Калининградская область Гурьевский городской округ муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Маршальская средняя общеобразовательная школа»
УРОК НА ТЕМУ: АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ (ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ)
Подготовила учитель математики Кузнецова Н.И.
|
Тема урока: «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цель урока:
обобщение и систематизация тем «Арифметическая прогрессия» и «Геометрическая прогрессия»;
Задачи урока:
- обобщить и систематизировать теоретические знания учащихся;
- отработать умения и навыки применения формул n –го члена прогрессии, суммы n первых членов прогрессии;
- развивать навыки работы с дополнительной литературой, с историческим материалом;
- развивать познавательную активность учащихся, память, воображение, внимание, наблюдательность;
- воспитание эстетические качества и умение общаться;
- формировать интерес к математике, положительный мотив учения;
- подготовка к контрольной работе.
Оборудование:
мультимедиа проектор,
раздаточный материал,
учебное
электронное пособие «Математика 5-11»
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Приветствие учителя. Создание
доброжелательной атмосферы в классе.
- Тему сегодняшнего урока мы узнаем, разгадав кроссворд (Работа в парах, с
последующей проверкой. Задания лежат на парте). (Приложение 1)
- Сообщение темы, цели и задач урока. (Слайды)
II. Актуализация знаний.
Рефлексия: Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению на начало урока и отметь его.
Учащиеся работают с листами-опросниками, проставляя «+» или «-».
В конце урока оценивают себя, выставляя оценку.
Ф.И. ученика ______________________________________________________ |
||||
|
||||
Вопросы |
Знаю |
Не знаю |
Вызывает трудности |
|
Определение числовой последовательности |
|
|
|
|
Определение а |
|
|
|
|
Определение в |
|
|
|
|
Разность арифметической прогрессии |
|
|
|
|
Знаменатель геометрической прогрессии |
|
|
|
|
Характеристическое свойство арифметической прогрессии |
|
|
|
|
Характеристическое свойство геометрической прогрессии |
|
|
|
|
Сумма первых n членов арифметической прогрессии |
|
|
|
|
Сумма первых n членов геометрической прогрессии |
|
|
|
|
Определить вид прогрессии и продолжить числовой ряд |
|
|
|
|
Задачи на применение формул арифметической и геометрической прогрессии |
|
|
|
|
Верно или неверно (арифметическая прогрессия) |
|
|
|
|
Верно или неверно (геометрическая прогрессия) |
|
|
|
|
Оценка |
Ученик |
Учитель |
||
Тест |
|
|
||
Итог |
|
|
||
|
||||
1. Составление кластера (доска разделена на 2 части)- работают по цепочке, записывая соответствующие формулы
Арифметическая прогрессия |
Геометрическая прогрессия |
Определение арифметической прогрессии |
Определение геометрической прогрессии |
Разность арифметической прогрессии |
Знаменатель геометрической прогрессии |
Характеристическое свойство арифметической прогрессии |
Характеристическое свойство геометрической прогрессии |
Сумма первых n членов арифметической прогрессии |
Сумма первых n членов геометрической прогрессии |
Обобщение: что знают, не знают, трудности.
Что должны повторить, чтобы справиться с трудностями?
Кластер (Слайд)
III. Выполнение упражнений.
Работа в тетрадях
1. Определить вид прогрессии и продолжить числовой ряд – с проверкой (Слайд
)
2. Задачи на применение формул арифметической и геометрической прогрессии (Слайд)
Проверка решения на доске, затем проверка на компьютере.
