5 класс
Тема урока: Великий колокольный звон
Цель: сформировать представление о видах колокольного звона и познакомить с историей возникновения колоколов; осознание обучающимися понятия колокольности как художественного явления в русском искусстве.
Задачи:
Универсальные учебные действия:
Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника, характеризуют и исследуют полученную информацию.
Регулятивные: достижение поставленной цели с помощью различных видов учебной деятельности.
Коммуникативные: оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; при работе в группе у каждого ученика есть своя функция. Взаимодействуют, находят общие решения при выполнении учебных заданий в группах. Излагают свою точку зрения.
Личностные: Осознают духовную и социальную значимость изучаемого материала. Принимают самостоятельное решение в реализации полученных знаний.
ХОД УРОКА
I. Погружение в урок и приветствие.
Попробуйте определить, о чем сегодня пойдет речь. Четыреста лет тому назад иностранцы, путешествовавшие по России, дивясь этому русскому чуду восклицали: «Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире нет, не было и не будет! Она превосходит силы человеческие!" А вернувшись домой из странствий и вспоминая в своих заметках, что им довелось увидеть, писали: «Подобной величины и такой красоты нельзя найти в другом царстве во всем мире».
А в народе об этом национальном чуде говорили проще:
-За уши повесят, да за язык подергают – станешь петь.
- Лезу, лезу по железу
Вылезу на мостик
Дерну быка за хвост
Бык заревет – весь народ соберет.
Ответы детей
Ну конечно же, это колокол.
Приветствие
1 Звучит колокольный звон._____________________________________
2 Динь дон, динь дон
Слышим колокольный звон.
Он приветственно звенит
Здравствуйте всем говорит.
II. Развитие темы
А как же появились колокола, как вы думаете?
Только в одной стране мира - в России, живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, вошёл в музыку, отразился в литературе, живописи.
В начале роль колоколов бала исключительно подсобной: созывать верующих на молитву в будни и праздники. Но постепенно они стали сопутствовать праздникам и торжествам, сообщали людям о важных событиях, созывали на вече, указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, в трагические для Отечества дни звали на защиту Родины.
- Откуда же появились колокола?
Первый колокольчики стали отливать в Италии. Существует легенда, в которой рассказывается о том, что когда-то давным-давно, ещё в конце IV века Епископ Ноланском заболел, пошел в лес за целебными травами, устал, прилег на траву. Он задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку. Даже скорее не музыку, а перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда же он открыл глаза, то увидел возле самого уха знакомый цветок…(остановка)
Как вы думаете, что это был за цветок? 3
Да, колокольчик. Он вернулся в монастырь и сделал копию этого цветка.
Как и человек, колокол имеет уши, плечи, язык, туловище. Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Неопалимая Купина, Медведь.
Отчего же зависит звук колокола? (Из какого материала он сделан, его формы и веса).
• Если вес тяжёлый, то какой будет звук по высоте? (низкий)
• А если язык лёгкого веса? (высокий)
Вывод: Язык у колокола, как смычок у скрипки. Чем толще язык, тем и звук будет глубже, ниже. Чем тоньше язык – звук будет выше.
На Русь привезли колокола с Запада, пока не появились свои мастера колокольного звона. Ростовские звоны - замечательное творение русского народного эпоса. Самым большим колоколом, считали колокол, отлитый в1688 году Флором Терентьевым. Он весил 2000 пудов. Звук этого колокола узнавали за 20 километров за городом.
- А какой колокол является самым знаменитым?(царь-колокол) В 1735 году в Московском Кремле русский колокольный мастер Михаил Моторин отлил самый большой в мире колокол весом 12000 пудов, то есть около 200 тонн, известный под названием «Царь –колокол». Колокол находился в земляной яме, в которой проходил весь процесс отлития. Над ямой был сооружен деревянный сарай для прикрытия колокола, но начался большой пожар, который охватил кремлевские здания. Загорелась и деревянная постройка над ямой, куда начали падать горящие бревна. Колокол от высокой температуры накалился и лопнул. Сейчас он находится в Москве.
В России самая бедная церковь имела не менее трёх колоколов, а на колокольнях богатых церквей их было до десяти.
Физкультминутка Игра на звоннице:
Дили-дили-дили-дон!
Слышится со всех сторон.
Весело играем мы –
Звонче колокол звени.
Раздается перезвон –
Колокольчиков трезвон.
Ты играй, не отставай,
Точно ритм передавай.
III.Слушание
Звучит вступление к хору С.С.Прокофьева «Александр Невский» «Вставайте, люди русские».
_________________________________________________________________
Что необычного в звучании оркестра вы услышали?
(звон колокола)
Как он звучал? (тревожно, призывно. Так созывали на войну или на пожар)
такой звон называли Набат. Он собирает людей на войну. Это вступление к хору. С каких слов будет начинаться хор людей, зовущих на войну? «Приходите! Собирайтесь! Вставайте!»
А кто должен вставать? (люди)
Какие люди? (русские)
IV. Знакомство с видами колоколов
Звучит Набат____________
Праздничный звон_______________
Игра «Дружные колокола»
Класс делиться на три группы: большие колокола, средние колокола и малые колокола. Сначала колокольный звон изображается пением.
1 группа: маленькие – «зазвонные» - колокола поют: тили-бом, тили-бом, тили-бом.
2 группа: средние колокола поют: бим- бом,
3 группа: большие колокола поют: бом, бом, бом.
По указанию «звонаря» (дирижера) колокола начинают звучать: отдельными группами, несколько групп вместе, всем хором и т.д.
Ребята, а где должны находиться колокола?
Для колоколов стали строить специальные помещения - колокольни и звонницы. Литье колоколов и колокольный звон на Руси всегда считалось подлинным искусством. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго.
Звонари задумались, как запомнить звоны, как их записать. И они придумали различные попевки, которые подходят к тому или иному звону
• «Пеки блин – дров нет»
• «А мы вас обокрали» (быстро)
• «А мы знаем. да не скажем»
V. Вокально -хоровая работа
Исполнение «Вечерний звон»
VI. Ресурсный круг
В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и, замерев, принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя. Представим и мы сейчас себя на колокольне, дергаем за веревку…
Что вы чувствуете?
Я чувствую…
Я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.
VII. Домашнее задание
а вы нарисуйте колокол, придумайте ему имя и найдите и запишите о нём пословицу, поговорку или загадку..
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.