Урок обучения грамоте
Оценка 4.7

Урок обучения грамоте

Оценка 4.7
docx
12.01.2021
Урок обучения грамоте
Урок обучения грамоте.docx

Рябинина Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МКОУ лицея пгт Красная Поляна

 

 

Метапредмет в практике начальной школы

 

Великая цель образования – это не знания, а действия.

 

        Эти слова принадлежат Герберту Спенсеру и как нельзя лучше раскрывают сущность современного подхода к образованию. Каждый раз, создавая  урок, учитель задает себе ряд вопросов: как пробудить у детей интерес к изучаемому предмету; какой учебный материал подобрать для достижения поставленной цели; какие методы и средства обучения выбрать, как обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, создавая таким образом мотивацию для дальнейшего развития личности.

        Федеральные государственные стандарты предлагают формировать не просто знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам, а надпредметные умения и навыки к самостоятельной организации учебной деятельности младших школьников, к решению задач и проблем. К результатам освоения образовательной программы начального общего образования стандарт предъявляет требования, выраженные на личностном, предметном и метапредметном уровнях.

       Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет добывать информацию. Главной целью метапредметного подхода в обучении  является развитие и качественное обновление педагогической деятельности,   повышение качества образования.

Исходя из этого меняется и роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития метапредметных УУД.

Совместную деятельность учителя и ученика в таком случае необходимо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности.

          Возникает проблема: как обеспечить успешность каждого ребенка в обучении. Для ее решения на помощь современному учителю приходит деятельностный подход, включающий  создание проблемных, поисковых, исследовательских задач; моделирование ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей детей; создание с помощью вопросов и проблем как можно больше заданий, когда обучающиеся на основании имеющихся знаний и минимальной дополнительной информации самостоятельно приходят к новым умозаключениям или осваивают новые предметные /надпредметные  действия, т.е. новое знание. С целью же получения и хранения  информации в урок вводятся   знаково – символические средства.

       Только вовлечение  детей в деятельность будет способствовать формированию метапредметных результатов, ключевыми из которых принято считать:

 · способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем;

 · навыки структуризации и классификации поступающей информации;

· приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.

       Современная школа призвана готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования.

        Многие  согласятся, что «Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как мы показали ему этот путь».  Чтобы все получилось, необходимо верить в успех, а будущее принадлежит тому, кто верит в успех.

 

 

Урок обучения грамоте

1 класс

 

Тема урока: Звуки [д], [д']; буквы  Д, д.

 

Дидактическая  цель урока: создать условия для изучения блока новых  знаний и применения их  в знакомой ситуации.

 

Тип урока: комбинированный урок

 

Задачи урока:

Предметные:

- познакомить со звонкими звуками [д], [д'],  с буквой Д, д; учить давать характеристи­ку звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изучен­ными буквами.

Метапредметные:

- формировать умение применять знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных задач;

- формировать умение осуществлять проверку по образцу.

Личностные:

- развивать положительную учебную мотивацию.

 

Оборудование: учебник обучения грамоте «Азбука» ( Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков. Академкнига/Учебник, 2017 ), графические модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв, индивидуальный маршрутный лист.

 

Ход урока

Этапы урока

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Психологический настрой класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация к учебной деятельности.

 

-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, любопытные глаза. Начинаем урок литературного чтения. 

 

 

 

 

 

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

- Ребята, какие пословицы  мы с вами знаем?

 

-Учитель показывает картинки: хлеб, дерево, книга (пословицы – знаковый символ)

 

 

 

 

 

 

-Как вы понимаете смысл последней пословицы?

- Ребята, запомните ваши мнения. В конце урока мы  вернемся к этой пословице.

- Все пословицы про труд человека, а последняя пословица про наш с вами труд.  А наш с вами труд – это….

- Чтобы читать книги, мы должны знать все буквы.

- Что мы сейчас изучаем?

- Какие буквы мы уже изучили?

Учитель показывает изученные буквы у доски.

