Предмет: математика
Класс: 3.
Автор: УМК «Школа России» Математика. 3 класс. Учебник. Часть 2. Моро М.И.
Тема: «Нумерация трехзначных чисел»
Тип: «открытия» нового знания
Цель: познакомить младших школьников с названием разрядов счетных единиц.
Задачи:
1) Актуализировать знания о однозначных, двузначных и трехзначных числах.
2) Ввести названия разрядов счетных единиц.
3) Тренировать способность читать и записывать трехзначные числа.
Планируемые результаты:
Младший школьник знает названия разрядов счетных единиц и умеет самостоятельно читать и записывать трехзначные числа
Ход урока:
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем продуктивной работы! Запишите сегодняшнее число, классная работа. (сегодня у нас 20 февраля, классная работа).
II. Актуализация опорных знаний
Слайд 1
- Ребята, посмотрите, пожалуйста на слайд, что вы видите? (Ряд чисел)
(На слайде расположен ряд однозначных и двузначных чисел).
3, 78, 66, 7, 4, 82, 6, 90, 2, 58
- Разделите эти числа на группы. Что у вас получилось?
- На сколько групп вы разделили? (на две)
- какие числа у вас в первой группе? (однозначные)
- Из чего состоит однозначное число? (из единиц)
- Какие числа у вас во второй группе? (двузначные)
- Из чего состоит двузначное число? (из десятков и единиц)
- 1 десяток — это сколько единиц? (10)
- Давайте все наши двузначные числа увеличим на 50.
- Увеличьте и запишите числа, которые у вас получились. (записывают: 128, 116, 132, 140,108)
- Какое 1 число у вас получилось? Какое 2? Какое 3? Какое 4? Какое 5?
Слайд 2 (128, 116, 132, 140,108)
- Какие это числа у вас получились? (трехзначные)
- Докажите, почему они трехзначные? (ответы детей) главное, что 3 цифры, а не 3 числа!
- Из чего состоят трехзначные числа? (из сотен, десятков и единиц)
Слайд 3
- 1 десяток – это сколько? (10 единиц).
- Тогда 1 сотня – это сколько десятков? (10). А сколько единиц? (100)
- Сейчас я вам раздам карточки, одна на парту.
- Все получили карточки? посмотрите на них, пожалуйста, поняли ли вы какое задание вам предполагается выполнить? (Вам нужно стрелочкой соединить цифру с разрядом)
- Соединили? Давайте проверим.
Слайд 4
- цифру 5 это у нас что? Куда соединили? (это единицы)
- цифра 3 это у нас что? Куда соединили? (это сотни)
- цифра 4 это у нас что? Куда соединили? (это десятки)
- Какое в итоге число у нас получилось? (345). Значит в этом числе у нас 5 единиц, 4 десятка и 3 сотни
- Давайте посмотрим на вторую картинку.
Слайд 5
- цифра 6 это у нас что? Куда соединили? (это единицы)
- цифра 2 это у нас что? Куда соединили? (это сотни)
- цифра 7 это у нас что? Куда соединили? (это десятки)
- Какое в итоге число у нас получилось? (276). Значит в этом числе у нас 6 единиц, 7 десятков и 2 сотни.
- Ребята, мы с вами сейчас вели разговор о трехзначных числах, а где в жизни мы встречаемся с трёхзначными числами? (ответы детей)
III. Пробное учебное действие
Слайд 6
- Запишите число, где 6 единиц второго разряда, 5 единиц первого разряда и 3 единицы третьего разряда. (365)
Слайд 7
- 7 единиц первого разряда, 4 единицы третьего разряда и 2 единицы второго разряда. (427)
- У всех ли получилось записать числа? Давайте проверим. Какие числа вы записали?
IV. Выявление места и причины затруднения
- Почему у нас получились разные числа? А почему кто-то вообще не смог их записать? (ответы детей)
- В чем причина? (проблема)
- Ставим знак вопроса?????
- Почему у нас возникла проблема? (нам не хватает знаний)
V. Построение проекта выхода из затруднения
- Значит наша задача сегодня на уроке что сделать? Узнать, что такое единицы первого разряда, что такое единицы второго разряда и что такое единицы третьего разряда.
- Значит сегодня мы будем говорить и узнавать о разрядах счетных единиц.
VI. Реализация построенного проекта
- Ребята, посмотрите на число, которое я вам записала (728)
- Сколько в нем единиц? (8), сколько десятков? (2), сколько сотен? (7)
- На каком месте, считая справа налево, записываются единицы? Десятки? Сотни? (единицы на первом месте, десятки на втором, сотни на третьем)
- Верно! Именно поэтому:
· Единицы – это единицы первого разряда; карточки
· Десятки – это единицы второго разряда;
· Сотни – это единицы третьего разряда.
- Ребята, посмотрите на картинку.
Слайд 8
- Сколько единиц первого разряда изображено? (7)
- Сколько единиц второго разряда? (2)
- Сколько единиц третьего разряда? (3)
- Посмотрите на вторую картинку. Сколько единиц первого разряда? (0). Сколько единиц второго разряда? (2). Сколько единиц третьего разряда? (3)
- Посмотрите на третью картинку. Сколько единиц первого разряда? (7). Сколько единиц второго разряда? (0). Сколько единиц третьего разряда? (3)
- Ребята, а как вы думаете, что значит 0 (ноль)? (это значит отсутствие единиц какого-либо разряда).
VII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
- Давайте откроем учебник на стр. 44 и прочитаем правило.
- Прочитали? Правильно ли мы с вами сделали вывод о том, что единицы – это единицы первого разряда, десятки – это единицы второго разряда, сотни – это единицы третьего разряда? (да)
- Верно ли мы предположили, что обозначается цифрой 0?
