«Урок музыки как средство реализации
здоровьесберегающих технологий»
Подготовила: Феоктистова Е.В.
учитель музыки МОУ ООШ №3 с УИОП г.Егорьевска
г. Егорьевск 2017 год
Урок музыки сам по себе – здоровьесберегающая технология.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на поддержание и улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Особенностью урока музыки является организация разных форм музыкальной деятельности школьников. Каждый урок музыки содержит в себе оздоровительный эффект, препятствует развитию переутомления, не ухудшает здоровье, а способствует его сохранению, укреплению и развитию.
Сухомлинский Василий Александрович утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя музыки состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к "конструированию” собственного здоровья.
Длительная напряженная работа учащихся предполагает своевременную защиту организма. Ученые утверждают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. При этом около 50 % учащихся начинают отвлекаться от работы. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности.
Применяемые мною средства восстановления умственной работоспособности – это физкультурные минутки, паузы, музыкальные перемены.
Остановимся на физкультминутках. Физкультурные минутки – кратковременные перерывы на занятиях (1-3 мин.) для проведения физических упражнений. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Упражнения должны быть просты, интересны и знакомы учащимся, доступны для выполнения на ограниченной площади.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой. Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.
Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Он установил, что музыка, основанная на определенной гармонии и ритме, способна не просто лечить, но "очищать" человеческие деяния и страсти, восстанавливая гармонию души. Пифагор в своем университете в Кротоне начинал и заканчивал день пением: утром - чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером - успокоиться и настроиться на отдых Он же, кстати, и предложил понятие “музыкальной медицины”.
Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке поможет "Лунная соната” Л. Бетховена, "Времена года” П.И.Чайковского. Снять головную боль поможет "Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца "Элегия” С. Рахманинова. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение. Пение благотворно действует на бронхо - лёгочную систему, почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения и для самовыражения.
Одно из направлений здоровьесберегающих
возможностей музыки - это вокалотерапия, основанная на пропевании
звуковых сочетаний, улучшающих артикуляцию и дикцию, устраняющих монотонность и
безжизненность в голосе.
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:
– снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный
пузырь;
– лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует
сердечную деятельность, “прочищает” нос;
– оживляет деятельность поджелудочной железы,
способствует устранению проблем с сердцем;
– улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует
работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и
яичников (у женщин);
– лечит уши, улучшает дыхание;
– улучшает работу головного мозга.
СОГЛАСНЫЕ:
, , – улучшают работу головного мозга;
, – лечат уши;
– освобождает организм от отработанных веществ и
негативной энергии, улучшает дыхание;
– улучшает дыхание;
– лечит кишечник, сердце, легкие;
– лечит сердечные заболевания;
– лечит печень.
Фольклорная арттерапия - русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат.
Исполнение народных песен не только доступно детям, но и вызывает у них желание подыграть на музыкальных инструментах, вовлекает всех детей в творческий процесс, высоко активизирует их внимание. Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.
Терапия творчеством. Творческие задания направлены на расширение репертуара доступных ребенку эмоциональных переживаний. В процессе музыкального творчества происходит более полное познание учеником самого себя, своих способностей, формируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром.
Выполнение творческих заданий на уроках музыки является одним из наиболее эффективных приемов оптимизации психического состояния учащихся. Для этого я предлагаю детям с помощью музыкальных инструментов создать собственную импровизацию, нарисовать музыкальный образ того или иного произведения, рассказать о своих ощущениях после прослушанного музыкального произведения.
Сказкотерапия – использование сказочных сюжетов для анализа психологических проблем.
В нахождении способов решения детьми своих психологических проблем большое место занимает сказка. Сказка — любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка открывает ребенку перспективы собственного роста, дарит надежду и мечты — предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. Велико значение сказки для поддержания душевного мира детей. Огромные возможности для душевного здоровья младших школьников имеет музыкальная сказка или сказка в музыке (детская опера «Волк и семеро козлят» М. Коваля; балет «Золушка» С. Прокофьева; балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского; симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева; балет «Конек-горбунок» Р. Щедрина; опера «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова; сюита «Пер Гюнт» Э. Грига и др.).
Очень важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка (улыбкотерапия). Если ребенок поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.
Анализируя результаты своей работы я вижу, что у учащихся не только повысился интерес к предмету, но они стали на уроках музыки более раскрепощенными, творчески активными, эмоционально отзывчивыми,
что благотворно влияет на его эмоциональное и познавательное развитие. И еще одно мое наблюдение: использование здоровьесберегающих технологий на уроке музыки имеет оздоровительный эффект не только для учащихся, но и для учителя, который испытывает на себе их положительное влияние.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.