Тема урока: Однородные члены предложения.
Обучающие цели: обобщить изученное о предложениях с однородными членами , совершенствовать умение различать однородные и неоднородные определения, отрабатывать навыки расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами.
Развивающие цели: развивать креативное мышление, совершенствовать монологическую речь учащихся, умения правильно излагать свои мысли и вести диалог.
Воспитывающие цели: воспитывать уважение к собеседнику, умение слушать и слышать говорящего.
Ожидаемые результаты: личностные: используют предложения разных типов для выражения своих мыслей; проявляют к собеседнику внимание, терпение ;получат возможность научиться оценивать выполнение задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась сложность выполнения;
коммуникативные - научатся слышать; получат возможность научиться адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач;
предметные: научатся выделять главное в сообщении; получат возможность научиться использовать однородные члены в предложении.
Тип урока: урок- практикум.
Ход урока
Организационный момент. - Добрый день. Я рада видеть вас всех здоровыми и красивыми на нашем уроке. И надеюсь, что наше сегодняшнее сотрудничество будет плодотворным и приятным для всех. Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу, партнеры по лицу. Итак, начинаем нашу работу.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова А.П. Чехова : « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
- Как вы понимаете это высказывание?
- Партнеры по плечу, сделайте друг другу комплимент.
- Сегодня у вас есть уникальный шанс показать, что вы обладаете определёнными знаниями и умеете их применять.
- Какие знаки препинания стоят в предложении? В связи с чем?
(Учащиеся объясняют постановку знаков.)
- Теперь запишем без ошибок эпиграф. Как оформляется эпиграф? ( В правой части тетради, без кавычек. Фамилия автора пишется без скобок, точка не ставится)
. - Сформулируйте тему урока. (Однородные члены предложения).
2.Актуализация опорных знаний. Постановка учебной задачи.
- Что известно вам по теме «Однородные члены предложения»?
Выполним эту работу по структуре КОНТИНИУС РАУНД РОБИН
( Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все,
что знает по этой
теме или проблеме (строго индивидуальная работа,
1-2 мин).
Обмен информацией в группах. Ученики делятся
друг с другом
известным знанием (групповая работа,3 минуты).
Ученики выясняют, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего
возникли разногласия.
Каждая группа по кругу называет какое-то одно
сведение или факт, при
этом, не повторяя ранее сказанного (составляется
список идей).
3.Работа в группах.
- На доске схема, заполнив которую, вспомним группы сочинительных союзов. (У доски три ученика заполняют таблицу (каждый свою колонку) и устно приводят по одному примеру на употребление союза.)
- Сейчас мы продолжим развивать наше креативное мышление и классифицируем группы сочинительных союзов в виде карты-дерево
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
|
|
|
|
|
|
3.3. Схематический диктант.
- Я зачитаю предложения, ваша задача – записать предложения в виде схем
От зноя всё стало жёлтым: и небо, и поля, и воздух.
Убранство комнат, костюм хозяйки, портреты на стенах - ничто не укрылось от наблюдательного гостя.
Вся мебель: диваны, столы и стулья- были сделаны из красного дерева.
- Проверку выполним по структуре ТАЙМ ПЭА ШЭА с партнером по плечу
- Что объединяет эти предложения? (Обобщающие слова при однородных членах предложения. )
Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием.
- Как связываются однородные члены в предложении?
(Связываются интонацией перечисления, тогда между ними ставится запятая;
если однородные члены связаны одиночным союзом и, запятая не ставится;
перед союзами а, но между однородными членами предложения запятая ставится).
4.Физкультминутка. Микс-фриз- групп
- Члены предложения, составляющие грамматическую основу (2)
- Сколько гласных букв в слове учебная? (4)
-Сколько личных местоимений в русском языке? (8)
5. Работа по учебнику Упр.226
6. Работа с таблицей.
(расставьте знаки препинания в предложениях, заполните таблицу, проверьте свою работу, пользуясь текстом – ключом).
Таблица №1
Предложение с однородными членами (подчеркните однородные члены предложения) |
Однородные члены |
Тип связи |
Знаки препинания |
1. Все время звучал в ушах негромкий мелодичный пленительный голос. 2. Тал осина горная береза стоят в пышном наряде полного расцвета. 3. Мне грустно и легко. 4.Дни стояли пасмурные зато теплые. 5. Все в снегу земля деревья кусты кормушки. 6. И звуки домбры и голос певца все стремительно неслось к берегам надежды.
|
|
|
|
Таблица №1 (текст-ключ №1)
Предложение с однородными членами (подчеркните однородные члены предложения) |
Однородные члены |
Тип связи |
Знаки препинания |
1. Все время звучал в ушах негромкий, мелодичный, пленительный голос.
2. Тал, осина, горная береза стоят в пышном наряде полного расцвета.
3. Мне грустно и легко.
4.Дни стояли пасмурные, зато теплые.
5. Все в снегу: земля, деревья, кусты, кормушки.
