Пушкинского района г.Санкт-Петербурга
РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ
3 класс
подготовила
Буцанец Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
2017 год
Санкт-Петербург
г.Пушкин
Учитель: Буцанец Татьяна Николаевна
Предмет: окружающий мир
3 класс
Урок: Разнообразие природы.
ТРКМ
Цели урока:
Образовательные: ознакомить с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие
1. Формировать умение работать с текстом учебника, дополнительной информацией, рисунками.
2. Развитие творческих способностей.
Воспитательные
1. Формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний с применением ИКТ и технологии развития критического мышления.
Задачи урока: закрепить знания о природе живой и неживой, формировать коммуникативные умения учащихся, развивать мыслительную деятельность учащихся, определить значение природы для человека.
Оборудование урока: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс» 1 часть, мультимедийная презентация урока.
Ход урока
I. Организационный момент
· Приветствие.
I I. Постановка учебной задачи( вызов). Слайд№1,2, 3
Отгадайте загадки:
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
Ответ:Солнце
Рассыпалось к ночи золотое
зерно,
Глянули поутру — нет ничего.
Ответ:Звезды
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Ответ: Белка
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
ОТВЕТ:Муравьи
Что не сеяно родится?
Ответ (Трава)
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный … (ОКЕАН).
Утром ползает,
В полдень недвижимо,
А вечером летает.
ОТВЕТ:Бабочка
Какие ассоциации возникли у вас?
Что объединяет все ответы?
· Доскажите словечко и узнайте тему нашего урока.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг....(природа).
· О чем же мы с вами будем говорить на уроке?
· Правильно, тема нашего урока: " Разнообразие природы".
· Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и её классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
· А сейчас полюбуйтесь красотой природы России. Слайд№ 4-12
III. Осмысление.
· Перед вами лежат листки с таблицей. Я задам вам вопросы, а вы внесете в таблицу свои ответы «Да» или « Нет»
|
До чтения |
После чтения |
№1 |
|
|
№2 |
|
|
№3 |
|
|
- Верите ли вы, что мы живем в сразу в нескольких царствах?
- Верите ли вы ,что в организме человека живет очень много живых существ?
-Верите ли вы, что дрожжи-это грибы?
· А сейчас вы прочитаете текст учебника на странице 4-9, делая на полях заметки
ü -знаю
- Знаю, но не согласен
+ согласен
? неясно
· Сравните ваши ответы в таблице после прочтения текста.
· Чтение текста детьми.
· Слайд № 13.
· Теперь мы разделимся на группы и вы обсудите следующие вопросы:
( Каждый вопрос обсуждается )
· Что такое природа? (Всё, что нас окружает и не сделано руками человека).
·
Прочитайте слова на экране ( радуга, книга, дуб, трактор, медведь, кирпич, глина).
· Подумайте, что можно отнести к природе, а что создано руками человека?
(Убираются слова рукотворных объектов: книга, трактор, кирпич).
· Прочитайте названия объектов природы ( радуга, дуб, медведь, глина).
· Подумайте, как распределить эти слова на две группы? (Живая и неживая природа). Слайд № 14.
·
Схема - опора: природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.
· Как отличить живую природу от неживой?
· Какой вывод вы сделали?
Вывод: живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомства и умирают.
IV. Выведение нового понятия. Слайд №15
· Как называется наука, которая изучает живую природу? ( биология).
Живую природу изучает особая наука - биология. Биология - совокупность наук о живой природе. Это слово произошло от двух греческих слов: "биос " - жизнь и "логос" - наука.
Разгадайте кроссворд.
1. Домашняя птица. Несёт яйца. (Курица).
2. Домашнее животное с густой, вьющейся шерстью. (Овца).
3. Дерево с белым стволом и тонкими ветвями. (Берёза).
4. Гриб, который следует искать вблизи осин. (Подосиновик).
5. Грызун; живёт в земле, копает ходы и норы. (Крот).
6. Травянистое растение, весной с жёлтыми цветками, летом - с белыми парашютиками. (Одуванчик).
7. Ядовитый гриб с белыми крапинками.(Мухомор).
· Прочитайте, какое слово мы получили ещё? (Царство).
· Как вы представляете себе "царство"?
В природе люди условились выделять особые "царства".
V. Решение учебной задачи с опорой на схему. Слайд №16
Царства - это большие группы органического мира. Учёные-биологи делят живую природу на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов и царство бактерий.
Слайд№17.
Бактерии - это особое царство живой природы. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп. Микроскоп - увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячу раз меньше песчинки. Бактерии - это микроорганизмы. Они живут повсюду - в воде, в воздухе, даже во рту человека.
VI.Физкультминутка. Игра "Живое - неживое".
Я называю слова. Если это объект живой природы, вы прыгаете и хлопаете в ладоши. а если неживой природы - стоите на месте. (Рыбка, дождь, гора, сова, рябина, ветер, маслёнок, ученик, подсолнух, гром).
