Урок обучения грамоте: "Звук [а]. Буква А"
Цели: - познакомить учащихся со звуком [а], буквами А,а, выполнять слого-звуковой анализ слов, учить характеризовать звуки речи, закреплять умение различать устную и письменную речь.
УУД:
- познавательные: характеризовать звук а], различать печатные и письменные буквы, анализировать слова, составлять предложения, тексты;
- регулятивные: ставить цель, принимать её, удерживать цель до получения результата;
- коммуникативные: отвечать на вопросы учителя, давать полные ответы на вопросы, составлять небольшие рассказы.
Оборудование: схемы слов, табличка букв А, а, иллюстрации: астра, айва, азбука, счётные палочки.
Ход урока:
1. Создание положительного эмоционального настроя.
У.-Громко прозвенел звонок – начинается урок.
Слушаем, запоминаем, ни минуту не теряем.
2. Формирование учащимися темы урока.
У.- Сегодня мы с вами отправимся в ещё одну очень важную, интересную и занимательную страну - Страну звуков и букв. Наши путешествия будут интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.
Прежде, чем мы туда отправимся, давайте вспомним, что было изучено на прошлых уроках.
- Какой бывает речь? (Устной и письменной)
- Что мы произносим, когда говорим? (Звуки)
- Как мы звуки обозначаем на письме? (Буквами)
- А какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные)
- Какой учебник лежит перед вами? (Азбука)
- Как вы понимаете пословицу «Азбука к мудрости ступенька»?
- Кто может жить в стране Букв?
(На доске изображения – лиса, астра, коза).
У.- Назовите предметы, изображённые на картинках.
-Найдите общее в словах, обозначающих названия этих предметов, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( -В каждом из этих слов есть звук –А, значит, тема урока-звук А).
У.-Правильно, но звуки обозначаются определёнными буквами. Исходя из этого, сформулируйте полностью тему сегодняшнего урока. (-Звук –а- и буква , которая её обозначает).
У.-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока. Я буду начинать предложения, а вы попытаетесь продолжить мою мысль.
-Познакомиться со звуком…(а).
-Учиться составлять схемы со звуком…(а).
Учиться читать слоги и слова …(с буквой-а).
У.-Приступаем к реализации первой цели.
3.Знакомство со звуком.
У.-Исключите одно из данных слов(лиса, коза, астры) по нескольким признакам одновременно. (Из данных слов можно исключить слово – астры-. Астры – это цветы, а лиса и коза - животные).
У.-А ещё по каким признакам можно исключить слово –астры-?(Это слово обозначает много предметов, а остальные слова- один предмет. -В слове –астры – 5 звуков, а в остальных словах-по 4 звука).
У.-Произнесите слово –астры-, выделяя голосом первый звук.
- Назовите первый звук в этом слове. (Это звук –а-).
У.- Произнесите несколько раз звук –а-, глядя в зеркальце. Скажите, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении этого звука.
(На доске изображены губы, зубы, язык).
(Д.-Рот широко открывается, губы округлые. Верхние и нижние зубы не касаются друг друга. Язык немного касается нижних зубов).
У.-Протяните звук –а-.Пропойте звук –а-.
- Какой можно сделать вывод? (Звук –а- хорошо тянется и поётся).
У.-Встречает ли воздух преграду при произнесении звука –а- или он проходит через горлышко свободно? (При произнесении звука -а- проходит свободно).
У.-Дайте характеристику звука –а-.(Звук-а- гласный. Он тянется и поётся. Пр его произнесении воздух проходит свободно).
У.-Составьте звуковую схему слова –астры-.
(Дети составляют и комментируют свои действия).
У.-На картинке изображена девочка, которая очень любит цветы, особенно астры. Определите имя этой девочки. В её имени два слога, четыре звука, из них два звука -а-.(Девочку зовут Алла (или-Анна).
У.-Назовите, чередуя, имена людей, в которых звук-а- был бы в начале, в середине, в конце слова.( Аня, Валя, Андрей, Таня, Ирина, Ася, Ольга, Ваня,…).
-Поднимите руку, чьё имя начинается со звука а-.
4. Физкультминутка.
У.-Физкультминутку хочет провести с вами Алла. Она приготовила группу слов, которые обозначают предметы, связанные с выращиванием цветов. Если в этих словах есть звук –а-, в низко наклоняетесь вперёд, если нет звука-а-, поворачиваете голову сначала налево, затем направо.
Земля, семена, клумба, рассада, удобрение, лейка, грабли, вода, лопата.
У.- Назовите свои слова, в которых звук [а] в середине слова, в конце слова.
5.Знакомство с новой буквой.
1) У.-У меня в руках карточки с разными буквами. Кто покажет, где буква –А-? (Дети показывают букву, учитель прикрепляет её на доску).
-На какие предметы похожа буква-А-?(На шалаш, на ракету, на крышу дома,…).
У.- Буква –А- очень важная, с неё начинается алфавит. Выложите эту букву из счётных палочек. (Дети выкладывают).
2) У.- Пока вы выкладывали букву, Алла вам приготовила карточки с напечатанными на них названиями цветов (роза, ландыш, мак, ромашка). Попытайтесь определить, какое задание с этими карточками она хотела вам предложить? (Дети предлагают свои варианты заданий. Учитель останавливается на одном из них).
У.- Давайте выполним задание (например, Кати) и прочитаем слова в порядке увеличения букв в них. (Дети читают).
У.- Алле понравилось как вы выполнили задание.
У.-Каждая буква имеет своё место на ленте букв. Буква-А- находится в первом красном квадратике. Объясните, почему в красном? (Д.-Буква-А- гласная).
Букву А
За первой партой
Посадили перед картой,
А на карте вся земля -
Реки, горы и поля.
И спросили, кем она
Стать мечтает, буква А?
- Я хочу быть агрономом,
Архитектором, артистом
И еще… аквалангистом!..
А какие вы слова
Знаете на букву А?
У.- Назовите слова, в которых звук [а] в середине слова, в конце слова.
У.- Буква –А- обозначает твёрдость предшествующего согласного звука.
2) Работа с иллюстрацией «Лесная школа».
- В Стране Букв есть школа, а какая она посмотрим на с. 20 учебника.
- Что изображено на иллюстрации? Лесная школа)
- Почему вы решили, что это школа?
- Кто пришёл учиться в школу?
- Кто выступает в роли учителя? (Мудрая Сова)
-- Что изображено на доске в лесной школе: звук или буква?
- Какую букву изучают звери?
- Почему в тетради у зверят чистые листы?
- Какую букву они будут писать?
- Составьте рассказ о зверях в лесной школе.
3) Чтение и анализ стихотворения.
У.- Прочитайте стихотворение на с. 21.
У.- О чем говорится в стихотворении?
4) Работа с пословицами.
У.- Прочитайте пословицы:
Аккуратность человека красит.
Чтение – вот лучшее учение.
У.- Найдите буквы А в пословицах. Сколько их?
У.- Почему так говорят?
6. Рефлексия. Подведение итогов.
У.- Какие цели ставили в начале урока?
- Что узнали?
- Чему научились?
-Достигли ли целей?
.-Дайте характеристику звука –а-.
-Какой буквой обозначается звук -А-?
- Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
-Понравилось ли вам в гостях у буквы А?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.