Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Оценка 4.8
Разработки уроков +1
docx
естествознание +1
2 кл—4 кл
19.03.2019
Актуальность
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.
программа по внеурочной деятельности Краеведение.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Лукошинская средняя общеобразовательная школа
Купинского района Новосибирской области
ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЕВЕДЕНИЕ»
ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Авторсоставитель:
Писарева Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МКОУ Лукошинской СОШ 2018уч.г
Пояснительная записка
Актуальность
Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм любовь
к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В
настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры,
природы родного края. Это решение продиктовано потребностями
современного российского общества и необходимостью в формировании
личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным
ценностям своего Отечества.
Малая родина даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать.
Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с
окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря
программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в
своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.
Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории
своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи
теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует
более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей
семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает её
культурный уровень.
Педагогическая целесообразность
Именно в начальной школе закладываются основы морального,
нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль
играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за
свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.
Программа «Краеведение» дает возможность школьникам шире
познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы,
истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны,
мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах от
простейших описаний до проектных работ.
Программа «Краеведение» разработана как дополнение к курсу
«Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго
поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и
развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир».
Здесь прослеживается основная содержательная линия, определённая
стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш
край».
Программа «Краеведение» связана с такими дисциплинами, как
окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает
благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно
научного цикла в среднем звене. Принципы построения программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности
каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и
ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников,
проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в
определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их
на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы
является ее культурная значимость в жизни района, актуальность,
воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником
новой информации;
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,
коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более
детального обследования объектов, дополняют словесные методы,
способствуют развитию мышления обучающихся;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем,
практические работы. Практические методы позволяют воплотить
теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и
умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности
обучающихся, специфику программы «Краеведение» необходимо
использовать такие формы проведения занятий как экскурсии,
практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся
почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его
ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению
является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм
организации урока заключается в том, что занятие из класса, по
возможности, переносится в ту среду, которая изучается (лес,
пришкольный участок, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.).
Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок,
походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть
расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в
программе используются современные технологии и методики: технология
развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии,
игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
Цель:
создание условий для формирования у детей исторического сознания,
воспитания патриотизма, бережного отношения к историкокультурному
наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково
исследовательской деятельности. Задачи:
систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного
края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов
школьников;
воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;
формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное
отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское
самосознание, чувство гордости за родной край;
вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
создать благоприятные условия для достижения результатов в
познавательно поисковой деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с
федеральными государственными образовательными стандартами: данная
программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации,
которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников
в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Краеведение» лежит системно
деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких
качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и
настоящему родного края.
В результате обучения по программе «Краеведение» у младших
школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия.
К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы
УУД:
Личностные УУД
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах
прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле
поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины,
совести как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданин , чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно ‐
познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой
области и района;
чувства гордости за свой район, свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные УУД: Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и
условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и
мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при
подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания,
планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения
действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его
реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от
вымыслов;
узнавать символику России, Купинского района;
описывать достопримечательности России, Новосибирской области,
Купинского района;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т.
д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью
поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов домашней и школьной библиотек;
использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и
схемы при работе с картой контурной, картой Новосибирской
области ,Купинского района;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах. Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных
позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира
человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями
партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность
младших школьников, она органично сочетает творческую проектную
деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы
организации занятий по курсу «Краеведение» во внеурочной деятельности могут
быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы
чувств детей.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить
следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает
положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают,
предлагают собственные идеи);
планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта,
формулируются задачи, вырабатывается план действий,
устанавливаются критерии оценки результата и процесса,
согласовываются способы совместной деятельности сначала с
максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической
самостоятельности);
информационнооперационный (ученики: собирают материал,
работают с литературой и другими источниками, непосредственно
выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает,
сам является информационным источником);
рефлексивнооценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в
коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и
процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку,
учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык,
литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским
языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой
морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников,
развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного
беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь
числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и
навыки при составлении кроссвордов.
Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности по каждому
разделу рекомендуется организовывать в форме:
викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
создания и защиты собственного проекта;
создания презентаций представлений по изученной теме;
конкурсов исследовательских работсоревнований, имеющих целью
выявить лучших из числа всех участников;
Ожидаемые результаты:
обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края,
научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные
традиции;
научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит
патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.