 

 

 

 

Учащиеся читают стихотворение наизусть 

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, отвечать

И друг другу помогать.

 

 

 

 

Учащиеся читают пословицы наизусть:

1. Хлеб – всей жизни голова.

2. Сломать дерево – секунда, а вырастить – года.

3. Будешь книги читать – будешь всё знать. (Пословица написана на доске)

 

Дети высказывают свои мнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

-Учёба.

 

 

-Алфавит.

Учащиеся хором называют изученные буквы.

Актуализация опорных знаний.

Задание 1.

(работа в зоне актуального развития)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2.

(работа в зоне актуального развития)

 

 

 

 

 

Задание 3. (Задание с затруднением)

Работа в зоне ближайшего развития

А сейчас мы с вами поработаем с этими буквами.

- Возьмите конверты красного цвета (В конвертах  буквы

Н, Л, А,М,О,Э,Р,У)

- По какому признаку можно разделить эти буквы?

- Разделите эти буквы на две группы.

 

 

 

 

-У кого так же, поднимите руку.

 

- Возьмите карточки белого цвета.

( На карточках буквы

Н,О, Л,Ь,М ,А ,Р,У)

- Подчеркните лишнюю букву.

 

- Почему подчеркнули букву  мягкий знак?

 

- Возьмите конверты зелёного цвета.

( В конвертах буквы А, И, Е, Ю, У, Д, Ё, Э, Я)

- По какому признаку можно разделить эти буквы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Разделите эти буквы на две группы.

 

 

 

 

 

- Почему букву Д не включили ни в одну из групп?

 

 

 

 

 

- Гласные буквы и согласные.

 

Учащиеся индивидуально делят буквы на гласные и согласные, один из учащихся работает с обратной стороны доски

Самоконтроль

 

 

 

 

 

 

Учащиеся подчёркивают букву  мягкий знак.

- Буква мягкий знак не обозначает звука.

 

 

 

 

 

Первый способ:

- гласные, которые обозначают один звук и гласные, которые обозначают два звука.

Второй способ:

-  гласные, которые обозначают твёрдость согласного и гласные, которые обозначают мягкость согласного.

 

Учащиеся делят буквы на две группы и встречаются с затруднением:  не могут определить место буквы Д.

Индивидуальная работа (фронтальная проверка)

 

- Мы её ещё не изучали.

 

 

 

Определение темы и целей урока.

 

-Давайте определим тему нашего  урока:

Буква Д (тема на доске - на бумажной ленте)

-Какую  цель мы с вами поставим на уроке?

-Цель нашего урока:

Познакомиться с новыми  звуками и новой буквой.

На доску вывешиваются  модели  звука со знаком вопроса.

?? 

 

 

- Буква Д.

 

 

 

Учащиеся высказывают свои мнения.

 

Определение плана урока.

- Мы с вами новые  буквы изучаем всегда по плану.

 

- Давайте вспомним этот план.

 

План

 

1. hello_html_63ee79eb.pnghello_html_63ee79eb.png(Знакомство со звуками)

2.       Д д (Знакомство с буквами)

3. https://img2.freepng.ru/20180612/oyi/kisspng-computer-icons-envelope-mail-5b1fe2284bf362.3465669415288161683111.jpg(Конструирование буквы)

4.

[д]

[о]

[м]

д

о

м

(Работа с двухъярусной моделью слова)

5. [д]

(Чтение слогов)

6.

 

 (Чтение слов)

 (Работа с предложением)

 

7. (Работа с текстом)

 

План урока у каждого ученика на парте.

Изучение нового.

 

 Работа с учебником.

Знакомство с новыми звуками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с буквами Д, д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моделирование буквы  Д.

Работа в зоне актуального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с обозначением звуков с помощью строчной (малой) буквы «д».

 

 

- Какой первый пункт плана?

- Откройте учебник стр.46.

- Назовите предмет, изображённый на рисунке слева.

- Расскажите, что вы знаете о дыне.

 

 

 

 

 

- Прочитайте звуковую модель этого слова, называя каждый звук.

