Олифирова Татьяна Ивановна
учитель русского языка и литературы
СОШ №14 г. Северодонецк Луганской области
Класс: 8
Тема урока. Вводные слова (второй урок по теме)
Цели и задачи: углубление знаний учащихся о вводных словах; развитие умения находить вводные слова в предложении, правильно выделять иx запятыми; воспитание любви и бережного отношения к родному слову, эстетическое воспитание учащихся.
Ход урока
I. Объявление темы, целей, задач урока. (Слайды № 1-2)
Эмоциональный настрой на урок. (Слайд № 3)
Вступительное слово учителя. Во времена Аристотеля было довольно наивное, но интересное распределение наук на две главные: геологию, которая изучала всё, что есть на Земле, и теологию, которая имела отношение ко всему, что связано с душой. (Слайд № 4)
Теологи утверждали: сначала было слово. Геологи доказывали: сначала был камень. (Слайд № 5)
Наибольшей драгоценностью многих народов мира считался камень "лу-лу», известный нам как жемчуг. Жемчужина - это символ души, истины, к которой можно прийти только прилагая усилия, потому что она скрыта, как жемчужина внутри раковины.
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Каждому, наверное, хочется найти раковину, раскрыть ее перламутровые ладони и достать жемчужину, которая по своей красоте может сравниться с красотой звёзд Вселенной. Но сначала необходимо нырнуть на морское дно. Нам необходимо «нырнуть» на дно своей памяти, чтобы вспомнить, что мы знаем о вводных словах.
III. Актуализация опорных знаний. (Слайд № 6)
Бecедa.
- Какие слова называются вводными? Что вы о них знаете?
- Изменится ли смысл предложения, если в него ввести вводные слова?
IV. Работа над темой урока.
1. Самостоятельная работа. (Слайд № 7)
Задание. Перепишите предложения, расставляя знаки препинания.
С жемчугом бесспорно связано множество верований. По преданию у некоторых народов жемчужины считали слезами богини любви. В Римской империи например жемчуг во-первых символизировал власть, во-вторых мудрость. В Китае в частности люди верили в связь внешнего вида жемчужин со здоровьем владельца.
Слайд № 8 - проверка, объяснение орфограмм, определение значений вводных слов.
Учитель. Искать раковину нужно внимательно. А когда найдёшь, необходимо быть осторожным. Опрометчивый человек может пораниться острым, как лезвие, краем
створки. Драматична история находки самой крупной и знаменитой «Жемчужины Аллаха», получившей своё название за сходство с человеческой головой в тюрбане. (Слайд № 9) Средний диаметр гигантского перла почти 24 см, а вес – 6 кг 370 г. Жемчужина была вынута из огромной трёхтонной раковины у филиппинского острова Палован. Створки этого моллюска защемили руку мальчику - ловцу жемчуга. Не в силах освободиться самостоятельно, юноша погиб, а чтобы освободить его тело пришлось резать раковину. Так и была обнаружена огромная жемчужина.
2.Работа в парах.
Словарный диктант с последующей взаимопроверкой. (Слайд № 10)
По –моему, к негодованию, по – видимому, по преданию, сделайте милость, поистине, во – первых, к прискорбию, по несчастью, неровен час, в конце концов, как известно, по – нашему, к сожалению, как полагают, в частности.
3. Работа у доски. Синтаксический разбор предложений.
Как известно, жемчужина очаровывает своей красотой.
Без любви, говорят, жемчужины умирают.
- Как же отличать вводные слова от членов предложения?
4. Коллективная работа. (Слайд № 11)
Составьте и запишите по два предложения так, чтобы в одном случае представленные слова были вводными, а в другом - членами предложения.
5. Самостоятельная работа. (Слайд № 12)
Введите в предложения вводные слова.
Жемчуг – изысканное украшение. Она подходит женщинам любого возраста. Жемчуг удачно дополняет как вечернее платье, так и повседневное.
V. Итог урока. Домашнее задание
- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. В чём смысл метафоры Алишера Навои? Почему он сравнивает слово с жемчугом? А теперь соберём в ожерелье жемчуг знаний, полученных на уроке. (Слайд № 13)
1-я жемчужина: «Я знаю ...».
2-я жемчужина «Я умею ...».
3-я жемчужина: «Я понял ...».
4-я жемчужина: «Я убедился ...». (Слайд № 14)
ЛИТЕРАТУРА
Лина Коваленко «Развитие навыков критического мышления на уроках языка» (из педагогического опыта)// Газета «Украинский язык и литература», число 26-28, июль 2010 – с. 34 – 35
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.