- Теперь давайте выполним № 4 на стр. 44.
- Запишите числа и прочитайте их. (Один человек у доски)
- Кто-то желает к доске?
- Какое первое число записываем? (283). Сколько в нем единиц первого разряда? Сколько единиц второго разряда? Сколько единиц третьего разряда?
- Записываем второе число, кто желает к доске?
- Какое второе число записываем? (501). Сколько в нем единиц первого разряда? Сколько единиц второго разряда? Сколько единиц третьего разряда?
- Записываем третье число, кто к доске?
- Какое третье число записываем? (460). Сколько в нем единиц первого разряда? Сколько единиц второго разряда? Сколько единиц третьего разряда?
- Записываем четвертое число, кто к доске?
- Какое четвертое число записываем? (700). Сколько в нем единиц первого разряда? Сколько единиц второго разряда? Сколько единиц третьего разряда?
- Единицы какого разряда не могут отсутствовать в трехзначном числе? (Единицы третьего разряда)
- Ребята, помните у нас возникла проблема, мы поставили вопрос, давайте теперь вернемся к нему и проверим какие же числа у нас должны были получиться.
Слайд 9
- если у нас 6 единиц второго разряда, 5 единиц первого разряда и 3 единицы третьего разряда, то какое число должно было получиться? (365)
Слайд 10
- если у нас 7 единиц первого разряда, 4 единицы третьего разряда и 2 единицы второго разряда, то какое число должно было получиться? (427)
- Вы молодцы, все правильно!
- Давайте сделаем физкультминутку. (Если я называю однозначное число, то вы должны потянуться вверх, если я называю двузначное число, то вы должны присесть, если я называю трехзначное число, то вы должны похлопать в ладоши).
- Ну что, немного отдохнули?
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Теперь выполним с вами самостоятельную работу, я буду диктовать вам число по разрядам, а вы самостоятельно, каждый у себя в тетради, должны написать числа, которые у вас получились.
- Перед этим давайте еще раз вспомним, единицы первого разряда это у нас? (единицы). Единицы второго разряда это у нас? (десятки). Единицы третьего разряда это у нас? (сотни)
Слайд 11
- Запишите число, в котором, 5 единиц третьего разряда, 8 единиц второго разряда и 2 единицы первого разряда.
Слайд 12
- Запишите число, в котором, 7 единиц второго разряда, 9 единиц первого разряда и 4 единицы третьего разряда.
Слайд 13
- Запишите число, в котором 2 единицы третьего разряда, 6 единиц первого разряда и 0 единиц второго разряда.
- Теперь посмотрите, пожалуйста на слайд и проверьте, правильно ли вы записали числа?
Слайд 14 (582, 479, 206)
- Кто верно записал числа, поднимите руки. Кто допустил ошибку, поднимите руки.
- Вы молодцы! Я вижу, что вы отлично усвоили нашу тему!
- А еще, ребята, в математике очень важно уметь решать задачи, поэтому давайте решим задачу №7 на странице 45.
IX. Включение в систему знаний
- Задача в учебнике стр. 45, № 7
1 этап. Усвоение содержания задачи.
- Прочитайте задачу.
- О чем говорится в задаче? (о столовой, где расходовали крупу)
- Что известно о крупе? (что 5 дней расходовали 12 кг крупы в день, 2 дня по 9 кг крупы в день).
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько крупы израсходовали за все дни).
- Какую краткую запись будем делать к задаче? (чертить таблицу)
- Все, чертим таблицу, итак, 3 строчки, 3 столбика, да?
Расход в день |
Кол-во дней |
Общий расход |
12 кг |
5 дн. |
? |
9 кг |
2 дн. |
- Первая колонка это у нас что будет? Что сказано о крупе? (что 5 дней расходовали 12 кг в день, 2 дня по 9 кг крупы в день).
- Значит, как будет назваться 1 колонка? (Расход в день)
- Вторая колонка это что у нас будет? 5 дней, 2 дня это что? (количество дней).
- Третья колонка что будет? Что нам нужно найти? (сколько кг израсходовали за все дни). Значит это у нас общий расход, да?
- Итак, заполняем таблицу.
- В столовой за 5 дней – это? (количество дней)
- Расходовали по 12 кг крупы. Это что? (расход в день)
- В столовой 2 дня – это? (количество дней)
- Расходовали по 9 кг в день – это? (расход в день)
- А общий расход нам? (неизвестен).
2 этап. Разбор задачи или поиск решения.
- Что найдем первым действием, Зная, что 5 дней расходовали по 12 кг крупы в день, то, что можно узнать по этим данным? (сколько кг крупы израсходовали за 5 дней). Каким действием мы это узнаем? (Умножением).
- Что найдем вторым действием, Зная, что 2 дня расходовали по 9 кг крупы в день, что можем узнать? (сколько кг крупы израсходовали за 2 дня). Каким действием? (умножением)
- Зная сколько кг крупы израсходовали за 5 дней и сколько за 2 дня, что можем узнать? (мы можем узнать общий расход/сколько всего крупы израсходовали). Каким действием? (сложением).
3 этап. Решение задачи.
Запись решения по действиям с пояснением:
1) 12 * 5 = 60 (кг) – израсходовали за 5 дней.
2) 9 * 2 = 18 (кг) – израсходовали за 2 дня.
3) 60 + 18 = 78 (кг) – израсходовали за все дни.
Ответ: За все дни израсходовали 78 кг крупы.
X. Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали?
- Понравился ли вам урок?
- Вы умнички, спасибо за урок!
- Д/З №9, №10
5 3 4 6 2 7
5 3 4 6 2 7
5 3 4 6 2 7
5 3 4 6 2 7
5 3 4 6 2 7
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.