Тема: История СССР и Российской Федерации
Цель: обобщить и систематизировать материал по теме «История СССР и Российской Федерации.
Задачи:
· проверить владение материалом через анализ документального материала и чтение ментальной карты;
· развивать коммуникативную компетенцию (способы взаимодействия в группе, умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства)
· воспитание толерантности через определение причин поведения различных деятелей
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Орг. момент.
2.Проверка домашнего задания -знакомство с предложенной ментальной картой и характеристика состояния науки и культуры с записью ключевых понятий в первой строке таблицы:
Область |
1945-1953 |
1953-1964 |
1964-1985 |
1985-н.ХХ в. |
Культура |
|
? |
? |
|
Внешняя политика |
|
|
|
|
Внутренняя политика |
|
|
|
|
Хоз. и общ. отношения |
|
|
|
|
По такому же принципу придумайте обозначения для колонки 1 и 4 (1945-1953 и 1985-н.ХХ в.). Что это за знаки? Какие ключевые понятия вы впишете в эти троки7
3.Основной этап.
А) Работа с ментальными картами на два варианта.
Вспомним о других областях жизни, определите их в ментальной карте (обращение к учебнику, повторяем события). Какие события в отсутствующих колонках должны быть (1945-1953 и 1985-н.ХХ в.)?
Б) Работа с источниками, ознакомление и определение лидера или события.
Отрывок из письма советского лидера, укажите его фамилию: «Уважаемый г-н Президент, получил ваше письмо от 25 октября. Из Вашего письма я почувствовал, что у вас есть некоторое понимание сложившейся ситуации и сознание ответственности…Если бы были даны заверения Президента и правительства Соединенных Штатов, что США не будут сами участвовать в нападении на Кубу и будут удерживать от подобных действий других, если вы отзовете свой флот, - это сразу все изменит. Я не говорю за Фиделя Кастро, но думаю, что он и правительство Кубы, видимо, объявили бы о демобилизации и призвали бы народ приступить к мирному труду. Тогда отпал бы и вопрос об оружии…»
Отрывок из статьи публициста Л. Карпинского и укажите, кто находился у власти в тот период, когда происходили описываемые события:
«…Почти все требования, выданные «на-гора» бастующими, касающиеся, казалось бы, самых обыденных условий труда и быта шахтеров, требования, которые по традиции именуются экономическими, на самом деле прямо выходят на политику. Все они сконцентрированы на одном: провозглашенную экономическую реформу надо проводить в жизнь, пусть, наконец, станут реальностью самостоятельность предприятий, самоуправление трудовых коллективов, самофинансирование и хозрасчет».
4.Физкультминутка (глаза отдыхают) - расставьте глазами по порядку руководителей государства, дальше читаю документ, на экране уже расставленные фото |
|
Расставьте глазами лидеров в хронологическом порядке |
Сверьтесь глазами с правильным ответом |
Назовите фамилию руководителя, о котором идет речь:
«Будучи сам продуктом определенной эпохи, социальной и политической среды, он хотел преодолеть ее законы, разрушить ее во многом теми же методами. Сломать бюрократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже достаточно откровенно».
Угадайте по определению, с чем мы будем работать дальше. «Это жанр изобразительного искусства, в сатирической или юмористической форме изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей».
Работа с карикатурами и устное распределение образов в таблицу.
5.Закрепление: ссылка с тестом, QR код или карточка для тех, кто отвечает без смартфона
6.Рефлексия: Продолжите мысль: «К счастью, мы не жили в то время ….», «К сожалению, мы не жили в то время». (Найти «плюсы» и «минусы» в эпохе.
7.Подведение итогов урока, вывод, оценка работы на уроке. Домашнее задание: повторить даты и события периода 1945-1991 гг.
Карточка
1. В каком ряду перечислены деятели-диссиденты
1. А.Д.Сахаров
2. А.Пахмутова
3. А.Солженицын
2. Установите соответствие между датами и событиями, процессами:
А) 1957 г., 1961 г. 1) участие советских войск в афганской войне
Б) 1953 г., 1957 г. 2)принятие Конституции СССР, внесение в нее поправок
В) 1977 г., 1990 г. 3)борьба за власть после смерти Сталина
Г) 1979 г., 1989 г. 4)достижения в освоении космоса
3. Проведение экономической реформы в 1965 г. возглавил:
1. Н.И. Рыжков
2. Н.А. Вознесенский
3. А.Н. Косыгин
4. В.М. Молотов
4. Кто из названных деятелей активно участвовал в борьбе за власть после смерти И.В. Сталина?
А) А.А. Жданов
Б) Н.С. Хрущев
В) Г.М. Маленков
Г) Л.П. Берия
Д) А.А. Громыко
Е) А.Н. Косыгин
1) АБВ 2) АБЕ 3) БВГ 4) БГЕ
5. Установите соответствие между событиями и фамилиями их активных участников:
А) выступление ГКЧП 1) Б.Н. Ельцин
Б) Карибский кризис 2) А.И. Лукьянов
В) роспуск СССР 3) М.С. Горбачев
Г) введение политики 4) Ю.В. Андропов
гласности 5) Н.С. Хрущев
6. Установите соответствие между фамилиями писателей и названиями их произведений:
А) А.Т. Твардовский 1) «Живые и мертвые»
Б) Б.Л. Пастернак 2) «Архипелаг ГУЛАГ»
В) К.М. Симонов 3) «Василий Теркин»
Г) А.И. Солженицын 4) «Доктор Живаго»
7. Возмещение военных потерь и убытков, получаемое Советским Союзом от Германии в послевоенные годы, называлось:
1. контрибуцией
2. репарациями
3. реабилитацией
4. репатриацией
8. Понятие «реабилитация» впервые вошло в жизнь советского общества:
1. во второй половине 1940-х гг.
2. в середине 1950-х гг.
3. в конце 1960-х гг.
4. во второй половине 1980-х гг.
9. Появившееся во второй половине 1950-х гг. понятие «совнархозы» было связано:
1. с укрупнением колхозов
2. с частичной децентрализацией управления экономикой
3. с освоением целинных и залежных земель
4. с усилением государственного контроля над экономикой
10. Как называли в конце 1960-х – середине 1980-х людей, не разделявших господствовавшую в СССР идеологию?
1. диссидентами
2. космополитами
3. лишенцами
4. анархистами
11. Какие из названных понятий, терминов вошли в жизнь советского общества в годы перестройки?
А) реабилитация
Б) диссидентство
В) гласность
Г) новое политическое мышление
Д) плюрализм
Е) развитой социализм
1) АБГ 2) АВД 3) БВЕ 4) ВГД
12. Какое событие произошло в связи с празднованием 300-летия вхождения Украины в состав Российского государства?
1. проведение в Киеве фестиваля молодежи и студентов
2. передача Крыма из состава РСФСР в состав УССР
3. пуск гидроэлектростанции на Днепре
4. открытие Академии наук Украины
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.