Урок обучения грамоте. Тема урока: Звук А и буквы А, а
Оценка 5

Урок обучения грамоте. Тема урока: Звук А и буквы А, а

Оценка 5
docx
22.10.2020
Урок обучения грамоте. Тема урока: Звук А и буквы А, а
Урок обучения грамоте-Звук А и буквы А,а.docx

Урок обучения грамоте: "Звук [а]. Буква А"

Цели: - познакомить учащихся со звуком [а], буквами А,а, выполнять слого-звуковой анализ слов, учить характеризовать звуки речи, закреплять умение различать устную и письменную речь.

 УУД:

- познавательные: характеризовать звук а], различать печатные и письменные буквы, анализировать слова, составлять предложения, тексты;

- регулятивные: ставить цель, принимать её, удерживать цель до получения результата;

- коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы на вопросы, составлять небольшие рассказы.

Оборудование: схемы слов, табличка букв А, а, иллюстрации: астра, айва, азбука, счётные палочки.

 

Ход урока:

1. Создание положительного эмоционального настроя.

У.-Громко прозвенел звонок – начинается урок.

Слушаем, запоминаем, ни минуту не теряем.

2. Формирование учащимися темы урока.

У.- Сегодня мы с вами отправимся в ещё одну очень важную, интересную и занимательную страну - Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.

Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.

- Какой бывает речь? (Устной и письменной)

- Что мы произносим, когда говорим? (Звуки)

- Как мы звуки обозначаем на письме? (Буквами)

- А какие две группы делятся звуки?  (Гласные и согласные)

- Какой учебник лежит перед вами? (Азбука)

- Как вы понимаете пословицу «Азбука к мудрости ступенька»?

- Кто может жить в стране Букв?

 

(На доске изображения – лиса, астра, коза).

У.- Назовите предметы, изображённые на картинках.

-Найдите общее в словах, обозначающих названия этих предметов, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( -В каждом из этих слов есть звук –А, значит, тема урока-звук А).

 

У.-Правильно, но звуки обозначаются определёнными буквами. Исходя из этого, сформулируйте полностью тему сегодняшнего урока. (-Звук –а- и буква , которая её обозначает).

У.-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы попытаетесь продолжить мою мысль.

-Познакомиться со звуком…(а).

-Учиться составлять схемы со звуком…(а).

Учиться читать слоги и слова …(с буквой-а).

У.-Приступаем к реализации первой цели.

3.Знакомство со звуком.

У.-Исключите одно из данных слов(лиса, коза, астры) по нескольким признакам одновременно. (Из данных слов можно исключить слово – астры-. Астры – это цветы, а лиса и коза  - животные).

У.-А ещё по каким признакам можно исключить слово –астры-?(Это слово обозначает много предметов, а остальные слова- один предмет. -В слове –астры – 5 звуков, а в остальных словах-по 4 звука).

У.-Произнесите слово –астры-, выделяя голосом первый звук.

    - Назовите первый звук в этом слове. (Это звук –а-).

У.- Произнесите несколько раз звук –а-, глядя в зеркальце. Скажите, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении этого звука.

(На доске изображены губы, зубы, язык).

(Д.-Рот широко открывается, губы округлые. Верхние и нижние зубы не касаются друг друга. Язык немного касается нижних зубов).

У.-Протяните звук –а-.Пропойте звук –а-.

- Какой можно сделать вывод? (Звук –а- хорошо тянется и поётся).

У.-Встречает ли воздух преграду при произнесении звука –а- или он проходит через горлышко свободно? (При произнесении звука -а- проходит свободно).

У.-Дайте характеристику звука –а-.(Звук-а- гласный. Он тянется и поётся. Пр  его произнесении воздух проходит свободно).

У.-Составьте звуковую схему слова –астры-.

(Дети составляют и комментируют свои действия).

У.-На картинке изображена девочка, которая очень любит цветы, особенно астры. Определите имя этой девочки. В её имени два слога, четыре звука, из них два звука -а-.(Девочку зовут Алла (или-Анна).

