И.А.Кошекина.
МБОУ «СШ № 32 им. С.А.Лавочкина»
города Смоленска.
Учитель истории МБОУ «СШ № 32
им. С.А.Лавочкина» города Смоленска
Аннотация
Материалы подготовлены в помощь педагогам образовательных организаций и ориентированы на оказание методической помощи по организации и проведению тематического урока, посвященного родному краю. В методических рекомендациях предлагаются содержательные, методические и технологические подходы к проведению урока, раскрывается комплекс вопросов, связанных с проведением данного мероприятия. Предлагаемые материалы носят рекомендательный характер, поэтому преподаватель может провести занятие, опираясь на данные разработки, исходя из собственного опыта, учитывая возрастные особенности, уровень подготовки обучающихся, а также традиции региона. Материалы урока можно трансформировать во внеклассное мероприятие с привлечением родителей, представителей учреждений, презентующих туристические маршруты по территории Смоленщины.
Урок на тему
«Неофициальные символы Смоленского края»
Цель: расширение представлений обучающихся об истории неофициальных символов Смоленского края, отражающих историческую самобытность малой родины, связывающих прошлое и настоящее.
Задачи:
1. Знакомство со значением официальной символики родного края.
2. Знакомство с историей неофициальных символов Смоленщины.
3. Развитие навыков командной деятельности.
4. Развитие креативного мышления.
5. Развитие навыков публичного выступления.
Технологии: коллективная деятельность; технология кейсов.
Формируемые ценности: историческая память, любовь к малой родине.
Количество уроков: 2.
Ход урока:
Мотивационный этап:
Учитель приветствует обучающихся и сообщает им о том, что урок будет посвящен символам Смоленщины. Что такое символы? Для чего они нужны? Какие символы края вам известны?
Обучающиеся принимают участие в обсуждении вопросов, предложенных учителем.
Учитель обращает внимание на то, что слово «символ» стало использоваться в русском языке с XVIII в. В переводе с греческого оно означает «знак, примета, метка». Организует беседу о современных символах края (при необходимости дополняет ответы обучающихся, опираясь на информацию, изложенную ниже).
Герб Смоленской области был утвержден в 1998 году, его автором является Г.В.Ражнев. Пушка символизирует богатую военную историю края. Её задняя часть повторяет гвардейскую ленту — символ советской гвардии, возникшей в 1941 году в боях за Смоленскую область. Птица Гамаюн — это символ счастья, мира, богатства и благополучия, на смоленском гербе она также символизирует «космическую птицу — первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина», уроженца области.
Флаг Смоленской области утвержден в 1998 году и разработан Г.В.Ражневым.
Красный цвет флага — символ поля битвы. На этом поле проходили три самых тяжёлых в истории России войны. Нижняя красная полоса — война против польских интервентов. Вторая красная полоса — Отечественная война 1812 г. Самая крупная полоса — Великая Отечественная война 1941—1945 годов. Полоска жёлтого цвета — это символ птицы Феникс. Феникс — это птица, возрождающаяся из пепла. Смоленщина дважды в своей истории полностью поднималась из пепла — после 1812 года и после Великой Отечественной войны.
Гимн Смоленска утвержден в 2003 г., слушать по ссылке https://ok.ru/video/1727429151408
Учитель: но…Это официальная символика нашего края. У любой земли в составе нашей страны есть неофициальные символы. Как вы понимаете, что это такое? Назовите символы нашего края, которые были представлены нашим краем на выставке «Россия».
Обучающиеся принимают участие в обсуждении вопросов, предложенных учителем; презентуют семейные фотографии, сделанные во время посещения выставки (смотреть ниже), делятся впечатлениями.
Учитель формулирует тему урока.
Операционно – деятельностный этап:
Учитель предлагает обучающимся принять участие в командной работе по разбору кейсов, посвященных неофициальным символам Смоленщины. Обучающимся, объединенным в 4 командах предлагается защита макетов с неофициальными символами края.
Кейс 1.
1.Рассмотрите макет. Постарайтесь определить название неофициальных символов, которые представлены Вашему вниманию. Составьте устный рассказ об этих символах.
2.Предложите и запишите разные идеи о том, какие другие неофициальные символы Смоленского края Вы бы поместили на рекламный макет фирмы для привлечения туристов.
Постарайтесь предложить интересные идеи, которые привлекут внимание к Вашей фирме потребителей с различными интересами.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Кейс 2.
1.Рассмотрите макет. Постарайтесь определить название неофициальных символов, которые представлены Вашему вниманию. Составьте устный рассказ об этих символах.
2.Предложите и запишите разные идеи о том, какие другие неофициальные символы Смоленского края Вы бы поместили на рекламный макет фирмы для привлечения туристов.
Постарайтесь предложить интересные идеи, такие, которые привлекут внимание к Вашей фирме потребителей с различными интересами.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ.
Кейс 3.
1.Рассмотрите макет. Постарайтесь определить название неофициальных символов, которые представлены Вашему вниманию. Составьте устный рассказ об этих символах.
2.Предложите и запишите разные идеи о том, какие другие неофициальные символы Смоленского края Вы бы поместили на рекламный макет фирмы для привлечения туристов.
Постарайтесь предложить интересные идеи, такие, которые привлекут внимание к Вашей фирме потребителей с различными интересами.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Кейс 4.
1.Рассмотрите макет. Постарайтесь определить название неофициальных символов, которые представлены Вашему вниманию. Составьте устный рассказ об этих символах.
2.Предложите и запишите разные идеи о том, какие другие неофициальные символы Смоленского края Вы бы поместили на рекламный макет фирмы для привлечения туристов.
Постарайтесь предложить интересные идеи, такие, которые привлекут внимание к Вашей фирме потребителей с различными интересами.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
Обучающиеся представляют результаты работы.
Рефлексивно – оценочный этап:
Учитель нацеливает обучающихся на обмен мнениями о полученной информации, качестве проделанной работы.
Учитель организует работу обучающихся по взаимооценке деятельности каждого обучающегося в составе группы. Взаимооценка проводится анонимно, затем подсчитываются средние значения, выставляются отметки.
Учитель благодарит обучающихся за работу на уроке.
Дополнительные материалы о некоторых неофициальных символах Смоленщины: арт – объект «Глобус» (Дорогобуж); клен в усадьбе Дугино; кот Смоленский; Вяземская стека; торт «Сапшо»; смоленские конфекты; медовый хлеб и т.д.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.