Данный курс “Краеведения” рассчитан на преподавание со 2 по 4 классы
начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю) в рамках вариативной части
базисного плана содержит три раздела: “Мы живем в России”, “Край, в котором
мы живем”, “Село в котором я живу”. Каждый раздел поделен на темы –
модули, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии
с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
Представленный курс по “Краеведению” углубляет изучение истории региона на
локальном уровне, интегрирует в себе следующие предметы: история, биология,
география.
В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки
лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии, походы. Учащиеся
должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над
краеведческим материалом атлас России и НСО и контурные карты, Красная
книга.
Основная цель курса: дать школьникам начальной школы основные знания об
истории своего города, родного края, о культурных, политических,
экономических особенностях НСО, познакомить с достопримечательностями и,
что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.
Изучения “Краеведения” способствует
формированию у младших школьников человекагражданина, интегрированного
в современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
формированию активной гражданской позиции, патриотичности, чувств любви к
прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города;
формированию экологических знаний учащихся, вооружение их навыками
экологически грамотного использования природных ресурсов; в итоге учащиеся должны получить знания по краеведению и определить место и
значение родного края в развитии НСО, России в целом, а также овладеть
следующими умениями и навыками:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
работать в читальном зале библиотеки;
готовить и выступать с докладами и сообщениями
сравнивать и обобщать факты;
работать с атласом и контурной картой;
воспитывать бережное отношение к своему селу,, к школе.
воспитывать чувство гордости за свой район, за успехи своих земляков
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ “КРАЕВЕДЕНИЕ”
2 КЛАСС
1. Введение (1ч)
Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина,
родной край, область, район.
2. Мы живем в России (4ч)
Тема: Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения
России. Москва – столица.
Тема: Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы,
равнины России.
Тема: Символика РФ./герб, флаг, гимн/
Практические работы.
Работа с картой России найти и показать на карте территорию России,
некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.
3.Край, в котором мы живем (20ч)
Тема: Наш край на карте России. Города и села на карте. Сформировать
представление о территории области, городах и поселках, о ее размерах, научить
детей пользоваться картой Новосибирской области
Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн.
Тема: История нашего края. Новосибирская Земля в древности. История
создания и исследования.
Тема: Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными
изменениями в природе по всей области.
Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о
флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни
человека. Растения , грибы и ягоды. Охрана растений.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края,
Перелетные и зимующие Охрана и значение животного мира
Тема: Водоемы . Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов
Тема: Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их
основные свойства Как добывают, где используют. Значение для области и
страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых. Тема: Промышленность края. Крупные предприятия республики. Дать
первичные сведения об экономики края, познакомить с предприятиями области.
Что выпускают, где находятся.
Тема: Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет
на полях области. Значение сельского хозяйства.
Тема: Экология области. Понятие “экологии”. Как попадают вредные вещества
в организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на снижение
вредного влияния на организм человека. Дать первичные сведения о влиянии
природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том как человек влияет на
природу.
Практические работы.
НСО на карте России, обучение умению находить и показывать на физической
карте наиболее крупные равнины, горы, моря, реки, озера, обозначить их на
контурной карте.
Обучение работы с картой : Города и села обозначить их на карте.
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории
области.
Рассматривание образцов полезных ископаемых.
Обучение умению находить и показывать на физической карте месторождения
полезных ископаемых.
Экскурсии:
Природа вокруг нас,
Краеведческий музей,.
На водоем.
В поле, сад, на ферму.
4. Село в котором я живу (8ч)
Тема: История родного села. Мое село на карте
Тема: Купиский район, в котором я живу
Тема: Символика района
Тема: Улицы моего села. Улица на которой находится школа. Улицы по
которым я хожу. Транспорт села (пассажирский, грузовой), его назначение.
Тема: Предприятия Познакомить с предприятиями села, с профессиями
родителей. Машины помогающие трудиться.
Экскурсии:
На предприятия, где работают родители.
По улицам села
Тема: Итоговое занятие 3. КЛАСС
1. Введение.
Что мы будем изучать в этом году.
2. Мы живем в России
Тема: Географическое положение России. Крупные города РФ
Дать школьникам основные знания о истории своей страны.
Развивать умения ориентироваться по политической карте мира и физической
карте России.
