Рябинина Елена Николаевна,
учитель начальных классов
МКОУ лицея пгт Красная Поляна
Метапредмет в практике начальной школы
Великая цель образования – это не знания, а действия.
Эти слова принадлежат Герберту Спенсеру и как нельзя лучше раскрывают сущность современного подхода к образованию. Каждый раз, создавая урок, учитель задает себе ряд вопросов: как пробудить у детей интерес к изучаемому предмету; какой учебный материал подобрать для достижения поставленной цели; какие методы и средства обучения выбрать, как обеспечить каждому ребенку ситуацию успеха, создавая таким образом мотивацию для дальнейшего развития личности.
Федеральные государственные стандарты предлагают формировать не просто знания, умения и навыки по отдельным учебным предметам, а надпредметные умения и навыки к самостоятельной организации учебной деятельности младших школьников, к решению задач и проблем. К результатам освоения образовательной программы начального общего образования стандарт предъявляет требования, выраженные на личностном, предметном и метапредметном уровнях.
Метапредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощью которых он сможет добывать информацию. Главной целью метапредметного подхода в обучении является развитие и качественное обновление педагогической деятельности, повышение качества образования.
Исходя из этого меняется и роль учителя - теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития метапредметных УУД.
Совместную деятельность учителя и ученика в таком случае необходимо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности.
Возникает проблема: как обеспечить успешность каждого ребенка в обучении. Для ее решения на помощь современному учителю приходит деятельностный подход, включающий создание проблемных, поисковых, исследовательских задач; моделирование ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей детей; создание с помощью вопросов и проблем как можно больше заданий, когда обучающиеся на основании имеющихся знаний и минимальной дополнительной информации самостоятельно приходят к новым умозаключениям или осваивают новые предметные /надпредметные действия, т.е. новое знание. С целью же получения и хранения информации в урок вводятся знаково – символические средства.
Только вовлечение детей в деятельность будет способствовать формированию метапредметных результатов, ключевыми из которых принято считать:
· способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем;
· навыки структуризации и классификации поступающей информации;
· приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.
Современная школа призвана готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования.
Многие согласятся, что «Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как мы показали ему этот путь». Чтобы все получилось, необходимо верить в успех, а будущее принадлежит тому, кто верит в успех.
Урок обучения грамоте
1 класс
Тема урока: Звуки [д], [д']; буквы Д, д.
Дидактическая цель урока: создать условия для изучения блока новых знаний и применения их в знакомой ситуации.
Тип урока: комбинированный урок
Задачи урока:
Предметные:
- познакомить со звонкими звуками [д], [д'], с буквой Д, д; учить давать характеристику звукам; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами.
Метапредметные:
- формировать умение применять знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных задач;
- формировать умение осуществлять проверку по образцу.
Личностные:
- развивать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: учебник обучения грамоте «Азбука» ( Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков. Академкнига/Учебник, 2017 ), графические модели слов, звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв, индивидуальный маршрутный лист.
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
||||||||
Психологический настрой класса.
Мотивация к учебной деятельности.
|
-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть ваши лица, любопытные глаза. Начинаем урок литературного чтения.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. - Ребята, какие пословицы мы с вами знаем?
-Учитель показывает картинки: хлеб, дерево, книга (пословицы – знаковый символ)
-Как вы понимаете смысл последней пословицы? - Ребята, запомните ваши мнения. В конце урока мы вернемся к этой пословице. - Все пословицы про труд человека, а последняя пословица про наш с вами труд. А наш с вами труд – это…. - Чтобы читать книги, мы должны знать все буквы. - Что мы сейчас изучаем? - Какие буквы мы уже изучили? Учитель показывает изученные буквы у доски.
|
Учащиеся читают стихотворение наизусть Прозвенел звонок веселый, Мы начать урок готовы, Будем слушать, отвечать И друг другу помогать.
Учащиеся читают пословицы наизусть: 1. Хлеб – всей жизни голова. 2. Сломать дерево – секунда, а вырастить – года. 3. Будешь книги читать – будешь всё знать. (Пословица написана на доске)
Дети высказывают свои мнения.
-Учёба.
