Урок на тему " Разнообразие окружающего мира" 3 класс
Оценка 4.9

Урок на тему " Разнообразие окружающего мира" 3 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
естествознание
4 кл
16.04.2020
Урок на тему " Разнообразие окружающего мира" 3 класс
Урок по окружающему миру для 3 класса
конспект природа.docx

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №409

Пушкинского района г.Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ

 

3 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

Буцанец Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 год

Санкт-Петербург

 

г.Пушкин

Учитель: Буцанец Татьяна Николаевна

 

Предмет: окружающий мир

 

3 класс

 

Урок: Разнообразие природы.

 

ТРКМ

 

Цели урока:

Образовательные: ознакомить с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие

1.     Формировать умение работать с текстом учебника, дополнительной информацией, рисунками.

2.     Развитие творческих способностей.                                                              

Воспитательные

1.     Формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.

Тип урока –  урок  изучения и первичного закрепления новых знаний с применением ИКТ и технологии развития критического мышления.

 

 

Задачи урока: закрепить знания о природе живой и неживой, формировать коммуникативные умения учащихся, развивать мыслительную деятельность учащихся, определить значение природы для человека.

 

Оборудование урока: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс» 1 часть, мультимедийная презентация урока.

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

·        Приветствие.

 

 I I. Постановка учебной задачи( вызов). Слайд№1,2, 3

Отгадайте загадки:

Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
Ответ:Солнце

Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули поутру — нет ничего.
Ответ:Звезды

Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Ответ: Белка

На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.

ОТВЕТ:Муравьи

Что не сеяно родится?
Ответ (Трава)

Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный … (ОКЕАН).

Утром ползает,
В полдень недвижимо,
А вечером летает.

ОТВЕТ:Бабочка

 

Какие ассоциации возникли у вас?

Что объединяет все ответы?

 

·        Доскажите словечко и узнайте тему нашего урока.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года -

Это всё вокруг....(природа).

·        О чем же мы с вами будем говорить на уроке?

·        Правильно, тема нашего урока: " Разнообразие природы".

·         Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и её классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

·        А сейчас полюбуйтесь красотой природы России. Слайд№ 4-12

   

III. Осмысление.

·        Перед вами лежат листки с таблицей. Я задам вам вопросы, а вы внесете в таблицу свои ответы «Да» или « Нет»

 

До чтения

После чтения

№1

 

 

№2

 

 

№3

 

 

- Верите ли вы, что мы живем в сразу в нескольких  царствах?

- Верите ли вы ,что в организме человека живет очень много живых существ?

-Верите ли вы, что дрожжи-это грибы?

·        А сейчас вы прочитаете текст  учебника на странице 4-9, делая на полях заметки

ü -знаю

- Знаю, но не согласен

+ согласен

? неясно

·        Сравните ваши ответы  в таблице после прочтения текста.

·        Чтение текста детьми.

·        Слайд № 13.

·        Теперь мы разделимся на группы и вы обсудите следующие вопросы:

( Каждый вопрос обсуждается )

·        Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не сделано руками  человека).

·         

Прочитайте слова на экране ( радуга, книга, дуб, трактор, медведь, кирпич, глина).

·        Подумайте, что можно отнести к природе, а что создано руками человека?

             (Убираются слова рукотворных объектов: книга, трактор, кирпич).

·        Прочитайте названия объектов природы ( радуга, дуб, медведь, глина).

·        Подумайте, как распределить эти слова на две группы? (Живая и неживая природа). Слайд № 14.

·         

Схема - опора: природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.

·        Как отличить живую природу от неживой?

·        Какой вывод вы сделали?

Вывод: живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомства и умирают.

 

IV. Выведение нового понятия. Слайд №15

·        Как называется наука, которая изучает живую природу? ( биология).

Живую природу изучает особая наука - биология. Биология - совокупность наук о живой природе. Это слово произошло от двух греческих слов: "биос " - жизнь и "логос" - наука.

Разгадайте кроссворд.

1.     Домашняя птица. Несёт яйца. (Курица).

2.     Домашнее животное с густой, вьющейся шерстью. (Овца).

3.     Дерево с белым стволом и тонкими ветвями. (Берёза).

4.     Гриб, который следует искать вблизи осин. (Подосиновик).

5.     Грызун; живёт в земле, копает ходы и норы. (Крот).

6.     Травянистое растение, весной с жёлтыми цветками, летом - с белыми парашютиками. (Одуванчик).

7.     Ядовитый гриб с белыми крапинками.(Мухомор).

·        Прочитайте, какое слово мы получили ещё? (Царство).

·        Как вы представляете себе "царство"?

В природе люди условились выделять особые "царства".

 

 

V. Решение учебной задачи с опорой на схему. Слайд №16

 Царства - это большие группы органического мира.  Учёные-биологи делят живую природу на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов и  царство бактерий.

Слайд№17.

Бактерии - это особое царство живой природы. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп. Микроскоп - увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячу раз меньше песчинки. Бактерии - это микроорганизмы. Они живут повсюду - в воде, в воздухе, даже во рту человека.

 

VI.Физкультминутка. Игра "Живое - неживое".

Я называю слова. Если это объект живой природы, вы прыгаете и хлопаете в ладоши. а если неживой природы - стоите на месте. (Рыбка, дождь, гора, сова, рябина, ветер, маслёнок, ученик, подсолнух, гром).

 

VII. Значение природы для человека. Слайд №18.

·        Как вы думаете, а к какой природе относится человек: живой или неживой? (Человек относится к живой природе).