Тема: Символика РФ /флаг, гимн, герб/. Повторить и углубить знания учащихся
о символике РФ,
Тема: Кем и чем гордится наша страна. Чем удивительна наша страна, какие
люди прославили Россию
3. Край, в котором мы живем
Тема: Географическое положение Новосибирской области Наши соседи,
(области, которые наш окружают). Сформировать представление о территории
области, городах и поселках, о ее размерах, научить детей пользоваться картой
области. Крупные города, села, поселки обл. Заповедники обл. Места туризма и
отдыха
Тема: Символика области. Герб, флаг. Гимн. (повторить)
Тема: История края. Повторить и углубить знания учащихся о истории своего
края, символике области. Новосибирская Земля в древности до наших дней.
Памятники древности
Тема: Погода и климат Новосибирской области Познакомить с сезонными
изменениями в природе. Растения и животные в разное время года. Труд людей в
разное время года. Тема: Растительность края. Создать у учащихся представление о флоре и
фауне области. Лечебные растения, как собирать, виды. Виды растений
нуждающихся в особой охране.
Познакомить учащихся с Красной книгой области, заповедниками области.
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края. Как
сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу (сбор букетов,
вырубка лесов, обламывание веток). Изменение природы в результате трудовой
деятельности человека.
Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Охраняемые
животные. Красная книга животных Новосибирской области. Отрицательное
влияние людей на животных. Заповедники обл.
Тема: Водоемы края. Значение и охрана водоемов. Выработка правил
поведения на водоемах. Познакомить с природными ресурсами области.
Тема: Полезные ископаемые. Дать первичные сведения о полезных ископаемых
края, о местах и способах их добычи, о практическом значении и об их роли в
экономики страны. Места и способы добычи полезные ископаемые. Основные
свойства полезных ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых
для области и страны.
Тема: Предприятия. . Профессии. Дать первичные сведения об экономики
края, познакомить с крупными предприятиями области., дать представление об
их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий.
Профориентировать учащихся.
Тема: Экологические проблемы области. Загрязнение окружающей среды
предприятиями области. Показать зависимость экологических проблем области
и наличием промышленных предприятий. Почему природа в опасности. Забота о
чистом воздухе, воде, почве.
Население . Народности Новосибирской области. Познакомить с национальным
составом населения . Дать первичные сведения о коренных жителях области.
Чем занимаются люди в городе и на селе. Дать первичные сведения о занятиях
людей . Познакомить с народными и художественными промыслами края.
Тема: Люди Купинского района .Сформировать понятия о населении
,национальном составе области, коренных жителях края, особенностях их быта.
Дать представление о занятиях людей в городе и на селе. Познакомить с
народными и художественными промыслами края. Искусство в жизни людей.
Познакомить со знаменитыми людьми
Практические работы.
Новосибирская область на карте России, наши соседи. Работа с картой России.
Работа с картой :
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории
области.
Составление правил поведения на природе.
Составление правил поведения на водоемах.
Составление Красной книги .
Экскурсии:
Наблюдение за сезонными изменениями.
В библиотеку.. 4. Село, в котором я живу
Тема: История села. Познакомить и углубить знания учащихся о истории села
в котором живут,
Тема: Социальный паспорт села. Показать индивидуальность каждого села в
районе
Тема: Улицы села. Улицы. Дать представления об истории названий улиц,
Улицы названные в честь великих людей или событий людей. Памятные места
нашего села.
Памятники и мемориалы села..
Тема: Предприятия села., значение.
Тема: Итоговый урок
Экскурсии:
Природа вокруг нас,
По городу: по улицам и районам.
4. КЛАСС
1. Введение
Что мы будем изучать в этом году.
2. Мы живем в России
Тема: Географическое положение России. Углубить основные знания учащихся
о своей стране, символах РФ. Познакомить учащихся с государствами с
которыми граничит Россия. Развивать умения ориентироваться по политической
и физической карте мира и России.
Тема: Народы РФ. Дать первичные сведения о национальном составе России.
Практические работы.
Россия на карте мира , обучение умению находить и показывать на политической
карте мира Россию, страны с которыми граничит, ,обозначить их на контурной
карте.
3. Край, в котором мы живем
Тема: Географическое положение Новосибирской области. Углубить знания
учащихся об историей своего края, символах области. Сформировать
представление о территории области, географических объектах. Учить детей
ориентироваться по физической карте. Поверхность Новосибирской области
реки, озера, горы, море
Тема: История нашего края. Главные исторические события . Тема: Погода и климат Новосибирской области. Углубить знания детей о
сезонных изменениях в природе по всей области.