3. Работа в парах с последующей взаимопроверкой
Арифметическая прогрессия |
Верно или неверно |
Геометрическая прогрессия |
Верно или неверно |
Числовая последовательность является арифметической прогрессией 7, 9, 11,…. |
|
Числовая последовательность является геометрической прогрессией 5, 20, 80…. |
|
Разность прогрессии -9, -7, -5…равна -2 |
|
Знаменатель прогрессии -4, -16,….равен -4 |
|
В прогрессии 2,5; 5,5;….а4 = 11 |
|
В прогрессии 5,10,.. b4 = 20 |
|
Если известны аn+1 и an-1, то можно найти an . |
|
Если известны bn+1 и bn-1, то можно найти bn . |
|
В прогрессии ½; 1; ….сумма первых пяти членов равна 7,5. |
|
В прогрессии -4, -2, -1…. сумма пяти первых членов равна -7 |
|
3. Тест (с последующей взаимопроверкой) (Подготовка к ГИА)
Задания теста у каждого ученика (Приложение 2)
IV. Итог урока.
Рефлексия:
Что для вас было интересного на уроке?
Какие задания вам показались трудными?
Выбери из предложенных рисунков тот, который соответствует твоему настроению после пройденного урока и отметь его.
Поставь себе оценку за урок. (Возвращение к листу-опроснику)
VI. Домашнее задание
ž 1. В амфитеатре расположены 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 20 мест больше чем в предыдущем, а в последнем ряду 280 мест. Сколько человек вмещает амфитеатр?
ž 2. В сборнике по подготовке к экзамену-240 задач. Ученик планирует начать их решение 2 мая, а закончить 16 мая, решая каждый день на две задачи больше, чем в предыдущий день. Сколько задач ученик запланировал решить 12 мая?
ž Доп. задание (по желанию). Составить условие задачи по теме «Арифметическая прогрессия в жизни и быту» (на отдельном листочке) и решить её.
ž Подготовка к контрольной работе.
Литература:
1. Учебное электронное пособие «Математика 5-11», Дрофа
2. Учебно-методическое пособие. Взаимосвязь теории с практикой в процессе изучения математики. Возняк Г.М., Маланюк М.П. Киев. «Радянська школа»
3. http://festival.1september.ru (Кроссворд)
Приложение 1
1. Как называется график квадратичной функции?
2. Математическое предложение, справедливость которого доказывается.
3. Упорядоченная пара чисел, задающая положение точки на плоскости.
4. Наука, возникшая в глубокой древности в Вавилоне и Египте, а учащиеся начинают её изучать с 7 класса.
5. Линия на плоскости, задаваемая уравнением у=кх+b.
6. Числовой промежуток.
7. Предложение, принимаемое без доказательства.
8. Результат сложения
9. Название второй координаты на плоскости.
10. Французский математик 19 века,
«отец» алгебры, юрист, разгадал шифр, применяемый испанцами в войне с
французами, а нам помог в быстром
решении квадратных уравнений.
Приложение 2
Часть I (0,5 балла )
1.
Про арифметическую прогрессию (аn) известно, что а =
8, а
= 12. Найдите разность
арифметической прогрессии.
А) -4 Б) 4 Б) 4 Г) 3
2.Геометрическая прогрессия задана формулой
Найдите знаменатель геометрической прогрессии.
А) -3 Б) 18 В) 3 Г) 9
3. Члены арифметической прогрессии изображены (рис.1) точками на координатной плоскости. Какое из данных чисел является членом этой прогрессии?
А) -7 Б) 6 В) 12 Г) 17
4. Найдите сумму семи первых членов геометрической прогрессии 4; 8; …
А) – 254 Б) 508 В) 608 Г) - 508
![]() |
5. Последовательность аn задана формулой
Найдите номер члена последовательности, равного 7.
А) 4 Б) -2 В) 2 Г) -4
Часть II
Задание на 2 балла
6.
В геометрической прогрессии (bn) b =
8, b
=
24. Найдите b
(для
q > 0)
Задание на 3 балла
7. Сумма второго и пятого членов арифметической прогрессии равна 11. Третий её член на 6 больше первого. Найдите второй и четвёртый члены.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Количество набранных баллов |
оценка |
1,5 - 2 |
«3» |
2,5 – 4,5 |
«4» |
5 – 7,5 |
«5» |
Ответ к кроссворду
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.