 

- Назовите только первый звук.

- Работая в паре, исследуйте этот звук и дайте ему характеристику.

 

 

 

 

 

 

 

- Какой моделью мы обозначим этот звук?

 

- Кто  изображён на рисунке справа?

- Назовите только первый звук.

- Работая в паре, исследуйте этот звук и дайте ему характеристику.

 

 

 

 

 

 

 

- Какой моделью мы обозначим этот звук?

 

- Мы выполнили первый пункт плана? Отметьте галочкой первый пункт плана. (Учитель отмечает на доске)

 

 

- Какой второй пункт плана?

- Для того чтобы на письме обозначать звуки [д], [д’], есть буква Д, д – прописная и строчная.

- Кто из вас знает как правильно называется эта буква?

-Найдите  её в алфавите, с.127 учебника (Работа с учебником стр.127)

- Покажите букву Д, д соседу по парте, а сосед пусть покажет и назовёт букву, которая находится  справа от неё (Буква Е).

- Мы выполнили второй пункт плана?

- Отметьте галочкой второй  пункт плана. (Учитель отмечает на доске)

 

 

 

- Какой третий пункт плана?

- Из каких элементов - шаблонов состоят эти буквы? Возьмите конверты с шаблонами печатных букв и сконструируйте букву Д, д – большую и малую. (В конверте – элементы буквы Д, д, а также лишние. Дети должны выбрать только нужные элементы.)

- Пусть сосед составит большую букву Д, а ты – малую.

-Проверьте работу друг друга.

-Попробуйте объяснить записи справа от буквы.

 

- Теперь эти звуки мы будем обозначать не квадратиками, а с помощью строчной (малой) буквы «д».

- Мы выполнили третий  пункт плана?

- Отметьте галочкой третий  пункт плана. (Учитель отмечает на доске)

 

 

 

- Знакомство с новыми звуками.

 

- Дыня.

 

- Дыня растёт в огороде с другими овощами. Дыня может быть спелая, сладкая (по вкусу), зелёная, жёлтая (по цвету), круглая (по форме.

 

Учащиеся читают звуковую модель слова «дыня», хором называя каждый звук [д].

 

Работая в паре, учащиеся исследуют звук и дают ему характеристику:

- согласный, так

как произносится с трудом, воздух встречает препятствие; звонкий, так  как произносится с голосом; твёрдый.

 

Учащиеся показывают модель нового звука.

 

- Это девочка, её зовут Дина.

[д'].

Работая в паре, учащиеся исследуют звук и дают ему характеристику:

- согласный, так

как произносится с трудом, воздух встречает препятствие; звонкий, так как произносится с голосом; мягкий.

 

Учащиеся показывают модель нового звука.

 

Учащиеся галочкой отмечают выполнение первого пункта плана на индивидуальном маршрутном листе.

 

- Знакомство с буквами Д,д

 

 

 

 

Учащиеся рассматривают букву, затем находят её в алфавите на с. 127 учебника, показывают соседу по парте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся галочкой отмечают выполнение второго пункта плана на индивидуальном маршрутном листе.

 

- Конструирование буквы.

Учащиеся договариваются,  кто какую букву будет моделировать и работают самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся галочкой отмечают выполнение третьего пункта плана на индивидуальном маршрутном листе.

Применение знаний в знакомой ситуации.

Работа с двухуровневой схемой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение слогов с буквой д под моделями слов.

 

 

- Какой следующий пункт плана?

- Рассмотрите рисунки ниже. Назовите предмет, изображённый на первом рисунке слева.

-Назовите каждый звук, каждую букву.

 

 

- Назовите первый звук.

 - Почему он читается твёрдым?

- Сравните, сколько в нём звуков? А букв?

- Сколько слогов? Почему?

 

 

Аналогичная работа – с моделями слов «дым», «Дима».

- Какое из трёх слов может быть лишним?

 

 

- Почему «Дима» нужно писать с большой буквы?

 

- Мы выполнили четвертый   пункт плана?

