Урок музыки 1 класс конспект "Музыка осени"
Оценка 4.9

Урок музыки 1 класс конспект "Музыка осени"

Оценка 4.9
docx
15.01.2024
Урок музыки 1 класс конспект "Музыка осени"
Музыка осени.docx

Урок №5  в 1 классе.

Ход урока

Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами.

Планируемые результаты:

предметные: научатся слушать мотивы осенних мелодий, узнавать на слух и называть музыкальные произведения, рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, объяснять термины «мелодия» и «аккомпанемент»;

метапредметные: регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу; познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию;

личностные: внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.

 

1.     Организационный момент.

Учитель: (Слайд 1) Приветствие

Музыкальное приветствие:

Динь, динь, дон – звенит звонок,

Начинается урок.

-Здравствуйте дети!

-Здравствуйте, учитель!

- Садитесь.

2.       Актуализация знаний.

Учитель:  На прошлом уроке мы узнали, что у музыки есть душа.

·        Как ее зовут? (Мелодия).

Учитель: Верно, именно мелодия помогает нам узнать знакомую музыку и понять главную мысль музыкального сочинения.

(Слайд 2) 

Учитель: Мы путешествовали по страницам «Детского альбома».

·        Кто помнит, кем создан этот сборник? (П. И. Чайковским.)

·        Кому был посвящён?  (Володе Давыдову племяннику).

(Слайд 3) 

·        Названия каких пьес вы запомнили? («Сладкая греза»«Марш деревянных солдатиков»«Вальс».)

3.                 Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы урока.

(Слайд 4) 

Учитель: Обратите внимание на нашу Музу. Сегодня она хочет, чтобы мы отправились на прогулку. Но куда?

Отгадайте загадку:

Вот художник так художник, все леса позолотил!                

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим, кто художник этот? (Осень.)

Учитель: Правильно. Мы отправляемся с вами в гости к Осени.

·     Как вы думаете зачем? (Ответы учащихся.)

Учитель: Слушать музыку осени.

·     Как же будет звучать тема нашего урока?

(Слайд 5) 

Учитель: Да, тема урока так и звучит: – «Музыка осени»

 

4.     Работа над темой.  Актуализация знаний.

Учитель: (Слайд 6) 

·     Где можно услышать музыку осени(В шелесте листвы, шуме дождя, завывании ветра.)

·     Расскажите, какой бывает осень? (Ветреной, дождливой, пасмурной, ранней, яркой, поздней.)

(Слайд 7) 

Учитель:  Посмотрите. Вот здесь она дождливая. А здесь ветреная. Вот яркая осень – золотая! А вот пасмурная – серая. Осень бывает разная.

Учитель:  Многие поэты, художники, писатели, композиторы любили осень и в своих произведениях рассказывали о ней.

(Слайд 8) 

Учитель: Послушайте стихотворение "Осень" Алексея Плещеева и подумайте:

·     Какое настроение вызывает у поэта осенняя природа?

Стихотворение "Осень" Алексея Плещеева

                     Скучная картина!

                     Тучи без конца,

                     Дождик так и льётся,

                     Лужи у крыльца…

·     Какое настроение вызывает осень у А.Плещеева?  (Грусть, тоска).

(Слайд 9) 

Учитель: У поэта А. С. Пушкина осень была любимым временем года. О нём он написал  много стихов. Послушайте одно из них, и подумайте:

·     С каким чувством, настроением выражает А.С.Пушкин свое отношение к осени?

·     Может ли это стихотворение прозвучать печально, грустно или восторженно, с восхищением красотой увядающей природы?

Стихотворение "Унылая пора" А. Пушкина

                    Унылая пора! Очей очарованье!

                    Приятна мне твоя прощальная краса –

                    Люблю я пышное природы увяданье,

                    В багрец и в золото одетые леса…

·     С каким чувством, настроением поэт А.С.Пушкин пишет об осени?

·     Может ли это стихотворение прозвучать печально, грустно или восторженно, с восхищением красотой увядающей природы?

(Слайд 10-23) 

5.     Физминутка  «Осенняя»

(Слайд 24-25) 

Учитель: Издавна русский народ придумывал заклички, которые были посвящены этому красивому времени года. К этим закличкам придумывали мелодии и получались песенки. Есть такая песенка–закличка  «Осень».

    Послушайте её и подумайте:

·     С  каким  настроением, характером нужно её прочитать? (Бодро, весело).

·     Какую по характеру мелодию можно придумать?

 

(Слайд 26) 

Учитель: Осень бывает разная. Так и музыка осени, которую сочиняли композиторы, тоже бывает разная. Осень для них – не только время года, но и состояние души.

