Тема урока: Среда обитания. Экологические факторы.
Тип урока: повторение ранее изученного материала (в 4,5 классе), изучение нового.
Цель урока: познакомить учащихся с различными средами обитания организмов..
Задачи:
Образовательная: углубить понятия о среде обитания, её факторах и их влиянии на живые организмы, формировать экологическое мышление.
Развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; совершенствовать умение работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы, логическое мышление и монологическую речь учащихся..
Воспитательная: прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Присаживайтесь.
Кого сегодня нет на уроке? Спасибо.
2. Актуализация опорных знаний.
Прежде чем мы с вами перейдем к изучению новой темы, я попрошу вас внимательно послушать стихотворение:
Благодарность.
Приехала как-то семья на пикник –
В реке поплескаться, пожарить шашлык.
Лес встретил их щедро, как добрых друзей:
Малиной попотчевал, пел соловей.
И как благодарность, на месте стоянки...
Остались пакеты, бутылки и банки.
Ох, лесом сейчас быть совсем нелегко.
Ему бы за вредность давать молоко!
(А. Сметанин)
Как вы думаете, почему это стихотворение называется «Благодарность»?
Благодарны ли мы планете Земля?
Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Молодцы, все верно. Откройте тетради и запишите тему урока «Среда обитания организмов. Факторы среды».
Мы живем не в вакууме. Нам каждый раз приходится взаимодействовать с окружающей средой. Мы взаимодействуем с атмосферой, температурой, влажностью, другими людьми, животными. И все это не может на нас не влиять. Когда слишком жарко, можно получить тепловой удар, если рядом стоящий человек болен гриппом, то для нас тоже высока вероятность заразиться. Также и жизнь, внешний вид растений и животных напрямую зависят от окружающей среды. О том, как именно, мы узнаем на этом уроке.
Итак, сегодня на уроке нам предстоит узнать, что такое среда обитания, познакомиться с факторами среды обитания и их разнообразием.
Вы уже знаете, что разнообразие живого на нашей планете очень велико: от одноклеточных организмов до высокоорганизованных многоклеточных животных, например таких, как мы с вами.
Также удивительно разнообразны и условия обитания живых организмов, одни из них, например некоторые мелкие клещики или насекомые, всю жизнь проводят внутри листа растения, который для них – целый мир, другие осваивают огромные и разнообразные пространства, как, например, северные олени, киты в океане, перелетные птицы и это будет та среда, где живет организм или среда обитания организма.
Вспомните, пожалуйста, что такое среда обитания.
Среда обитания – все условия живой и неживой природы, при которых существует организм и которые прямо или косвенно влияют на него.
В зависимости от того, где живут представители разных видов, в какой среде обитания на них действуют разные комплексы условий природы. На нашей планете можно выделить несколько основных сред обитания, сильно различающихся по условиям существования. Давайте их вспомним! (ответы детей). Все верно, это водная, почвенная, наземно-воздушная среда, а также вы помните, что средой обитания может служить и другой живой организм.
Существует сравнительно молодая наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и окружающей средой, условия различных сред обитания. Некогда эта наука являлась частью биологии, а в 1861г. английский учёный Эрнст Геккель, определив цели, задачи и методы исследования выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь? (ответы детей).
Верно, это экология. Эрнст Геккель так говорил об этой науке: «Это наука, изучающая животных у себя дома». Как вы думаете, верно, ли это определение, не нуждается ли оно в дополнении? Почему?
Для того чтобы дать наиболее точное определение термину экология я попросила 4 учеников поработать с различными словарями найти это опредление.
Какое определение дается понятию экология в большой советской энциклопедии? ………
А теперь давайте узнаем что такое экология по мнению авторов современной энциклопедии ……..
Итак, прослушав определения термина экология, из разных словарей, а также зная определение термина экология, данный Эрнестом Геккелем, какой мы можем сделать вывод? Так что же такое “экология”? (ответы учеников).
Экология – (от греч. «ойкос» - дом, «логос» - учение) – наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Как вы думаете, необходимо ли живым организмам, обитающим в своей среде обитания как то к ней приспосабливаться? Можем ли мы без последствий для жизни живого организма перемещать его из одной среды обитания в другую? Почему нет?
Верно, в каждой среде обитания присутствуют свои условия природы, и соответственно каждый организм должен к ним приспосабливаться. Каждая из 4х сред обитания имеет свои особенности и специфические условия жизни. Эти особенности или условия среды называют экологическими факторами, это факторы, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на существование и географическое распространение живых существ.
Что такое экологические факторы, и какие экологические факторы выделяют, я попрошу вас найти в учебнике, прочитав текст параграфа. Ученики, сидящие на первом варианте, ищут в тексте учебника ответ, что такое экологические факторы, а ученики второго варианта ищут ответ о том, в какие группы объединяют все разнообразие экологических факторов.
Что такое экологические факторы? (вопрос к ученикам первого варианта)
Экологический фактор – компонент среды обитания, который оказывает воздействие на организм.
