Предмет: алгебра и начала анализа
Класс: 11 класс
Тема: Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Производная и ее геометрический смысл» (слайд 1)
Девиз урока: Скажи мне, и я забуду
покажи мне, и я запомню
Дай действовать самому
И я научусь.
Конфуций (слайд 2)
Цели урока:
- систематизировать знания и умения по теме «Производная»: формулы и правила дифференцирования, геометрический и физический смысл производной;
- развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, способность к «видению» проблемы, формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
- воспитывать умение работать с имеющейся информацией, слушать товарищей, точно, однозначно и лаконично формулировать свои ответы (слайд 3)
Ход урока (слайд 4)
1. Организационный момент
Учитель сообщает цель урока и рассматривает план работы урока.
2. Фронтальная работа
Устный счет:
1. Найти производную (слайд 5)
1) Что называется производной функции f(х) в точке хо?
2) Укажите, для какой из функций
Функция является производной.
Ответ: f(x)=4,5x2 – sin x
3)– 9) Найдите производную функции: (слайд 6)
подсказка ответ
3) y= x4-x3 y´=4x3- 3x2
4) y=x4-1 y´=4x3
5) y´=
6) у=cos2х+sin2х y=1 y´=0
7) у=cos2х-sin2х y=cos2x y´=-2sin2x
8) у=(х-2)(х2+2х+4) y=x3-8 y´=3x2
9) y = y´=
10) Найдите скорость изменения функции h(x)=4x3-x2 в хо=0
подсказка v(x)=h´(x)=12х2-2х; ответ v(0)=0.
Фронтальную работу оценивает учитель, ученики выставляют баллы в оценочный лист.
2. Составь пару (один из вариантов) (слайд 7)
Объяснение задания: В клетках таблицы записаны функции. Для каждой функции найдите производную и запишите соответствие клеток. Например:,следовательно ответ:1- 9; и т.д.
1.
|
6. х2 |
11.
|
16. а |
2. Х |
7.
|
12. - 3 |
17. cos x |
3. 2x |
8. sin x |
13. - sin x |
18.
|
4. 1 |
9.
|
14.
|
19. 0 |
5. 2 |
10.
|
15. ах |
20.
|
Ответы: 1-9; 6-3; 11-14; 16-19; 2-4; 7-18; 12-19; 17-13; 3-5; 8-17; 4-19; 5-19; 15-16;10-20 (слайд 8)
Ученики выставляют в оценочный лист баллы, 1 балл за один правильный ответ.
3. Групповая работа
1 группа и 2 группа работают под руководством ученика, ответственного за данную группу. 3 группа (менее подготовленная) работает под руководством учителя. У каждого учащегося 1 и 2 группы своя зачётная карточка. Все решают. На возникшие вопросы, получают консультацию у ответственного за группу или учителя. После выполнения работы учитель проверяет работы у ответственных, а ответственные у членов своей группы.
Вариант № 1 |
Вариант № 2 |
1. Найдите производную функции: а) y=x6 - 13x4+11; (1б) б) y=x3+ sinx. (1б) 2. Найдите значение производной функции y=12cosx в точке xо=-. (1б) 3. Найдите точки, в которых значение производной функции y= х3 – 6x2 + 27x -21 равно 0. (2б) 4. Дополнительное задание. Найдите скорость изменения функции y=xsinx в точке хо= (3б)
|
1. Найдите производную функции: а) ; (1б) б) . (1б) 2. Найдите значение производной функции в точке . (1б) 3. Найдите точки, в которых значение производной функции равно . (2б) 4. Дополнительное задание. Найдите скорость изменения функции в точке хо. в хо = 1. (2б) |
А в это время 3 группа под руководством учителя работает следующим образом:
Учитель предлагает задания (слайд 9)
1. Найдите производную функции в точке хо = 0 2. Найдите производную функции: а) ; б) в) |
Один из учеников третьей группы решает его на доске. Затем каждый ученик выполняет аналогичные задания на месте.
