урок называем признаки

  • docx
  • 30.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 7.docx

Урок 7. Называем признаки

 Основные идеи урока Обобщить опыт детей в назывании общих характеристик, свойств набора (группы, множества, кучки) объектов. Учить выделять и называть существенный (главный) признак объекта (группы объектов). Показать образцы использования слов «общее», «различное», «изменяется», «сохраняется» в предложениях. Формировать представления о способах проверки правильности выполнения задания (устанавливать соответствие между полученным ответом и условием задания). Методический комментарий к уроку На уроке закладываются основы умения сравнивать. Любое сопоставление должно начинаться с называния этих объектов («Нужно сравнить дома: дом, в котором 5 этажей, и дом, в котором один этаж», «Нужно сравнить деревья: берёзу и сосну» и т. д.). Далее для сравнения нужно уметь выделять существенные (главные) признаки сравниваемых объектов, поскольку из них выбирается основание для сравнения. Перед обсуждением главных признаков предложите одному ученику (или нескольким) сравнить дом, в котором он живёт, и один из домов на рисунке, другому ученику — дерево, которое растёт около школы, и любое дерево на рисунке. Тогда ученикам будет легче выбрать существенные (главные) признаки дома (стены, крыша, дверь), дерева (листья, ствол), которые сохраняются независимо от ситуации, времени, способа изображения и т. д. Обсуждение форм, представленных на рисунке (третье задание), сопровождайте иллюстрацией моделей соответствующих плоских геометрических фигур. Если вашим учащимся посильно, предложите и пространственные фигуры (параллелепипед — пятиэтажный дом, цилиндр — ствол дерева и т. д.).

36

Прежде чем первоклассники приступят к четвёртому заданию, назовите и покажите модели форм, которые они будут отыскивать и пересчитывать. Детям, имеющим трудности в счёте (пересчёте), дайте цветные квадраты из разрезного материала и помогите накрыть каждый объект выбранной формы (например, цилиндр квадратом), затем пересчитайте вместе с ними только квадраты и сделайте вывод — цилиндров 3. Пятое задание может вызвать трудности. Обсудите заранее, используя представления детей о геометрических фигурах (их форме, размере, цвете), какие признаки в группе объектов меняются, а какие — нет. Перед выполнением этого задания проведите игру «Что изменилось?». Наборы, приведённые ниже, учитель готовит заранее, показывает или демонстрирует с помощью интерактивной доски, медиапроектора. Наборы фигур: три круга разного размера и одного цвета, три кубика разного цвета, одного размера. Наборы букв: строчная и заглавная буква «А» или две большие буквы — «О» и «И». Каждый набор можно представить в виде карточек с рисунками или предложить выложить перед собой приготовленные предметы. В последнем случае можно продиктовать ученикам расположение всех фигур на парте, например так: «Положите

 в ряд сначала средний круг, затем маленький, затем большой». При желании педагог может подготовить разнообразные наборы фигур, букв, других важных для обучения первоклассников объектов (например, цифр), к которым могут быть сформулированы вопросы 1—4 или 5—7. Для демонстрации положительного ответа на вопрос учителя дети берут квадраты из разрезного материала. Можно действовать так: вы задаёте вопрос, если ученик согласен с вашим предложением (утверждением), то он поднимает для демонстрации учителю и одноклассникам квадрат и кладёт его перед собой. Вопросы: 1) Согласны ли вы, что меняется только форма? 2) Согласны ли вы, что меняется цвет? 3) Согласны ли вы, что меняется размер? 4) Согласны ли вы, что меняется размер и форма?

37

Пример первого набора фигур (вопросы 1—4)

Пример второго набора фигур (вопросы 1—4)

Пример набора букв

а А

5) Согласны ли вы, что меняется размер? 6) Согласны ли вы, что меняется буква? 7) Согласны ли вы, что меняется звук? Выигрывают дети, которые подняли и положили перед собой квадраты при ответе на вопросы 3 (первый набор фигур),  2 (второй набор фигур), 5 (набор букв). После этого обсудите изменение двух признаков у объектов (мячи, часы, телефоны), предложенных в учебнике. Важное место в уроке отводится правильному использованию слов (признак, главный, неглавный, существенный, общее, различное и пр.). Помогайте ученикам правильно пользоваться ими, включать в формулировки утверждений при выполнении заданий этого и последующих уроков