Урок на тему "Слово о полку Игореве"- величайший памятник древнерусской литературы

  • docx
  • 29.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок.docx

МБОУ «Афанасьевская СОШ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературы

 

9 класс

 

«Слово о полку Игореве» –

величайший памятник древнерусской литературы»

 

kakomu-bogu-vseslav-put-1000

 

 

 

Подготовил: учитель русского языка и литературы

 

Суханова  Инна Александровна

 

 

 

 

 

 

 

2025 г.

 

Тема: «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы»

 

Цели: показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие её жанров; познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве».

 

Оборудование: текст «Слова…», видеоурок  «Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа», презентация.

 

Эпиграф: «Начнём же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который…навёл свои храбрые полки на землю Половецкую, за землю Русскую»

Ход урока

1.Оргмомент

2.Проверка д/з.

Мини-тест по теме «Древнерусская литература» (Приложение)

3.Тема урока. Целеполагание (Слайды №1-2)

Запись эпиграфа (слайд №3)

4.История открытия «Слова…» и историческая основа произведения.

1)Работа со статьёй учебника стр.10-14

2)Видеоурок «Слово о полку Игореве»: история открытия, историческая основа.

5. Беседа по прочитанному и просмотренному

- Когда и кем была обнаружена рукопись «Слова…»?

-Сама рукопись погибла в пожаре Москвы 1812 года. Каковы же источники сохранившегося текста поэмы? (Копия, сделанная для Екатерины 2 и издание 1800 года)

-Какова историческая основа этого произведения?

(«Слово…»  посвящено событиям 1185 года. Новгород-Северский князь Игорь, не посоветовавшись с другими князьями, со своим сыном Владимиром, братом Всеволодом и племянником Святославом Ольговичем выступает в поход на половцев)

Обратимся к историко-культурному контексту времени создания повести.

          Из уроков истории вы знаете, что русская земля в это время была раздроблена на многочисленные княжества. Каждое княжество было обособлено от других, имело своего правителя-князя, свои правила и порядки. Однако князья не только правили  в своих княжествах (отчинах), но и стремились захватить или пограбить других князей. Например, Игорь Святославович (главный герой «Слова…»), правивший в Новгороде-Северском, что в Черниговской земле, незадолго до описываемых в «Слове…» событий «взял на щит» город Глебов у Переяславля и, как сообщает летопись, «кровопролитье сотворил в земле христианской», «не пощадил христиан». Игорь причинил христианам такие беды, что «живые мёртвым завидуют».

           Естественно, ослабленная междоусобными войнами русская земля была лёгкой добычей и для внешних врагов. Ужасом и проклятьем русской земли были степные кочевники половцы: они нападали на княжества, грабили и разоряли их, уводили в плен людей.

 

- Кто из авторов-переводчиков «Слова…» наиболее известен? (В.А.Жуковский, А.Г.Майков, К.Д.Бальмонт, Н.А.Заболоцкий).

Один из лучших переводов принадлежит Дмитрию Сергеевичу Лихачёву – великому учёному в области языка и литературы, особенно литературы древнерусской. Именно Лихачёв назвал этот древний литературный памятник  «золотым словом русской литературы».

(Слайд№4)  Информация о Лихачёве.

6.Работа с текстом. Зачин.

1) Обратимся к тексту. Вы прочитали дома вступление к «Слову…», так называемый зачин.

--Как вы поняли его содержание?

Левая сторона текста(чётные страницы) – язык, приближенный к древнерусскому.

Правая сторона (нечётные страницы) – современный перевод.

Древний текст позволяет нам почувствовать красоту, мелодичность, звучность древнерусского языка, современный текст позволяет понять смысл произведения.

2) Комментированное чтение зачина

           Автор «Слова…» неизвестен, но судя по многочисленным достоинствам этого произведения (язык, композиция, развёрнутые метафоры и сравнения, глубокое понимание описываемых событий, психологическая оценка героев), это был человек, хорошо образованный и культурный для своего времени.

         Автор хочет начать повествование о походе Игоря не старыми словами, не по «замышлению Бояна», а в традициях нового времени, современности.

-- Кто же такой «боян»? (слайд №5)

          Характеризуя манеру исполнения Бояна, автор использует развёрнутую метафору (слайд №6):

Тогда напускал  десять соколов на стадо лебедей:

какую лебедь настигали,

та первой и пела песнь –

старому Ярославу,

храброму Мстиславу,

что зарезал Редедю пред полками касожскими,

красному Роману Святославичу.

Соколы – пальцы, лебеди – струны.

         Автор уже в зачине показывает глубокое знание русской истории, упоминая князей, деяния которых воспевал Боян.

(Слайд №7) Старый Ярослав – князь Ярослав Мудрый. С 1036 года Ярослав – единовластный правитель Киевской державы. Он не случайно заслужил своё прозвище: при нём Киевская Русь обретает политическое единство и достигает наивысшего расцвета: укрепляются её границы, создаётся киевская митрополия, упорядочивается судебно-правовая деятельность, ведётся большое строительство в Киеве, интенсивно развивается культура. Поэтому эпитет «старый» дан автором «Слова…» Ярославу не только потому, что тот дожил до 76 лет, но и как обозначение мудрости, величия Ярослава.

(Слайд №8) «храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими» - Мстислав, князь тмутороканский и черниговский. В данном случае имеется в виду сражение Мстислава с касожским князем Редедей (касоги – название одного из племён, населявших земли Северного Кавказа). Об этом сражении 1022 года подробно рассказывает «Повесть временных лет». Перед битвой князь Редедя предложил Мстиславу выйти на поединок, в котором и оказался побеждённым (зарезанным) Мстиславом.

(Слайд №9) Красному Роману Святославичу. Тмутороканский князь, внук Ярослава Мудрого. Год рождения неизвестен, в 1079 году был убит половцами.

Начнём же, братья, повесть эту

от старого Владимира до нынешнего Игоря,

который скрепил ум силою своею

и поострил сердце своё мужеством;

исполнившись ратного духа,

навёл свои храбрые полки

на землю Половецкую

за землю Русскую.

Так заканчивается зачин и начинается основная часть повествования.

7. Итог урока

8.Домашнее задание (слайд № 10)

Прочитать первую часть «Слова…» до слов «Унылы городские стены и веселие поникло…»