6. И звуки домбры, и голос певца – все стремительно неслось к берегам надежды. |
Однородные определения
Однородные подлежащие
Однородные обстоятельства
Однородные сказуемые
Однородные подлежащие Однородные подлежащие |
Бессоюзная связь
Бессоюзная связь
Союз и
Союз зато
Бессоюзная связь
Союз и |
2 запятые
2 запятые
нет
1 запятая
двоеточие, 3 запятые 1 запятая, тире |
Критерии оценки.
Выполненное задание |
Оценка |
Без ошибок |
5 |
1-2 предложениях |
4 |
3-4 предложениях |
3 |
5-6 предложениях |
2 |
7. Итог урока. Рефлексия. «300 рублей самэри»
-Подведем итог по структуре «300 рублей самэри», вам нужно написать вывод по теме, приводя собственные примеры. Не забываем, 1 слово – 10 рублей.
8. Организация объяснения домашнего задания.
Используя однородные члены предложения, написать небольшое сочинение на тему «Зимний лес».
9. Билетик на выход
Перед вами лежат билетики на выход. Заполните по структуре 3-2-1
3 момента, которые вам запомнились на уроке
2 пожелания по уроку
1 вопрос, который вам не понятен (над чем предстоит работать)
- Урок закончен. Всем спасибо.
5. Соотнести схемы и предложения. Работа по карточкам. ВЗАИМОПРОВЕРКА.
1.
( … О : О, О и О)
2.
( О, О – )
3.
( О : О и О, О и О - …)
1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
- Молодцы! Вы успешно справились и с этим заданием.
- Выполняя это задание, вы расставляли знаки препинания. На что вы обратили внимание? ( Водних случаях ставится запятая, в других - нет)
У меня возникает вопрос: «А почему так?»
(Если однородные члены связаны интонацией перечисления, тогда между ними ставится запятая; если однородные члены связаны одиночным союзом и, запятая не ставится; перед союзами а, но между однородными членами предложения ставится запятая).
Расставьте знаки препинания в предложениях, заполните таблицу
Таблица
Предложение с однородными членами (подчеркните однородные члены предложения) |
Однородные члены |
Тип связи |
Знаки препинания |
1.Все время звучал в ушах негромкий мелодичный пленительный голос.
|
|
|
|
2. Тал осина горная береза стоят в пышном наряде полного расцвета.
|
|
|
|
3. Мне грустно и легко.
|
|
|
|
4.Дни стояли пасмурные зато теплые.
|
|
|
|
5. Все в снегу земля деревья кусты кормушки.
|
|
|
|
6. И звуки домбры и голос певца все стремительно неслось к берегам надежды.
|
|
|
|
Таблица (текст-ключ)
Предложение с однородными членами (подчеркните однородные члены предложения) |
Однородные члены |
Тип связи |
Знаки препинания |
1. Все время звучал в ушах негромкий, мелодичный, пленительный голос.
|
Однородные определения
|
Бессоюзная связь
|
2 запятые
|
2. Тал, осина, горная береза стоят в пышном наряде полного расцвета.
|
Однородные подлежащие
|
Бессоюзная связь
|
2 запятые
|
3. Мне грустно и легко.
|
Однородные обстоятельства
|
Союз и
|
нет
|
4.Дни стояли пасмурные, зато теплые.
|
Однородные сказуемые
|
Союз зато
|
1 запятая
|
5. Все в снегу: земля, деревья, кусты, кормушки.
|
Однородные подлежащие
|
Бессоюзная связь
|
двоеточие, 3 запятые
|
6. И звуки домбры, и голос певца – все стремительно неслось к берегам надежды. |
Однородные подлежащие |
Союз и |
1 запятая, тире |
Критерии оценки.
Выполненное задание |
Оценка |
Без ошибок |
5 |
1-2 предложениях |
4 |
3-4 предложениях |
3 |
5-6 предложениях |
2 |
БИЛЕТИК НА ВЫХОД
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
1 |
|
БИЛЕТИК НА ВЫХОД
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
1 |
|
БИЛЕТИК НА ВЫХОД
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
1 |
|
БИЛЕТИК НА ВЫХОД
3 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
1 |
|
1. ( О, О –… )
2. ( О : О и О, О и О - …)
3. ( … О : О, О и О)
1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
1. ( О, О –… )
2. ( О : О и О, О и О - …)
3. ( … О : О, О и О)
1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
1. ( О, О –… )
2. ( О : О и О, О и О - …)
3. ( … О : О, О и О)
1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
1. ( О, О –… )
2. ( О : О и О, О и О - …)
3. ( … О : О, О и О)
1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
1. ( О, О –… )
2. ( О : О и О, О и О - …)
3. ( … О : О, О и О)
1.Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
2.Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
3.Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
МБОУ «Ютазинская средняя общеобразовательная школа»
Ютазинского муниципального района Республики Татарстан
Конспект
урока русского языка в 8 классе
«Обобщение и закрепление темы «Однородные члены предложения»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Галлямова Светлана Владимировна
Ютаза, 2016
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.