливой погоды).
· Как прозвучала мелодия: напевно, протяжно или отрывисто?
· Какое из прочитанных стихотворений наиболее подходит по характеру, настроению к прослушанной музыке? (Осень А. Пушкина)
(Слайд 30)
Учитель: В написании своих произведений композитор, как и поэт, и художник, выбирает соответствующие музыкальные краски настроения. Яркие, светлые краски настроения в музыке называют мажором или мажорный лад. А тусклые, серые, тёмные – минором или минорный лад.
· В каком ладу написана «Осенняя песня»? (В миноре)
(Слайд 31)
Учитель: Ребята, а что происходит осенью с деревьями? (Опадают листья.) Верно, начинается листопад. Давайте превратимся в осенние листочки, кружащиеся в удивительном танце, который еще никто не видел, потому что вы его сами сейчас придумаете.
6. Физминутка. Танец – импровизация «Осенние листья»
Учитель: Молодцы! Какой красивый листопад у нас получился. Присаживайтесь на свои места, а листочки положите на парту.
(Слайд 32)
7. Вокально-хоровая работа:
Учитель: Осенью в лесу очень много грибов.
· А вы любите собирать грибы?
Учитель: Очень много есть детских песен об осени. Я хочу вас познакомить с песней «Грибочки». Послушав, определите характер мелодии, и сравните с «Осенней песней» П. Чайковского.
(Слайд 33-34)
Слушают песню «Грибочки».
· Похожи ли по характеру Грибочки и Осенняя песнь? ( Нет разные)
· Чем ещё они отличаются? (Звучит в мажоре.)
Проговаривание скороговорки «Проворонила ворона воронёнка». Упражнения по восстановлению дыхания. Распевание.
Распевка: «По дорожкам» муз. и слова Е. Матвиенко
Разучивание песни «Грибочки»
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Ну вот мы побывали в гостях у осени.
Вывод: осень бывает разная – радостная, солнечная, «золотая» или унылая, серая, холодная, дождливая. То, что человек наблюдает в природе, меняет и его настроение, мысли. Об этом нам рассказали художники, поэты, композиторы.
(Слайд 35-38)
· Вам понравилась наша прогулка? (Ответы учащихся.)
· Где можно услышать музыку осени? (В шелесте листвы, шуме дождя, завывании ветра.)
· Как звучит музыка осени в произведениях композиторов? (Ответы учащихся.)
· Какое музыкальное произведение вы слушали? (Осенняя песнь)
· Кто автор? (П. И. Чайковский)
· Как называется веселое и радостное музыкальное настроение? (Мажор).
· Как называется грустное настроение в музыке? (Минор).
Учитель: На доске два смайлика.
ü Если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднения, то нарисуйте один лучик смайлику с улыбкой.
ü А если вы ничего не поняли, вам было неинтересно на уроке, то нарисуйте лучик смайлику с грустным лицом.
(Слайд 39)
Учитель: У нас получилось замечательное солнышко!
Спасибо вам за урок! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.