Задания 3 группы
Вариант№1 |
Вариант№2 |
Вариант№3 |
Вариант№4 |
1. Найти производную функции в хо=1 . (2б) 2. Найдите производную функции . (3б) Дополнительное задание. 3. Найдите производную функции. (3б) |
1. Найти производную функции в хо=1 y=4x4+3x3+2x2+x-1. (2б) 2. Найдите производную функции (3б) Дополнительное задание. 3. Найдите производную функции. y=sinx+4 (3б) |
1. Найти производную функции в хо=0 у=3х5-15х2+4х (2б) 2. Найдите производную функции (3б) Дополнительное задание. 3. Найдите производную функции.
(3б) |
1. Найти производную функции в хо=2
(2б) 2. Найдите производную функции (3б) Дополнительное задание. 3. Найдите производную функции.
(3б) |
В помощь ученикам 3 группы дается образец решения (слайд 10)
Образец. 1. Найдите производную функции в точке хо = 0
2. Найдите производную функции: а) ;
б)
в) ;
|
Пока ученики 3 группы выполнят задания, учитель подводит итоги с учениками 1 и 2 группы. Наиболее сложные задания разбираются на доске.
Учащиеся проверяют решение и сверяют ответы (слайд 11)
Вариант №1 |
Вариант №2 |
1. а) y´= 6x5 - 52x3; б) y´= 3x2 + cosx. 2. y´= -12sinx; 3. y´= x2 – 12x +27; y´= 0. x2 – 12x + 27= 0; Д =36; x1=9; x2 =3 4.v(x)=y´=x´sinx+ x(sinx)´=sinx + xcosx;
|
1. а) y´=135x4 + 19; б) 2. y´=19cosx; 3. y´= x2 – 14x + 38; y´= -2; x2 -14x + 38=-2; Д=36; x1=10; x2=4. 4. v(x)=y´=2(х+1); v(1)=4. |
Руководители 1 и 2 группы выставляют баллы в оценочный лист в зависимости от выполненных заданий. Результаты выполнения работы 3 группы проверяет учитель и выставляет баллы в оценочный лист.
4. Программированный контроль
Повторив определение производной и правила нахождения производной, учащиеся проверяют свои знания с помощью программированного контроля.
У каждого ученика на столе приготовлена карточка программированного контроля. Карточки приготовлены индивидуально (по уровню сложности).
Ключом к ответу является слово, имеющее отношение к математике. Учитель объясняет на данном примере (слайд 12)
Образец .
Ответ Задание |
а |
с |
р |
у |
и |
д |
|
-1 |
14 |
4 |
1 |
3 |
-3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-24 |
24 |
18 |
-18 |
3 |
-3 |
|
24 |
-36 |
1 |
0 |
-1 |
36 |
|
-4 |
4 |
40 |
-42 |
36 |
-36 |
Ответ: радиус.
После выполнения работы учащиеся сверяют свои ответы и выставляют баллы в оценочный лист.
Ответы: №1 - куб; №2 - луч; №3 - час; №4 - шар; №5 – знак; №6 - метр; №7 -угол; №8 - плюс; №9 - тело; №10 - конус; №11 - точка; №12 - число; №13 -минус (слайд 13)
5. Дополнительные задания
Для тех кто, выполнил своё задание, выполняют задания:
- дружная четвёрка
Задание: Установите соответствия между функцией, записанной в строке А, её изображение в строке Б, производной функции в строке В и графиком производной в строке Г (слайд 14)
Ответы: (слайд 15)
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Б |
3 |
4 |
1 |
2 |
6 |
7 |
5 |
В |
3 |
5 |
1 |
7 |
2 |
4 |
6 |
Г |
2 |
4 |
7 |
5 |
6 |
1 |
3 |
6. Домашнее задание:
уч. стр.258, работа Проверь себя (слайд 16)
7. Подведение итогов урока (слайд 17)
Выставление оценок.
Примечание: все записи решения заданий выполняются в рабочих тетрадях, а баллы выставляются в оценочный лист (оценочный лист для каждой группы).
Оценочный лист
№ п/п |
Ф И учашегося |
Устный счет (оценивается учителем) |
Составь пару (оценивается учеником) |
Групповая работа (оценивается руководителем группы или учителем) |
Программи-рованный контроль (оценивается учеником) |
Дружная четверка
(оценивается учеником) |
Итог |
1 |
Руководитель группы |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.