VII. Значение природы для человека. Слайд №18.
· Как вы думаете, а к какой природе относится человек: живой или неживой? (Человек относится к живой природе).
Человек - часть живой природы.
· Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Вот это мы сейчас попытаемся доказать .( Каждая группа приводит свои доказательства)
· Продолжите фразу ПРИРОДА-ЭТО…
Значит, природа – источник воздуха, пищи, воды.
· Что вам ещё нравится в природе?
· Вам нравится купаться в реке, озере? Почему? (Становишься здоровее, укрепляется мускулатура)
Значит, природа – источник здоровья.
· Посмотрите на осенний букет.
· Какие чувства он у вас вызывает? (Он нравится нам).
Значит, природа – источник красоты.
· Что даёт природа человеку для жизнедеятельности? (Хлопок, нефть, древесину, шерсть, металлы).
Значит, природа – источник материалов для хозяйственной деятельности.
· Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда печаль. Когда мы видим сломанную ветку, засорённый родник, какие чувства у вас возникают? ( Нам их жаль).
· А когда мы полюбовались красотой осеннего леса, какое чувство у нас появилось?(Радости, восторга).
· Смогли бы вы нанести вред природе, сделать что-то плохое? (Нет. Хочется сделать что-то хорошее, не хочется ни с кем ссориться. Любовь к природе делает человека добрее).
Значит, природа – источник доброты.
· Изучая природу. Мы узнаём, почему летом идёт дождь, а зимой – снег, как образуется почва, из чего она состоит и многое другое.
Значит, природа – источник познания.
·Прочитайте текст на с.6 учебника. Найдите фразу, которой можно заменить предложение «Природа – источник познания». (Природа дарит нам радость открытий).
VIII. Выделение взаимосвязей.
·Рассмотрите иллюстрацию на с. 7 . . Слайд №19
·Приведите примеры живой природы (олень, грибы, ястреб, деревья).
·А теперь неживой (камень, вода, воздух).
·Я знаю, что эти объекты живой и неживой природы тесно взаимосвязаны, но не знаю, как это доказать. Помогите. (Тепло и свет солнца, воздух, вода необходимы для жизни деревьев, грибов, трав. Благодаря этим условиям они живут и растут. Под деревьями растут грибы – пища для животных. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворёнными в ней солями. Грибами питаются белки, а ястреб охотится на белок, добывая себе пищу).
·Какой же можно сделать вывод? (Живая и неживая природа связаны друг с другом).
IX. Углубление знаний по теме урока. Слайд №20.
· Эта страничка для самых любознательных. Мы попробуем найти ответ на вопрос «Кто такие микробы?».
· Слово «микробы» произошло от греческого слова «микрос» - малый. Микробы – это крошечные микроорганизмы, невидимые простым глазом. К микробам относятся бактерии и крошечные грибы, но не те, которые мы видим в лесу.
Картинка №1. Бактерии появились на Земле много лет назад. Сначала образовалась Земля, возник кислород и водород. Около 3,5 млрд. лет назад появились крохотные бактерии и водоросли. Вот так выглядят бактерии и микробы под микроскопом.
Каринка №2. Если бы не было бактерий на Земле, не было бы никакой жизни. Был бы один песок, как на Луне.
Картинка №3. И только 700 млн. лет назад появились в море первые живые организмы: черви и медузы.
Картинка №4. Но есть и полезные бактерии. Например, в кишечнике человека есть множество бактерий, которые помогают справиться с пищей, переваривая её.
Картинка №5. Тысячелетиями человек использовал бактерии для создания молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии, получится сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог.
Картинка №6. Самые известные микроскопические грибы – это дрожжи. Их добавляют в тесто, когда пекут хлеб, пироги, блины.
Одной бактерии достаточно, чтобы серьезно заболеть, поэтому нужно регулярно мыть руки с мылом и нельзя брать грязные предметы в рот.
X. Рефлексия.
КУБИК БЛУМА.
- Попробуйте задать друг другу вопросы при помощи кубика Блума.
- Что нового вы открыли для себя на уроке?
- Какие новые понятия вы запомнили из урока?
- Что больше всего вам понравилось на уроке?
XI. Домашнее задание.
1. Прочитать статью «Природа» (учебник, с. 4 – 6)
2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник с.7).
Использованная литература
1. Ахмалишева А.Х. Естествознание в таблицах и схемах/ А.Х.Ахмалишева. – М.: Лист, 1998 – 143 с.
2. Голубева Е.Б. Занимательное естествознание/ Е.Б.Голубева – СПб.: Тригон, 1997 – 368 с.
3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс/ О.И.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2009. – 400 с.
4. Муковникова О.Г. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»/ О.Г.Муковникова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002 – 136 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.