Тема: Растительность нашего края. Создать у учащихся представление о
флоре и фауне области. Познакомить учащихся с яркими представителями
животного и растительного мира области.
Формировать представления об особенностях природных комплексов области.
Степь. Лесостепь.
Познакомить с ролью заповедников и ботанических садов, в решении
экологических проблем области. Охрана и восстановление лесов и
растительности.
Тема: Животный мир области. Степные и лесостепные животные.
Пресмыкающиеся. Охрана и восстановление животного мира
Тема: Водоемы области. Экологические проблемы водоемов. Изменение
водоемов в результате деятельности человека. Охрана и восстановление
водоемов
Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана и
восстановление водоемов.
Тема: Природные ресурсы области. Полезные ископаемые, в каких отраслях
используются Охрана недр. Как рационально использовать. природные ресурсы.
Тема: Промышленность и с/х Купинского района . Вклад области в хозяйство
страны. Дать первичные сведения об особенностях отраслевой структуры
хозяйства родного края: совокупности отраслевой промышленности, сельского
хозяйства, непроизводственной сферы.
Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.
Тема: Экология области. Сформировать первичные представления об
экологических проблемах области, о причинах их возникновения, способах их
предотвращения. Систематизировать знания о взаимодействии человека и
природы. Понятие “экологическая катастрофа”, источники ее возникновения.
Влияние загрязнения окружающей среды на человека. Логические задачи по
экологии. Проблемы предприятий. Влияние предприятий на окружающую среду.
Тема: Люди нашего края. Познакомить с знаменитыми людьми области. Поэты,
писатели, артисты, герои Великой Отечественной войны и труда.
Тема: Лукошино во время Великой Отечественной Войны. Дать первичные
представление о том, как Лукошинцы помогали фронту в годы Великой
отечественной войны.
Практические работы.
Обучение работы с картой Новосибирской области, умению находить и
показывать на физической карте реки, озера моря, обозначить их на карте.
Рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории
области, выявление признаков приспособленности этих растений к условиям
жизни.
Рассматривание образцов полезных ископаемых.
Обучение умению находить и показывать на физической карте Новосибирской
области месторождения полезных ископаемых.
Решение задач по экологии. Экскурсии: В библиотеку.
4 Раздел Село, в котором я живу
Тема: История села. Историческая справка села. Углубить знания учащихся об
истории села в котором живут.
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу «КРАЕВЕДЕНИЕ»
2 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
КОЛВО
ЧАСОВ
Срок
и
Введение. Что мы будем изучать на «Краеведение»
Раздел 1. Мы живем в России.
1.1. Наша Родина на карте мира. Москва – столица России.
1.2 Символика РФ /флаг, гимн, герб/
1.3 Поверхность России. Моря, реки, озера, горы, равнины.
Раздел 2. Край, в котором мы живем.
1
4
1
1
2
20 2.1 Географич. положение Новосибирской области
Наш край на карте России. Города и села Новосибирской
области
2.2 Символика области
2.3 История нашего края.
Купинский район в древности. История исследования.
2.4 Времена года Купинского района
Сезонные изменения в природе
2.5 Растительность нашего края
Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека.
Что такое степь. Растения степи. Охрана растений.
2.6 Животный мир .
Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные
и зимующие. Охрана и значение животного мира
2.7 Водоемы нашего края.
Реки, озера обл. Растительный и животный мир водоемов
2.8 Полезные ископаемые
Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае. Как
добывают, где используют. Значение для области и страны.
2.9 Промышленность области
Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся.
2.10 С/х нашего края
Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области.
Значение с/х
2.11 Экология области
Понятие «экологии». Как попадают вредные вещества в
организм человека /вода, воздух, пища/. Меры направленные на
снижение вредного влияния на организм человека.
Итоговое занятие по разделу. Край, в котором я живу
Раздел 3. Село, в котором я живу
3.1 История нашего села . Мое село на карте Купинского
района
3.2Село, в котором я живу
3.3 Символика села «Лукошина»
3.4Улица, на которой находится школа.
Улицы, по которым я хожу. Транспорт села
3.5 Предприятия.
Где работают родители.
Итоговое занятие «Моё Лукошино»
Всего
2
2
2
2
2
3
2
1
1
1
1
1
8
2
1
2
2
1
1
34 УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по курсу “КРАЕВЕДЕНИЕ”
3 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Введение. Что мы будем изучать в этом году.