-Алфавит. Учащиеся хором называют изученные буквы. |
||||||||
Актуализация опорных знаний. Задание 1. (работа в зоне актуального развития)
Задание 2. (работа в зоне актуального развития)
Задание 3. (Задание с затруднением) Работа в зоне ближайшего развития |
А сейчас мы с вами поработаем с этими буквами. - Возьмите конверты красного цвета (В конвертах буквы Н, Л, А,М,О,Э,Р,У) - По какому признаку можно разделить эти буквы? - Разделите эти буквы на две группы.
-У кого так же, поднимите руку.
- Возьмите карточки белого цвета. ( На карточках буквы Н,О, Л,Ь,М ,А ,Р,У) - Подчеркните лишнюю букву.
- Почему подчеркнули букву мягкий знак?
- Возьмите конверты зелёного цвета. ( В конвертах буквы А, И, Е, Ю, У, Д, Ё, Э, Я) - По какому признаку можно разделить эти буквы?
- Разделите эти буквы на две группы.
- Почему букву Д не включили ни в одну из групп? |
- Гласные буквы и согласные.
Учащиеся индивидуально делят буквы на гласные и согласные, один из учащихся работает с обратной стороны доски Самоконтроль
Учащиеся подчёркивают букву мягкий знак. - Буква мягкий знак не обозначает звука.
Первый способ: - гласные, которые обозначают один звук и гласные, которые обозначают два звука. Второй способ: - гласные, которые обозначают твёрдость согласного и гласные, которые обозначают мягкость согласного.
Учащиеся делят буквы на две группы и встречаются с затруднением: не могут определить место буквы Д. Индивидуальная работа (фронтальная проверка)
- Мы её ещё не изучали.
|
||||||||
Определение темы и целей урока.
|
-Давайте определим тему нашего урока: Буква Д (тема на доске - на бумажной ленте) -Какую цель мы с вами поставим на уроке? -Цель нашего урока: Познакомиться с новыми звуками и новой буквой. На доску вывешиваются модели звука со знаком вопроса.
|
- Буква Д.
Учащиеся высказывают свои мнения.
|
||||||||
Определение плана урока. |
- Мы с вами новые буквы изучаем всегда по плану.
- Давайте вспомним этот план.
План
1. (Знакомство со звуками) 2. Д д (Знакомство с буквами) 3. (Конструирование буквы) 4.
(Работа с двухъярусной моделью слова) 5. [д] (Чтение слогов) 6.
(Чтение слов) (Работа с предложением)
7. (Работа с текстом)
|
План урока у каждого ученика на парте. |
||||||||
Изучение нового.
Работа с учебником. Знакомство с новыми звуками.
Знакомство с буквами Д, д.
Моделирование буквы Д. Работа в зоне актуального развития.
Знакомство с обозначением звуков с помощью строчной (малой) буквы «д». |
- Какой первый пункт плана? - Откройте учебник стр.46. - Назовите предмет, изображённый на рисунке слева. - Расскажите, что вы знаете о дыне.
- Прочитайте звуковую модель этого слова, называя каждый звук.
- Назовите только первый звук. - Работая в паре, исследуйте этот звук и дайте ему характеристику.
- Какой моделью мы обозначим этот звук?
- Кто изображён на рисунке справа? - Назовите только первый звук. - Работая в паре, исследуйте этот звук и дайте ему характеристику.
- Какой моделью мы обозначим этот звук?
- Мы выполнили первый пункт плана? Отметьте галочкой первый пункт плана. (Учитель отмечает на доске)
- Какой второй пункт плана? - Для того чтобы на письме обозначать звуки [д], [д’], есть буква Д, д – прописная и строчная. - Кто из вас знает как правильно называется эта буква? -Найдите её в алфавите, с.127 учебника (Работа с учебником стр.127) - Покажите букву Д, д соседу по парте, а сосед пусть покажет и назовёт букву, которая находится справа от неё (Буква Е). - Мы выполнили второй пункт плана? - Отметьте галочкой второй пункт плана. (Учитель отмечает на доске)
- Какой третий пункт плана? - Из каких элементов - шаблонов состоят эти буквы? Возьмите конверты с шаблонами печатных букв и сконструируйте букву Д, д – большую и малую. (В конверте – элементы буквы Д, д, а также лишние. Дети должны выбрать только нужные элементы.) - Пусть сосед составит большую букву Д, а ты – малую. -Проверьте работу друг друга. -Попробуйте объяснить записи справа от буквы.
