Урок на тему "Первая помощь"

  • docx
  • 02.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок.docx

- Добрый день, уважаемые члены жюри. Меня зовут Станислав Александрович Соболев, я преподаватель-организатор ОБЖ средней школы №2 села Казаки Елецкого муниципального района.

- Знакома ли вам компютерная игра ДОТА2? …..

- А среди молодежи это одна из самых популярных компьютерных игр, где герои игры в достижении своей цели, умирая, имеют возможность возрождаться вновь и вновь. Сегодня дети настолько увлечены виртуальным миром, что теряют грань с реальностью.

- Сейчас мне предстоит провести урок в 11 классе по теме «Оказание первой помощи – залог спасения жизни и здоровья пострадавшего», на котором я постараюсь убедить ребят, что жизнь у нас одна, за которую нужно бороться и от наших действий может зависить наша жизнь и жизнь других.

- При подготовке к уроку я использовал

- нормативно-правовые акты

- сайт МЧС Российской Федерации

- учебник под редакцией Ким С.В., и Горского В.А.

-Для достижения поставленной цели я выбрал метод практико-ориентированного обучения. На уроке обучающимся предстоит работать с рабочим  листом,  элементами инфографики, составляя алгоритм действий, и на практике отработать навык использования современных средств при кровотечении.

 - Коллеги, скажите знаком ли вам этот предмет?.....

- Верно – это жгут-турникет для остановки кровотечения. Согласитесь, мало знать, что это такое и овладеть теорией. Важно научить пользоваться и отработать навыки применения современных средств при оказании различных видов помощи.

 

- Полагаю, что сегодня урок будет полезен всем.

 

 

Конспект урока ОБЖ в 11 классе

                                                                                       

                                                                 Преподаватель- организатор ОБЖ 

                                                                 Соболев С.А.

 

Тема «Оказание первой помощи - залог спасения жизни и здоровья » 

 

 

Цель урока:

1.     Разработать алгоритм последовательных действий оказания первой помощи.

2.     Научиться оказывать самопомощь и первую помощь с применением современных средств при неотложных состояниях

Предметные результаты:

·                     знать алгоритм действий оказания первой помощи

•     уметь оказать самопомощь и первую помощь при   наружном кровотечении у пострадавшего;

 • иметь представление о методе самопомощи, наложении жгута турникета

Метапредметные результаты:

• понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

• выдвигать предположения и доказывать их;

 • освоить приёмы оказания самопомощи и первой помощи пострадавшим при     наружном кровотечении;

• отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

• формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.

 Метод: практико-ориентированный.

Формы: беседа, игра, фронтальный опрос.

Компетенции: ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Оборудование: интерактивная панель, презентация с аудио и видео файлами, жгут-турникет (10 шт.)

 

  I Вступительное слово учителя.

С.    - Здравствуйте, меня зовут Станислав Александрович., и   я приглашаю     вас на урок ОБЖ. Внимание на экран (видео игры)

 

- Кто- то в курсе действия какой игры вы видели?

 - Правильно это дота 2.

 И нет,  сегодня я не буду вас учить быстро пропУшить тАвер противника или пофармить крипов и забрать больше опыта,

У нас сегодня более важная задача, научиться как сохранить свою жизнь и жизнь тиммейта.

Но в отличие от игровых персонажей жизнь у нас она одна, и возродиться возле фонтана не получиться.

 Поэтому на нашем уроке я хочу поговорить с вами о спасении своего друга и себя самого в реальной жизни.

 

Тема   урока «Оказание первой помощи - залог спасения жизни и здоровья пострадавших» 

 

СЛ. Согласно ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяют первую помощь как особый вид помощи, оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала. Согласно ч. 4 ст. 31 указанного закона каждый гражданин вправе добровольно оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

 

 Имеем ли мы моральное право пройти мимо человека, нуждающегося в помощи? (нет)

 

 Цель нашего урока- овладеть навыками оказания первой помощи.

 

СЛ.

  Проанализируем ситуацию, которая произошла в реальной жизни.

внимание на экран

- Что произошло?

                            - Человек без сознания

 

- Наши действия? Что нужно сделать в первую очередь?

                            -Ответы детей

 

- Все действия, которые вы назвали, верные. Но необходимо знать их последовательность.

Сегодня предлагаю разработать алгоритм самых минимальных действий, которые позволят оказать помощь пострадавшему и не навредить себе.