Раздел1. Мы живем в России.
Срок
и
КОЛ
ВО
ЧАСОВ
1
5 1.1 Географическое положение России
Крупные города РФ
1.2 Новосибирская область на карте России
Наши соседи.
1.3 Символика РФ и Новосибирской области /флаг, гимн, герб/
1.4. Кем и чем гордится Россия
Раздел 2. Край, в котором мы живем.
2.1 История нашего края
Купинский район в древности до наших дней. Освоение.
Памятники древности.
2.2 Погода и климат. Купинского района
Экскурсия на природу
2.3 Растительность нашего края
Лечебные растения, их виды как собирать. Отрицательное
влияние людей на природу (сбор букетов, вырубка лесов,
обламывание веток). Виды растений нуждающихся в особой
охране. Красная книга НСО.
2.4 Животный мир
Разнообразие животного мира. Отрицательное влияние людей на
животных. Охрана животного мира. Заповедники обл.
Охраняемые животные. Красная книга животных НСО
2.5 Водоемы нашего края.
Значение и охрана водоемов. Выработка правил поведения на
водоемах.
2.6 Полезные ископаемые
Места и способы добычи. Основные свойства полезных
ископаемых. Практическое значение полезных ископаемых для
области и страны
2.7 Промышленность области
Крупные предприятия обл. Что выпускают, где находятся.
Практическое значение для области и страны. Профессии.
2.8 Экология области
Загрязнение окружающей среды предприятиями области.
Почему природа в опасности. Экологические проблемы области.
Забота о чистом воздухе, воде, почве
2.9 Люди нашего края.
Население. Народности. Чем занимаются люди в городе и на
селе. Народные и художественные промыслы края. Люди
прославившие Купинский район
Раздел3. Село, в котором я живу.
3.1 История нашего села
Историческая справка
1
1
1
2
19
2
1
3
2
1
2
2
3
3
8
1 3.2 Социальный паспорт села.
3.3 Памятники села.
Памятники и мемориалы села.
3.4 Предприятия
Что выпускают, значение для области и страны.
3.5 Викторина «Район, в котором я живу»
Итоговое занятие «Я живу в Новосибирской области.»
Всего
2
2
2
1
1
34
УЧЕБНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по курсу «КРАЕВЕДЕНИЕ»
4 КЛАСС
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Введение. Что мы будем изучать в этом году.
Раздел1. Мы живем в России.
1.1 Географическое положение России.
Наши соседи. С какими государствами граничит РФ
1.2 Народы РФ
Раздел2. Край в котором мы живем.
2.1 Географическое положение Новосибирской области.
Географическая справка НСО
2.2 История нашего села.
Историческая справка. Главные исторические события .
2.3 Растительность нашего края.
Лес. Лесостепь. Охрана и восстановление лесов и
растительности.
Роль заповедника.
2.4 Животный мир НСО.
Животные. Пресмыкающиеся НСО. Охрана и восстановление
животного мира .
2.5 Водоемы нашего края.
Экологические проблемы водоемов. Изменение водоемов в
результате деятельности человека. Охрана и восстановление
водоемов.
2.6 Природные ресурсы области.
Полезные ископаемые. В каких отраслях используются.
Охрана недр. Как рационально использовать природные
ресурсы
2.7 Промышленность Новосибирской области.
Вклад в хозяйство страны. Пищевая промышленность.
Проблемы предприятий. Влияние предприятий на
окружающую среду.
2.8 Экология области
Понятие «экологическая катастрофа». Влияние загрязнения
окружающей среды на человека. Логические задачи по
экологии.
2.9 Люди нашего края.
Люди прославившие Новосибирскую область
2.10 Село во время Великой Отечественной войны
2.11 Итоговое занятие по теме: Край, в котором мы живем.
СРОК
И
КОЛ
ВО
ЧАСОВ
1
3
1
2
21
2
1
2
3
2
2
2
3
1
2
1 Раздел3. Село, в котором я живу.
3.1 Историческая справка села. Символика села.
3.2 Экологические проблемы села. Как загрязнение
окружающей среды влияет на наше здоровье
3.3 Знаменитые земляки (наши современники)
3.4 Сочинение «Край, в котором я живу»
Итоговое занятие Урокдиспут «Что бы я сделал для
Купинского района , если бы был губернатором»
Обобщающее повторение
Всего
7
1
3
2
1
1
1
34
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Программа внеурочной деятельности по курсу " Краеведение"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.