(Слайд 27) 

Учитель: По-своему увидел осень, уже хорошо знакомый вам русский композитор П.И.Чайковский. В его цикле фортепианных пьес "Времена года" есть "Осеняя песнь". Давайте послушаем эту музыку и подумаем:

·     Какой характер у мелодии?

(Слайд 28-29) 

Слушают «Осеннюю песню» П. И. Чайковского

·     Какой характер у мелодии?  (задумчивый, спокойный, нежный и в тоже время печальный, грустный, унылый, тоскливый).

Учитель: В своём произведении композитор  восхищается красотой осеннего пейзажа, и в тоже время грустит, печалится о чём – то.

·     Как вы думаете о чём Пётр Ильич  грустил ?  (Об ушедшем лете. Наступило время  хмурой, дождливой погоды).

·     Как прозвучала мелодия: напевно, протяжно или отрывисто?

·     Какое из прочитанных стихотворений наиболее подходит по характеру, настроению к прослушанной музыке?  (Осень А. Пушкина)

(Слайд 30) 

Учитель:  В написании своих произведений композитор, как и поэт, и художник, выбирает соответствующие музыкальные краски настроения. Яркие, светлые краски настроения в музыке называют мажором или мажорный лад. А тусклые, серые,  тёмные – минором или минорный лад.

·     В каком ладу написана «Осенняя песня»?  (В миноре)

(Слайд 31) 

Учитель: Ребята, а что происходит осенью с деревьями(Опадают листья.) Верно, начинается листопад. Давайте превратимся в осенние листочки, кружащиеся в удивительном танце, который еще никто не видел, потому что вы его сами сейчас придумаете.

6.     Физминутка.  Танец – импровизация «Осенние листья»

 Учитель:  Молодцы! Какой красивый листопад у нас получился. Присаживайтесь на свои места, а листочки положите на парту.

(Слайд  32) 

7.     Вокально-хоровая  работа:

Учитель: Осенью в лесу очень много грибов.

·     А вы любите собирать грибы?

Учитель: Очень много есть детских  песен об осени.  Я хочу вас познакомить с песней «Грибочки». Послушав, определите характер мелодии, и сравните с «Осенней песней» П. Чайковского.

(Слайд  33-34) 

         Слушают песню «Грибочки».

·     Похожи ли по характеру Грибочки и Осенняя песнь?  ( Нет разные)

·     Чем ещё они отличаются?  (Звучит в мажоре.)

 

Проговаривание скороговорки «Проворонила ворона воронёнка». Упражнения  по восстановлению  дыхания.  Распевание.

Распевка: «По дорожкам» муз. и  слова  Е. Матвиенко

Разучивание песни «Грибочки»

8.     Подведение итогов.  Рефлексия.

Учитель: Ну вот мы побывали в гостях у осени.

Вывод: осень бывает разная – радостная, солнечная, «золотая» или унылая, серая, холодная, дождливая. То, что человек наблюдает в природе, меняет и его настроение, мысли. Об этом нам рассказали художники, поэты, композиторы.

(Слайд  35-38) 

·     Вам понравилась наша прогулка? (Ответы учащихся.)

·     Где можно услышать музыку осени(В шелесте листвы, шуме дождя, завывании ветра.)

·     Как звучит музыка осени в произведениях композиторов? (Ответы учащихся.)

·     Какое  музыкальное  произведение вы слушали? (Осенняя песнь)

·     Кто автор?  (П. И. Чайковский)

·      Как называется веселое и радостное музыкальное настроение?   (Мажор).

·      Как называется грустное настроение в музыке?    (Минор).

Учитель:  На доске два смайлика.

ü Если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднения, то нарисуйте один лучик смайлику с улыбкой.

ü А  если вы ничего не поняли, вам было неинтересно на уроке, то нарисуйте лучик смайлику с грустным лицом.

(Слайд 39)

Учитель: У нас получилось замечательное солнышко!

Спасибо вам за урок! До свидания!

 


 

Урок №5 в 1 классе. Ход урока

Урок №5 в 1 классе. Ход урока

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл

Может ли это стихотворение прозвучать печально, грустно или восторженно, с восхищением красотой увядающей природы? (Слайд 10-23) 2

Может ли это стихотворение прозвучать печально, грустно или восторженно, с восхищением красотой увядающей природы? (Слайд 10-23) 2

Физминутка. Танец – импровизация «Осенние листья»

Физминутка. Танец – импровизация «Осенние листья»

Если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднения, то нарисуйте один лучик смайлику с улыбкой

Если вы сегодня все поняли и занятие не вызвало у вас затруднения, то нарисуйте один лучик смайлику с улыбкой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2024