для этого будем использовать рабочие листы, которые находятся у вас на столах.

 Обратите внимание на инфознаки, они помогут вам сориентироваться.

Наша задача- определить действия, изображенные на инфознаках, и выстроить в правильном порядке.

Каждый пункт алгоритма мы будем фиксировать в рабочем листе, и отображать на доске.

СЛ

- Правило первое убедится в своей безопасности во время оказания помощи, и безопасности пострадавшего.

- Второе правило?

                            - ответы детей

- Правило второе осмотреть пострадавшего на наличие сердцебиения и дыхания, по принципу «вижу-слышу-ощущаю»

 Мы убедились в собственной безопасности, осмотрели пострадавшего, какое действие будет следующим?

                          - ответы детей

- Правило третье - осуществить вызов скорой медицинской помощи.

 

Кому-то приходилось уже вызывать скорую помощь?

По какому номеру осуществляется вызов? (112, 103).

Сейчас мы будем звонить в службу спасения (или скорую помощь), приготовьтесь быстро и чётко дать ответы диспетчеру

 

- Звонок дежурному службы спасения.

                           - ответы детей на вопросы 

 

- А пока ждём приезда медиков, мы не можем сидеть сложа руки, какое действие будет следующим?

- Правило четвёртое при необходимости начать оказание первой помощи, или стабилизировать состояние пострадавшего.

 На примере конкретной ситуации, в чем будет заключаться первая помощь нашему пострадавшему.

                       (привести в сознание и придать устойчивое боковое положение)                

 

-  И здесь обратимся к понятию «неотложное состояние», и приведём примеры

                                                         Ответы детей (инфаркт, ожог, потеря сознания, инсульт, кровотечение, инородное тело в дыхательных путях, остановка сердца, эпилептический обморок)

Как видите ситуации могут быть разные.

- Предлагаю разделить все эти состояния по следующему параметру:

 в каких случаях мы можем сами оказать себе помощь,

 а в каких случаях нам нужна помощь человека, оказавшегося рядом

 

Самопомощь

Взаимопомощь

Ожог

Кровотечение

Инородное тело в дыхательных путях.

Потеря сознания

Инсульт

Инфаркт

Эпилептический обморок

 

 

- Считаю на сегодняшнем уроке важно сделать акцент на оказание самопомощи потому, что человек владеющий знаниями самопомощи, намного эффективней сможет оказать помощь другому, и в этом мы убедимся. Статистика упрямая вещь и она говорит нам, что основной причиной смертности в случае ранений в результате ДТП, падений и много другого является кровопотеря, поэтому сейчас отработаем навык остановки артериального кровотечения, с помощью современных средств.

- Вам знаком этот предмет?

-Верно, это жгут-турникет, прошу встать из-за столов и взять турникет

Для начала полностью расклеиваем стропы турникета, и научимся его правильно укладывать, для этого пряжка в одной руке, хвост стропы в другой, гладкая часть смотрит вверх. Продеваем хвост в пряжку на 15 см. и склеиваем со стропой. Берём турникет двумя руками, что бы перед нами была только липучка и ни каких других деталей во таким образом…. Складываем в двое. Именно в таком состоянии турникет должен находиться в бардачке автомобиля родителей, аптечке, сумке.

- Отработаем наложение на руку, наложить его максимально высоко и затянуть, стропа должна быть параллельно земле. Склеиваем хвост со стропой до пластиковых скоб.  

Затягиваем турникет до остановки кровотечения, обычно это два три оборота, но для того что бы ваше обучение было комфортным, делаете столько оборотов сколько вам комфортно. Теперь хвост стропы продеваем в фиксатор, оборачиваем им вороток, и сверху заклеиваем страховочной (белой) стропой, служит она для написания времени, и написать время мы обязаны, это очень важно. Отлично молодцы.

- снимаем укладываем турникеты, попробовали самостоятельно наложить.

-Важно отметить, что человек получивший ранение или травму находится в состоянии стресса, адреналин в больших количествах выделился в организме, что происходит при этом? Срабатывают защитные механизмы, которые направленны на поддержания деятельности жизненно важных органов сердце, лёгкие, по- этому учащается пульс и дыхание.