- Отметьте галочкой четвертый пункт плана. (Учитель отмечает на доске)

 

 

- Какой следующий пункт плана?

- Прочитайте слоги в парах.

 

- Прочитайте по цепочке.

 

 

- Придумайте с данными слогами слова.

 

 

 

- Работа с двухуровневыми схемами.

 

- Дом.

 

 

- Называют все звуки: [д], [о], [м], затем буквы (хором).

 

Называют: [д].

- После него звук [о].

-Три звука и три буквы

 

- Один слог, потому что один гласный звук [о].

- Сколько в слове гласных, столько и слогов.

 

 

- Дима – слово состоит из 3 слогов, в нём 4 звука, первый звук [д'].

 

- Имена, фамилии, клички, города - все с заглавной буквы пишутся всегда.

 

Учащиеся галочкой отмечают выполнение четвертого  пункта плана на индивидуальном маршрутном листе.

 

- Чтение слогов.

 

- Учащиеся , работая в паре, читают слоги.

Проверка - чтение по цепочке.

 

Учащиеся придумывают со слогами слова.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение в чтении столбиков слов с новыми звуками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с предложением.

Работа в зоне актуального развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом «Данила»

а) работа с иллюстрацией;

 

 

 

б) чтение текста учителем;

 

 

 

в) чтение текста учащимися  и работа над ним;

 

 

г) словарная работа;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д) упражнение в распознавании слов со звуком [д] и [д’].

- Мы выполнили пятый   пункт плана?

- Отметьте галочкой пятый пункт плана. (Учитель отмечает на доске)

 

- Какой следующий пункт плана?

- Прочитайте в парах столбики слов. Ты прочитай первую строчку, твой сосед – вторую,  и так далее по одной строчке.

- Прочитайте столбики слов по цепочке.

 Деление слов на группы.

Проверка по эталону.

- Разделите слова на группы: слова - предметы, слова -признаки, слова - действия

 

 

 

 

 

 

 

- Проверьте,  правильно ли вы выполнили задание (эталон).

 

 

 Составление звуковой модели слова. Работа в зоне актуального развития

- Составьте звуковую модель слова удили.

- Кто справился с заданием, проверьте работу других учащихся  (работа консультанта с образцом).

 

 

 

- Как понимаете значение слова удили?

- Составьте с этим словом предложение.

 

- Составьте самостоятельно  схему предложения: Мальчики удили рыбу в реке.

 

 

 

 

 

- Мы выполнили шестой   пункт плана?

- Отметьте галочкой шестой пункт плана. (Учитель отмечает на доске)

 

 

- Какой следующий пункт плана?

- Давайте рассмотрим иллюстрацию  к тексту и попробуем  определить, о чём говорится в тексте.

- Я сейчас вам прочитаю текст, а вы возьмите карандаш и отметь слова с буквой  д.

 

 

- Прочитайте текст самостоятельно (жужжащее чтение).

 

- Какие слова были вам не понятны?

-Как вы понимаете значение слов лён, лодырь?

Лён – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семени – масло.

Лодырь – лентяй.

 

- Прочитайте текст цепочкой по одному предложению.

- Расскажите, о чём этот текст.

 

- Как вы думаете, какова главная мысль текста?

- Найдите предложение, в котором заключена главная мысль, и прочитайте его.

- Это народная пословица.

- Объясните, как вы её понимаете?

 

- Ребята, какие слова вы подчеркнули, когда я читала вам текст первый раз?

Работая в паре,  ты отметь слова, где буква «д»  обозначает звук [д], а сосед отметит слова, где буква  «д»  обозначает звук [д’].

 

- Проверьте друг друга.

- Мы выполнили седьмой   пункт плана?

- Отметьте галочкой седьмой пункт плана. (Учитель отмечает на доске)

 

Учащиеся галочкой отмечают выполнение пятого  пункта плана на индивидуальном маршрутном листе.

 

- Чтение слов с новыми звуками.

 

Учащиеся, работая в паре, читают слова.

Проверка - чтение по цепочке.