У.-Назовите, чередуя, имена людей, в которых звук-а- был бы в начале, в середине, в конце слова.( Аня, Валя, Андрей, Таня, Ирина, Ася, Ольга, Ваня,…).

-Поднимите руку, чьё имя начинается со звука а-.

4. Физкультминутка.

У.-Физкультминутку хочет провести с вами Алла. Она приготовила группу слов, которые обозначают предметы, связанные с выращиванием цветов. Если в этих словах есть звук –а-, в низко наклоняетесь вперёд, если нет звука-а-, поворачиваете голову сначала налево, затем направо.

Земля, семена, клумба, рассада, удобрение, лейка, грабли, вода, лопата.

У.- Назовите свои слова, в которых звук [а] в середине слова, в конце слова.

 

5.Знакомство с новой буквой.

1) У.-У меня в руках карточки с разными буквами. Кто покажет, где буква –А-? (Дети показывают букву, учитель прикрепляет её на доску).

-На какие предметы похожа буква-А-?(На шалаш, на ракету, на крышу дома,…).

У.- Буква –А- очень важная, с неё начинается алфавит. Выложите эту букву из счётных палочек. (Дети выкладывают).

2) У.- Пока вы выкладывали букву, Алла вам приготовила карточки с напечатанными на них названиями цветов (роза, ландыш, мак, ромашка). Попытайтесь определить, какое задание с этими карточками она хотела вам предложить? (Дети предлагают свои варианты заданий. Учитель останавливается на одном из них).

У.- Давайте выполним задание (например, Кати) и прочитаем слова в порядке увеличения букв в них. (Дети читают).

У.- Алле понравилось как вы выполнили задание.

У.-Каждая буква имеет своё место на ленте букв. Буква-А- находится в первом красном квадратике. Объясните, почему в красном? (Д.-Буква-А- гласная).

Букву А

За первой партой

Посадили перед картой,

А на карте вся земля -

Реки, горы и поля.

И спросили, кем она

Стать мечтает, буква А?

- Я хочу быть агрономом,

Архитектором, артистом

И еще… аквалангистом!..

А какие вы слова

Знаете на букву А?

У.- Назовите слова, в которых звук [а] в середине слова, в конце слова.

У.- Буква –А- обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.

 

2) Работа с иллюстрацией «Лесная школа».

- В Стране Букв есть школа, а какая она посмотрим на с. 20 учебника.

- Что изображено на иллюстрации? Лесная школа)

- Почему вы решили, что это школа?

- Кто пришёл учиться в школу?

- Кто выступает в роли учителя? (Мудрая Сова)

-- Что изображено на доске в лесной школе: звук или буква?

- Какую букву изучают звери?

- Почему в тетради у зверят чистые листы?

- Какую букву они будут писать?

- Составьте рассказ о зверях в лесной школе.

3) Чтение и анализ стихотворения.

У.- Прочитайте стихотворение на с. 21.

У.- О чем говорится в стихотворении?

4) Работа с пословицами.

У.- Прочитайте пословицы:

Аккуратность человека красит.

Чтение – вот лучшее учение.

У.- Найдите буквы А в пословицах. Сколько их?

У.- Почему так говорят?

6. Рефлексия. Подведение итогов.

У.- Какие цели ставили в начале урока?

- Что узнали?

- Чему научились?

-Достигли ли целей?

.-Дайте характеристику звука –а-.

-Какой буквой обозначается звук -А-?

- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

-Понравилось ли вам в гостях у буквы А?


 

Урок обучения грамоте: "Звук [а]

Урок обучения грамоте: "Звук [а]

У.-Правильно, но звуки обозначаются определёнными буквами

У.-Правильно, но звуки обозначаются определёнными буквами

У .-На картинке изображена девочка, которая очень любит цветы, особенно астры

У .-На картинке изображена девочка, которая очень любит цветы, особенно астры

Посадили перед картой, А на карте вся земля -

Посадили перед картой, А на карте вся земля -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.10.2020