     Человек -  часть живой природы.

·        Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Вот это мы сейчас попытаемся доказать .( Каждая группа приводит свои доказательства)

·        Продолжите фразу ПРИРОДА-ЭТО…

Значит, природа – источник воздуха, пищи, воды.

·       Что вам ещё нравится в природе?

·       Вам нравится купаться в реке, озере? Почему? (Становишься здоровее, укрепляется мускулатура)

Значит, природа – источник  здоровья.

·     Посмотрите на осенний букет.

·     Какие чувства он у вас вызывает? (Он нравится нам).

Значит, природа – источник красоты.

·     Что даёт природа человеку для жизнедеятельности? (Хлопок, нефть, древесину, шерсть, металлы).

Значит, природа – источник материалов для хозяйственной деятельности.

·   Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда печаль. Когда мы видим сломанную ветку, засорённый родник, какие чувства у вас возникают? ( Нам их жаль).

·   А когда мы полюбовались красотой осеннего леса, какое чувство у нас появилось?(Радости, восторга).

·   Смогли бы вы нанести вред природе, сделать что-то плохое? (Нет. Хочется сделать что-то хорошее, не хочется ни с кем ссориться. Любовь к природе делает человека добрее).

Значит, природа – источник доброты.

· Изучая природу. Мы узнаём, почему летом идёт дождь, а зимой – снег, как образуется почва, из чего она состоит и многое другое.

Значит, природа – источник познания.

·Прочитайте текст на с.6 учебника. Найдите фразу, которой можно заменить предложение «Природа – источник познания». (Природа дарит нам радость открытий).

 

VIII. Выделение взаимосвязей. 

·Рассмотрите иллюстрацию на с. 7 . . Слайд №19

·Приведите примеры живой природы (олень, грибы, ястреб, деревья).

·А теперь неживой (камень, вода, воздух).

·Я знаю, что эти объекты живой и неживой природы тесно взаимосвязаны, но не знаю, как это доказать. Помогите. (Тепло и свет солнца, воздух, вода необходимы для жизни деревьев, грибов, трав. Благодаря этим условиям они живут и растут. Под деревьями растут грибы – пища для животных. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворёнными в ней солями. Грибами питаются белки, а ястреб охотится на белок, добывая себе пищу).

·Какой же можно сделать вывод? (Живая и неживая природа связаны друг с другом).

 

IX. Углубление знаний по теме урока. Слайд №20.

·        Эта страничка для самых любознательных. Мы попробуем найти ответ на вопрос «Кто такие микробы?».

·        Слово «микробы» произошло от греческого слова «микрос» - малый. Микробы – это крошечные микроорганизмы, невидимые простым глазом. К микробам относятся бактерии и крошечные грибы, но не те, которые мы видим в лесу.

Картинка  №1. Бактерии появились на Земле много лет назад. Сначала образовалась Земля, возник кислород и водород. Около 3,5 млрд. лет назад появились крохотные бактерии и водоросли. Вот так выглядят бактерии и микробы под микроскопом.

Каринка №2. Если бы не было бактерий на Земле, не было бы никакой жизни. Был бы один песок, как на Луне.

Картинка №3. И только 700 млн. лет назад появились в море первые живые организмы: черви и медузы.

Картинка №4. Но есть и полезные бактерии. Например, в кишечнике человека есть множество бактерий, которые помогают справиться с пищей, переваривая её.

Картинка №5. Тысячелетиями человек использовал бактерии для создания молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии, получится сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог.

Картинка №6. Самые известные микроскопические грибы – это дрожжи. Их добавляют в тесто, когда пекут хлеб, пироги, блины.

Одной бактерии достаточно, чтобы серьезно заболеть, поэтому нужно регулярно мыть руки с мылом и нельзя брать грязные предметы в рот.

 

X. Рефлексия.

КУБИК БЛУМА.

- Попробуйте задать друг другу вопросы при помощи кубика Блума.

 

 - Что нового вы открыли для себя на уроке?

 - Какие новые понятия вы запомнили из урока?

 - Что больше всего вам понравилось на уроке?

 

XI. Домашнее задание.

1. Прочитать статью «Природа» (учебник, с. 4 – 6)

2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник с.7).

 

 

 

Использованная литература

1. Ахмалишева А.Х. Естествознание в таблицах и схемах/ А.Х.Ахмалишева. – М.: Лист, 1998 – 143 с.

2. Голубева Е.Б. Занимательное естествознание/ Е.Б.Голубева – СПб.: Тригон, 1997 – 368 с.

3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс/ О.И.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2009. – 400 с.

4. Муковникова О.Г. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»/ О.Г.Муковникова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002 – 136 с.

 


Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №409

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №409

Учитель : Буцанец Татьяна Николаевна

Учитель : Буцанец Татьяна Николаевна

Рассыпалось к ночи золотое зерно,

Рассыпалось к ночи золотое зерно,

А сейчас полюбуйтесь красотой природы

А сейчас полюбуйтесь красотой природы

Разгадайте кроссворд . 1.

Разгадайте кроссворд . 1.

Что даёт природа человеку для жизнедеятельности? (Хлопок, нефть, древесину, шерсть, металлы)

Что даёт природа человеку для жизнедеятельности? (Хлопок, нефть, древесину, шерсть, металлы)

Вот так выглядят бактерии и микробы под микроскопом

Вот так выглядят бактерии и микробы под микроскопом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.04.2020