- Теперь эти звуки мы будем обозначать не квадратиками, а с помощью строчной (малой) буквы «д». - Мы выполнили третий пункт плана? - Отметьте галочкой третий пункт плана. (Учитель отмечает на доске)
|
- Знакомство с новыми звуками.
- Дыня.
- Дыня растёт в огороде с другими овощами. Дыня может быть спелая, сладкая (по вкусу), зелёная, жёлтая (по цвету), круглая (по форме.
Учащиеся читают звуковую модель слова «дыня», хором называя каждый звук [д].
Работая в паре, учащиеся исследуют звук и дают ему характеристику: - согласный, так как произносится с трудом, воздух встречает препятствие; звонкий, так как произносится с голосом; твёрдый.
Учащиеся показывают модель нового звука.
- Это девочка, её зовут Дина. [д']. Работая в паре, учащиеся исследуют звук и дают ему характеристику: - согласный, так как произносится с трудом, воздух встречает препятствие; звонкий, так как произносится с голосом; мягкий.
Учащиеся показывают модель нового звука.
Учащиеся галочкой отмечают выполнение первого пункта плана на индивидуальном маршрутном листе.
- Знакомство с буквами Д,д
Учащиеся рассматривают букву, затем находят её в алфавите на с. 127 учебника, показывают соседу по парте.
Учащиеся галочкой отмечают выполнение второго пункта плана на индивидуальном маршрутном листе.
- Конструирование буквы. Учащиеся договариваются, кто какую букву будет моделировать и работают самостоятельно.
Взаимопроверка
Учащиеся галочкой отмечают выполнение третьего пункта плана на индивидуальном маршрутном листе. |
||||||||
Применение знаний в знакомой ситуации. Работа с двухуровневой схемой
Чтение слогов с буквой д под моделями слов. |
- Какой следующий пункт плана? - Рассмотрите рисунки ниже. Назовите предмет, изображённый на первом рисунке слева. -Назовите каждый звук, каждую букву.
- Назовите первый звук. - Почему он читается твёрдым? - Сравните, сколько в нём звуков? А букв? - Сколько слогов? Почему?
Аналогичная работа – с моделями слов «дым», «Дима». - Какое из трёх слов может быть лишним?
- Почему «Дима» нужно писать с большой буквы?
- Мы выполнили четвертый пункт плана? - Отметьте галочкой четвертый пункт плана. (Учитель отмечает на доске)
- Какой следующий пункт плана? - Прочитайте слоги в парах.
- Прочитайте по цепочке.
- Придумайте с данными слогами слова.
|
- Работа с двухуровневыми схемами.
- Дом.
- Называют все звуки: [д], [о], [м], затем буквы (хором).
Называют: [д]. - После него звук [о]. -Три звука и три буквы
- Один слог, потому что один гласный звук [о]. - Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- Дима – слово состоит из 3 слогов, в нём 4 звука, первый звук [д'].
- Имена, фамилии, клички, города - все с заглавной буквы пишутся всегда.
Учащиеся галочкой отмечают выполнение четвертого пункта плана на индивидуальном маршрутном листе.
- Чтение слогов.
- Учащиеся , работая в паре, читают слоги. Проверка - чтение по цепочке.
Учащиеся придумывают со слогами слова. |
||||||||
Физкультминутка |
Раз – подняться, потянуться, |
|
||||||||
Упражнение в чтении столбиков слов с новыми звуками.
Работа с предложением. Работа в зоне актуального развития.
Работа с текстом «Данила» а) работа с иллюстрацией;
б) чтение текста учителем;
в) чтение текста учащимися и работа над ним;
г) словарная работа;
д) упражнение в распознавании слов со звуком [д] и [д’]. |
- Мы выполнили пятый пункт плана? - Отметьте галочкой пятый пункт плана. (Учитель отмечает на доске)
- Какой следующий пункт плана? - Прочитайте в парах столбики слов. Ты прочитай первую строчку, твой сосед – вторую, и так далее по одной строчке. - Прочитайте столбики слов по цепочке. Деление слов на группы. Проверка по эталону. - Разделите слова на группы: слова - предметы, слова -признаки, слова - действия
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание (эталон).
Составление звуковой модели слова. Работа в зоне актуального развития - Составьте звуковую модель слова удили. - Кто справился с заданием, проверьте работу других учащихся (работа консультанта с образцом).