Но сам мозг себя жизненно важным органом не считает поэтому, перенаправляет поступление крови, и попросту не способен нормально работать в состоянии стресса, в экстремальной ситуации

- ПОЭТОМУ ТОЛЬКО УМЕНИЯ, ДОВЕДЁННЫЕ ДО АВТОМАТИЗМА МОЖНО ЭФЕКТИВНО ПРИМЕНЯТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ.

- Сейчас предлагаю выполнить задание- прозвучит  фрагмент музыкального произведения Амадея Моцарта «Времена года»   это   станет для нас   сигналом к  выполнению небольшого комплекса физ. упражнений – наклон вперёд- приседание, выпрыгивание хлопок над головой.

Готовы? начали.

- Турникет на руку наложить

                                     Проверка правильности, индивидуальные замечания.

- Как вы считаете, для чего мы сейчас выполняли все эти упражнения?

 Почему мы не просто в статическом состоянии отрабатывали наложения турникета?

                               - ответы учеников

- Всё верно, моя задача была привести ваш организм к состоянию близкому к стрессовому, когда пульс учащён, дыхание более частое, внимание рассеяно, так мы учимся действовать в экстремальной ситуации.

- Укладываем турникеты. Разбиваемся по парам. Решите кто будет номер один, кто номер два. Первые номера вторым наложить турникет на руку! Начали!

Кто сделал, меняемся, вторые номера накладывают жгут первым номерам.

СЛ. Отлично молодцы, должен отметить, те навыки, которые вы сейчас получили, активно используются нашими военнослужащими в зоне проведения СВО, и спасли уже не одну сотню жизней.

-  Предлагаю вернутся к нашему алгоритму, и назвать пятое правило

- Пятое правило это передать пострадавшего медицинским работникам, обязательно сообщить им о проведенных действиях.

          Мы готовы озвучить весь алгоритм действий по оказанию первой помощи.

                                - ответы детей

Как вы считаете мы достигли цели нашего урока?

                                 - ответы детей

Оказывается  , достаточно быть просто неравнодушным, чтобы спасти кому-то жизнь.

Спасибо, вы отлично работали на уроке, надеюсь полученные знания вам никогда не пригодятся, но быть они должны у каждого.

СЛ. В качестве домашнего задания я предлагаю вам с информацией на сайте МЧС в разделе первая помощь, и подготовить алгоритм действий оказания помощи в случае других неотложных состояний, а именно при ожоге или отравлении

Ребята помните, что жизнь- это не компьютерная игра, она одна, и вам не удастся зареспавниться в любой удобный момент, поэтому мне хотелось научить вас оказывать помощь себе и своему другу, ну что бы вам было с кем играть в доту, а лучше занимайтесь спортом.

Самоанализ урока

по основам безопасности жизнедеятельности

в 11-м классе

Я провел урок в 11 классе по теме:

  «Оказание первой помощи – залог спасения жизни и здоровья пострадавших»

Целью  урока было:

-   разработать     последовательность действий оказания первой помощи при неотложных состояниях.

-  и научиться оказывать самопомощь и первую помощь с применением современных средств при неотложных состояниях, а именно при кровотечениях (так как в случае кровотечения мы, действительно, можем оказать первую помощь и спасти кому-то жизнь)

 Особенностью формы проведения урока было ориентирование учащихся на практическую деятельность.

Свой урок я начал с фрагмента популярной игры среди молодежи Дота 2, с целью положительного эмоционального настроя на контакт с ребятами, а также напомнить, что мы находимся в реальной жизни, и жизнь нужно ценить и беречь.  

На основе жизненной ситуации (мужчине на улице стало плохо, и он потерял сознание, обморок) с ребятами попытались выстроить правильную последовательность действий при оказании первой помощи.

 Ребята работали активно, правильно называли действия, но не в той последовательности. Важно четко знать последовательность действий, поэтому мы с ребятами выстроили алгоритм действий оказания первой помощи.

В ходе данной работы я применял приемы ситуативного обучения. (видеофрагмент, вызов скорой мед.помощи, разговор с диспетчером)

  Сегодня на уроке мы отрабатывали также навык оказания самопомощи и взаимопомощи при наружном кровотечении с использованием жгута турникета. 

Конечно, с первого раза не у всех получилось это правильно, но с помощью выполнения разных видов упражнений, направленных на отработку данного навыка, мы получили положительный результат.   

 На всех этапах урока ребята работали активно.

Считаю, что цели урока я достиг.