В какие три большие группы можно объединить все экологические факторы? (вопрос к второму варианту)
Итак, перед вами схема. Попрошу вас перенести ее в тетрадь, при этом обратите внимание на незаполненные места в этой схеме, заполните их.
Факторы среды (экологические факторы)
Факторы неживой природы Деятельность человека
(физические, абиотические) __________?___________ (антропогенные)
Свет, тепло, влажность, ветер, влияние живых организмов _______?______
осадки, состав почвы и др. (животные, растения, микробы)
Какие у вас получились ответы? Что вы вписали к себе в схему?
Сначала, я вам предлагаю более подробно узнать об абиотических факторах, запишите определение.
Абиотические факторы – это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм (температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы, морских и пресных вод, донных отложений, почвы и др.).
Как вы думаете, какой из факторов неживой природы является самым важным?
Чтобы разобраться в этом вопросе я предлагаю вам узнать о влиянии физических факторов на живые организмы. Для этого поработайте с текстом учебника, прочитайте информацию. Всю полученную информацию обобщим затем в таблицу. Ученики первого ряда представят свои ответы о приспособлениях растений и животных к свету, второго ряда к воде, третьего ряда к температуре. (Работа с учебником, чтение)
Составление и заполнение таблицы:
« Влияние физических факторов на живые организмы».
Физический фактор |
Приспособления |
|
Животные |
Растения |
|
1.СВЕТ |
Суточная активность (дневные, ночные), сезонная периодичность (осенняя линька), запасы продовольствия на зиму, образование жирового слоя, перелеты птиц, спячка. |
Замедление роста, созревание плодов и семян, накопление питательных веществ, листовая мозаика. |
2.ВОДА |
Жировой запас, летняя спячка. |
Длинные корни, сочные стебли, листья – колючки, чешуйки. |
3.ТЕМПЕРАТУРА |
Холоднокровные при понижении температуры малоподвижны, спячка. Теплокровные: спячка, миграция, отложения жира, шерсть. |
|
Проверка заполнения таблицы по вопросам:
1. каково значение света для живых организмов?
Солнечный свет служит источником энергии для растений, так как необходим для осуществления фотосинтеза, т.е. образования органических веществ, которыми потом пользуются и животные.
2. Как влияет свет на строение и жизнедеятельность организмов?
свет оказывает регуляторное действие на рост растения, цветение, плодоношение, на суточную и сезонную активность животных.
3.Как влияет вода на строение и жизнедеятельность организмов?
4.Как влияет температура на строение и жизнедеятельность организмов?
Для любых живых организмов губительны как перегрев, так и слишком низкая температура. Слишком высокие температуры приводят к потере влаги, ожогам, разрушению хлорофилла у растений. При замерзании же воды в клетках живых организмов образуются кристаллы льда, которые их повреждают. При понижении температуры до минусовых значений химические процессы в клетке замедляются, возникает дисбаланс, который может привести к гибели организма.
Обратите внимание, что рассмотренные нами сейчас физические факторы, являются необходимыми для существования жизни на нашей планете, а также уникальными в космическом пространстве. Ведь ни на одной известной нам планете (пока что), не обнаружен аналогичный комплекс условий. Например, возьмем планету Венера, вспоминайте какие физические условия на этой планете? (много света, колебания температуры, она высокая, воды нет). Или же возьмем планету Марс? (есть вода в виде льда, температура низкая, света мало). То есть на нашей планете оптимальный баланс физических факторов, обеспечивающих существование жизни.
Однако живой организм взаимодействует в течение жизни не только с абиотическими факторами среды. Что еще может оказывать на него влияние?
Чтобы понять какие еще факторы воздействуют на живые организмы, я попрошу выйти к доске одного человека.
Влияют ли на тебя абиотические факторы? Приведи примеры.
Какое у тебя настроение? Почему оно у тебя такое? Кто тебя развеселил\ расстроил? (одноклассники). Одноклассники, это живые организмы?
А почему сегодня нет Пети? Может он заболел? А почему он мог заболеть, что вызывает болезни? (микробы).
То есть можно сказать, что на Cашу воздействуют живые организмы? Т.е. как будет называть следующая группа экологических факторов? (факторы живой природы)
Биотические факторы – это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (конкуренция, хищничество, паразитизм и другие).
Связи между животными и растениями могут быть очень разнообразными и сложными. Послушайте пример.
В одной из своих книг великий английский ученый, автор эволюционного учения Ч.Дарвин привел шуточный пример взаимосвязи всех живых организмов на планете: «Чем больше старых дев живет в сельских районах Англии, тем больше молока дают там коровы». Как вы думаете, почему?
Старые девы любят держать кошек, которые ловят мышей. Полевые мыши часто разрушают гнезда шмелей и съедают их личинок. Шмели, как известно, являются основными опылителями клевера. Чем больше опылено растений, тем выше урожай клевера, а значит, и больше корма для коров». Человек-кошка-мышь-шмели-клевер-корова-человек
Хотя этот пример и шуточный, через него прослеживается тесная взаимосвязь всех живых организмов на нашей планете. Каждый неосторожный шаг человека может нарушить сложившееся равновесие в природе и даже разрушить всю экосистему. Таких примеров в истории цивилизации, к сожалению, много. Человеку нужно научиться жить в согласии с природой, не разрушая ее.