- Как понимаете значение слова удили? - Составьте с этим словом предложение.
- Составьте самостоятельно схему предложения: Мальчики удили рыбу в реке.
- Мы выполнили шестой пункт плана? - Отметьте галочкой шестой пункт плана. (Учитель отмечает на доске)
- Какой следующий пункт плана? - Давайте рассмотрим иллюстрацию к тексту и попробуем определить, о чём говорится в тексте. - Я сейчас вам прочитаю текст, а вы возьмите карандаш и отметь слова с буквой д.
- Прочитайте текст самостоятельно (жужжащее чтение).
- Какие слова были вам не понятны? -Как вы понимаете значение слов лён, лодырь? Лён – травянистое растение, из стеблей которого получают прядильное волокно, а из семени – масло. Лодырь – лентяй.
- Прочитайте текст цепочкой по одному предложению. - Расскажите, о чём этот текст.
- Как вы думаете, какова главная мысль текста? - Найдите предложение, в котором заключена главная мысль, и прочитайте его. - Это народная пословица. - Объясните, как вы её понимаете?
- Ребята, какие слова вы подчеркнули, когда я читала вам текст первый раз? Работая в паре, ты отметь слова, где буква «д» обозначает звук [д], а сосед отметит слова, где буква «д» обозначает звук [д’].
- Проверьте друг друга. - Мы выполнили седьмой пункт плана? - Отметьте галочкой седьмой пункт плана. (Учитель отмечает на доске)
|
Учащиеся галочкой отмечают выполнение пятого пункта плана на индивидуальном маршрутном листе.
- Чтение слов с новыми звуками.
Учащиеся, работая в паре, читают слова. Проверка - чтение по цепочке.
Работа со словами и предложением. У каждого слова учащиеся выкладывают фишки: прямоугольники розового цвета обозначают слова-предметы, прямоугольники желтого цвета – слова-признаки, прямоугольники голубого цвета – слова-действия.
- Учащиеся по эталону проверяют правильность выполнения работы. Самоконтроль.
Учащиеся индивидуально составляют звуковую модель слова.
Учащиеся-консультанты (не более двух) с образцом проверяют работу своих товарищей.
- Ловили.
- Учащиеся составляют со словом удили предложения.
Учащиеся индивидуально составляют схему предложения (1 ученик у доски с обратной стороны). (индивидуальная работа, самоконтроль, коррекция ошибок). Учащиеся галочкой отмечают выполнение шестого пункта плана на индивидуальном маршрутном листе.
- Работа с текстом.
Учащиеся высказывают свои мнения.
- Индивидуальная работа с текстом. Учащиеся находят слова с буквой д и подчёркивают их
Учащиеся читают текст самостоятельно (жужжащее чтение).
Учащиеся объясняют значения слов.
Читают текст цепочкой.
Проговаривают сначала своими словами. Учащиеся высказывают свои мнения. Находят главную мысль в последнем предложении, читают его.
Дети объясняют: «Значит, не ленился, а работал».
Работая в паре, один из учащихся отмечает слова, где буква «д» обозначает звук [д], а сосед - слова, где буква «д» обозначает звук [д’].
Взаимоконтроль
Учащиеся галочкой отмечают выполнение седбмого пункта плана на индивидуальном маршрутном листе. |
||||||||
Подведение итога урока. |
1. Ребята, мы с вами выполнили все пункты плана? 2. Какую цель урока мы с вами ставили? 3. С какими звуками мы с вами познакомились? (возвращаемся к моделям со знаком вопроса и переворачиваем их другой стороной ).
4. Дайте характеристику звукам. 5. Какой буквой обозначаются эти звуки?
|
- Да.
- Познакомиться с новыми звуками и новой буквой.
-Учащиеся называют звуки, с которыми познакомились.
- Буквой Д. |
||||||||
Рефлексия |
- Ребята, вспомните пословицу о книге. (Пословица на доске) - Какие мнения у нас были в начале урока по пословице. - Подтвердилось ли ваше мнение в ходе урока. Почему? - На каждом уроке мы с вами учимся читать. Умея читать книгу, мы получаем много знаний. - Книга даёт путь к знаниям, помогает стать мудрее.
- Урок окончен. Спасибо всем за работу.
|
Будешь книги читать – будешь всё знать.
- Учащиеся высказывают свои мнения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.