Урок музыки: Лирические образы в музыке В. А. Моцарта

  • docx
  • 17.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Моцарт. Знаменитая Сороковая

Содержание:

1.    Индивидуально-характерные стилевые особенности творчества композиторов - венских классиков.

2.    Лирические образы в музыке В. А. Моцарта.

3.    Роль мелодического начала в его сочинениях.

4.    Знакомство с жанром симфонии: композиционное строение, исполнительский коллектив (симфонический оркестр).

Музыкальный материал:

1.    В. А. Моцарт. Симфония № 40. I часть. Экспозиция (слушание);

2.    В. А. Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты» из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение).

Характеристика видов деятельности:

1.    Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности композиторов - венских классиков (в соответствии с критериями, представленными в учебнике).

2.    Обнаруживать и выявлять характерные свойства музыки В. А. Моцарта.

3.    Исполнять ритмический аккомпанемент к вокальной партии.

Мелодия Моцарта льётся для меня совершенно естественно,
как льётся какой-нибудь прекрасный ручей или источник.

И. Тургенев

Творчество Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена мы ценим за жизнеутверждающий характер, ясность и выразительность музыкального языка. При этом музыка каждого из этих композиторов имеет свои яркие особенности.

Так, в произведениях Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, у Бетховена – настроения драматические, отражающие борьбу, стремление к победе.

У Моцарта особенной глубиной отличаются лирические образы. И радость, и печаль запечатлены у композитора в ярких запоминающихся мелодиях, передающих чувства человека, его душевные переживания.

«Сущность музыки – в мелодии», - писал Моцарт. И в каком бы жанре не были созданы его произведения, будь то опера, симфония, соната, - всегда по выразительности мелодии мы безошибочно угадываем: звучит музыка Моцарта.

В. А. Моцарт прожил недолгую жизнь, но успел создать огромное число музыкальных произведений – около 600. Это - оперы, симфонии, сонаты, песни.

На этом уроке мы познакомимся с выдающимся произведением Моцарта, известным во всём мире, - Симфонией № 40. Её музыка отличается вдохновенностью и лиричностью, с необычайной искренностью в ней раскрывается глубина чувств и переживаний человека.

Слово «симфония» в переводе с греческого означает «созвучие». Это крупное музыкальное произведение, состоящее из четырёх частей, объединённых одним общим замыслом. Чаще всего композиторы выбирали именно жанр симфонии, чтобы рассказать слушателям о тех событиях, которые во все времена волновали человека. Музыка симфоний говорила о добре и зле, красоте и уродстве, войне и мире. Темами многих симфоний становились любовь, героизм, подвиги народа. 
Симфония звучит в исполнении симфонического оркестра.

Сегодня мы послушаем первую часть Симфонии № 40 и поговорим о ней подробнее.

Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, 1-ая часть (экспозиция).

1.    В каком темпе начинается симфония? (В быстром.)

2.    Какой характер в начале произведения? (Взволнованный, напряжённый, порывистый.)

3.    Какие инструменты играют начальную мелодию? (Струнные – скрипки.)

4.    Появлялась ли в этой музыке позднее другая мелодия? (Да.)

5.    Каким стал характер музыки во время звучания второй темы? (Неторопливым, более спокойным.)

6.    Какие музыкальные инструменты исполняли вторую тему? (Духовые – гобои.)

Первая часть симфонии состоит из трёх разделов. 

В первом разделе композитор показывает нам основные темы - мелодии, каждая из них имеет свой характер. Этот раздел называется экспозиция, что означает - показ. Вы, наверное, слышали выражение: «экспозиция картин на выставке», то есть показ картин. В экспозиции симфонии все основные темы (а их, как правило, четыре) предстают перед нами.

Основные темы экспозиции называются так: главная партия, связующая, побочная и заключительная. Главная и побочная партии контрастны между собой, между ними - связующая. Заключительная партия часто перекликается по характеру с главной. Она завершает экспозицию.

Второй раздел называется разработка. В нём темы развиваются, варьируются, разрабатываются, сталкиваясь друг с другом.

Последний, третий раздел - реприза повторяет первый (экспозицию), с некоторыми изменениями.

Давайте послушаем основные темы экспозиции (главную и побочную темы) первой части симфонии и постараемся различить характер основных тем.

Слушание: В. Моцарт. Симфония № 40, 1-ая часть (главная и побочная партии).

Тема главной партии напоминает взволнованную речь человека. Кажется, что он, едва переводя дыхание, спешит рассказать о своих душевных переживаниях. Короткие, прерывистые мотивы скрипок звучат необыкновенно трепетно и жалобно.

Тема побочной партии – мягкая, нежная. Кажется, что в своих мыслях человек ненадолго уходит от действительности, погружаясь в мир светлых грёз и воспоминаний.

Экспозиция завершается оркестровым forte радостного, энергичного характера.

Музыка Моцарта ослепляет солнечностью и заставляет плакать людей, говорящих на разных языках, но одинаково чувствующих красоту и любящих музыку.

1.    Музыку какого композитора вы сегодня слушали?

2.    Какое произведение называется? (Симфония № 40.)

3.    Поясните, что такое симфония?

4.    Каков был характер главной партии Симфонии № 40? (Взволнованный, трепетный.)

5.    Каков был характер побочной партии Симфонии № 40? (Мягкий, нежный, неторопливый.)

6.    На уроках музыки мы часто называем произведения словом «шедевр». Кто помнит, что означает это слово? (Вершина творчества, лучший образец произведения.)

7.    Подходит ли к Симфонии № 40 слово «шедевр» и почему?

8.    Как вы думаете, что принесло музыке Моцарта такую популярность? (Красивая мелодия, которая легко запоминается.)

Запомни! Симфония

Вопросы и задания:

1.    В чём заключаются главные отличительные особенности произведений композиторов – венских классиков?

2.    Что означает слово «симфония»? Из скольких частей состоит симфония?

3.    Какое средство выразительности прежде всего определяет образ 1 части Сорокой симфонии В. А. Моцарта?