О том, какие взаимоотношения между живыми организмами существуют, узнаем из текста учебника.
Какие же виды взаимоотношений существуют между живыми организмами?
Как по-другому называются взаимовыгодные взаимоотношения? (симбиоз).
Чтобы схематично изобразить взаимоотношения живых организмов друг с другом, воспользуемся следующими условными знаками: + - если отношения выгодны организму и приносят положительные результаты;
- - если эти отношения не выгодны организму и приносят ему вред;
0 – если эти отношения для организма нейтральны и не приносят ни вреда, ни пользы.
Как же мы схематически обозначим с помощью условных знаков симбиотические отношения между двумя живыми организмами? (++)
Запишите заголовок: типы взаимоотношений организмов.
Какие еще есть взаимоотношения живых организмов друг с другом?
Типы взаимоотношений живых организмов:
+ + - взаимовыгодные отношения – симбиоз (тля - муравьи);
+ 0 - связь выгодна для одного организма – нахлебничество (рыба – прилипала - акула);
00 - нейтральные, безразличные отношения;
- - -конкурентные отношения;
+ - - хищничество, паразитизм (волк – заяц, блоха - кошка).
Паразитизм – широко распространенное в природе явление. Нет ни одного вида многоклеточных животных или растений, которые не имели бы своих паразитов. Они обнаруживаются даже у бактерий. Паразиты могут населять полости тела хозяина, проникать в ткани или внутрь отдельных клеток, они живут целиком за счет тела своего хозяина, принося ему только вред. Сложный организм хозяина для них – целый мир. Среди паразитов встречаются как животные, так и растительные организмы (клещи, блохи, глисты; раффлезия, заразиха и пр.)
Следующую группу экологических факторов стали выделять относительно недавно, это воздействие человека или антропогенный фактор.
Антропогенные факторы – это совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, разрушение почвенного слоя, нарушение природных ландшафтов и др.).
Человек на протяжении сотен тысяч лет своего существования активно воздействовал на окружающую его природу. Древний человек освоил огонь и вышел победителем в соревновании с другими видами, заселив пригодные для обитания пещеры, уничтожил многих крупных млекопитающих.
Создание производительного хозяйства, развитие земледелия, растениеводства и животноводства оказали глобальное воздействие на окружающую человека среду. Естественные экосистемы заселялись сельскохозяйственными угодьями, а затем и городами с их пригородной зоной, т.е. в результате этого стали уничтожаться живые организмы в результате нарушения их среды обитания.
Как воздействует человек на окружающую среду и живые организмы, узнаем из текста учебника. Обратите внимание также, на какие виды влияния человека на окружающую среду, можно подразделить антропогенные факторы.
Антропогенные факторы
Прямое влияние (вырубка лесов, Косвенное влияние
отстрел животных) изменение среды загрязнение среды
(распашка степей, (сточные воды,
осушение болот) ядохимикаты)
В результате чего возникает загрязнение атмосферы?
В результате чего происходит загрязнение почвы?
В результате чего происходит загрязнение воды, к чему это может привести?
Закрепление.
1. Сейчас вам будет предложен перечень организмов, ваша задача определить тип взаимоотношений для каждой пары организмов.
Сова – мышь, личинка майского жука – проростки сосны, личинка стрекозы – головастик, кабан – дуб, медведка – растение, человек – береза, постельный клоп – человек, свиристель – рябина, трутовик – осина, росянка – мошка, подосиновик – осина, бобры – осина.
2. Прочитайте текст.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) пыталась бороться с малярией на одном из островов в Индонезии (Калимантан), опрыскивая местность инсектицидом ДДТ. Кроме комаров – переносчиков малярии, ДДТ съедали тараканы. Они крупнее, и поэтому более устойчивы к ДДТ. Тараканы не погибли, но стали медлительными, и ящерицы поедали их в большом количестве. Концентрируясь в организме ящериц, ДДТ вызвал нервные расстройства и ослабление рефлексов, они стали чаще становиться жертвами кошек. Массовое истребление ящериц позволило размножаться гусеницам, которые поедают тростниковые крыши хижин местных жителей – крыши стали проваливаться. Кроме того, началась массовая гибель кошек, отравившихся ДДТ. Тогда поселки наводнили крысы и, что еще хуже, принесли на себе блох, зараженных чумной палочкой. Люди получили вместо малярии гораздо более страшную болезнь – чуму. Поэтому ВОЗ прекратила опрыскивание и сбросила большую партию кошек на парашютах. (По В.П. Сергееву)
Составь (зарисуй в тетради) модель (схему) применения ДДТ.
Можно ли было, используя моделирование, избежать тех последствий, которые наступили вслед за необдуманным применением ДДТ на островах Индонезии?
И закончить бы урок я хотела еще одним стихотворением на данную тему.
Наша планета.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Домашнее задание: читать текст параграфа, описать приспособления (привести 1 пример любого живого организма для каждой среды обитания) к различным средам обитания и их условиям (плотность, влажность, температура, освещенность).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.