 

Работа со словами и предложением.

У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки, прямоугольники голубого цвета – слова-действия.

 

- Учащиеся по эталону проверяют правильность выполнения работы. Самоконтроль.

 

 

 

Учащиеся индивидуально составляют звуковую модель слова.

 

Учащиеся-консультанты (не более двух)  с образцом проверяют работу своих товарищей.

 

- Ловили.

 

- Учащиеся составляют со словом удили предложения.

 

Учащиеся индивидуально составляют схему предложения (1 ученик у доски с обратной стороны). (индивидуальная работа, самоконтроль, коррекция ошибок).

Учащиеся галочкой отмечают выполнение шестого  пункта плана на индивидуальном маршрутном листе.

 

- Работа с текстом.

 

Учащиеся высказывают свои мнения.

 

 

 

 

- Индивидуальная работа с текстом. Учащиеся находят слова с буквой д и подчёркивают их

 

Учащиеся читают текст самостоятельно (жужжащее чтение).

 

 

 

 

Учащиеся объясняют значения слов.

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст цепочкой.

 

Проговаривают сначала своими словами.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Находят главную мысль в последнем предложении, читают его.

 

 

Дети объясняют: «Значит, не ленился, а работал».

 

 

 

Работая  в паре, один из  учащихся отмечает слова, где буква «д»  обозначает звук [д], а сосед  - слова, где буква  «д»  обозначает звук [д’].

 

Взаимоконтроль

 

Учащиеся галочкой отмечают выполнение седбмого  пункта плана на индивидуальном маршрутном листе.

Подведение итога урока.

1. Ребята, мы с вами выполнили все пункты плана?

2. Какую цель урока мы с вами ставили?

3. С какими звуками мы с вами познакомились? (возвращаемся к моделям со знаком вопроса и переворачиваем их другой стороной ).

[д] [д’]
 

 

 


4. Дайте характеристику звукам.

5. Какой буквой обозначаются  эти звуки?

 

- Да.

 

- Познакомиться с новыми  звуками и новой буквой.

 

-Учащиеся называют звуки, с которыми познакомились.

 

 

 

 

 

 

 

- Буквой  Д.

Рефлексия

- Ребята, вспомните пословицу о книге. (Пословица на доске)

- Какие мнения у нас были  в начале урока по пословице.

- Подтвердилось ли ваше мнение в ходе урока. Почему?

- На каждом уроке мы с вами учимся читать. Умея читать книгу, мы получаем много знаний.

- Книга даёт путь к знаниям, помогает стать мудрее.

 

- Урок окончен. Спасибо всем за работу.

 

Будешь книги читать – будешь всё знать.

 

 

- Учащиеся высказывают свои мнения.

 

 


 

Рябинина Елена Николаевна, учитель начальных классов

Рябинина Елена Николаевна, учитель начальных классов

Только вовлечение детей в деятельность будет способствовать формированию метапредметных результатов, ключевыми из которых принято считать: · способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач…

Только вовлечение детей в деятельность будет способствовать формированию метапредметных результатов, ключевыми из которых принято считать: · способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач…

Оборудование : учебник обучения грамоте «Азбука» (

Оборудование : учебник обучения грамоте «Азбука» (

Чтобы читать книги, мы должны знать все буквы

Чтобы читать книги, мы должны знать все буквы

Разделите эти буквы на две группы

Разделите эти буквы на две группы

Работа с двухъярусной моделью слова) 5

Работа с двухъярусной моделью слова) 5

Знакомство с буквами Д, д.

Знакомство с буквами Д, д.

Моделирование буквы Д. Работа в зоне актуального развития

Моделирование буквы Д. Работа в зоне актуального развития

Чтение слогов с буквой д под моделями слов

Чтение слогов с буквой д под моделями слов

Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть

Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть

Работа в зоне актуального развития

Работа в зоне актуального развития

Мы выполнили пятый пункт плана? -

Мы выполнили пятый пункт плана? -

Подведение итога урока. 1

Подведение итога урока. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021