ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ: Окружающий мир, автор: А. А. Плешаков, 2 класс
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Ты и твои друзья.
Цели деятельности учителя: формировать у учащихся понятия «друг», «дружба», формировать умения высказывать собственные суждения, связанным с этим понятием; развивать умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к ним с позиции общечеловеческих понятий; воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимоуважения.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: расширить представления детей о том, что такое дружба, друг; умение объяснять, как люди помогают друг другу жить; умение определять свое отношение к миру: оценивать правильность поведения в быту, самостоятельно определяют и высказывают самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей: в предложенных ситуациях отмечают конкретные поступки, которые можно оценивать как хорошие или плохие); получат возможность научиться выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.
Метапредметпые: развивать умение использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, сотрудничать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализ; синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; формировать навык готовности слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения оценку событий.
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о дружбе; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).
Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; групповая, фронтальная и индивидуальная работа.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, электронная презентация, учебник А.А. Плешаков. «Окружающий мир».
Этапы урока |
Цель |
Ход урока |
Формирование УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности
|
Проверка готовности учащихся, их настроя на работу. |
-Здравствуйте, дети. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Как же я к вам буду обращаться? Мне помогут несколько букв алфавита. Вот они, на доске. Но буквы рассыпались и я никак не могу прочитать это слово. Давайте вместе выстроим буквы так, чтобы у нас получилось слово. - Прочитаем это слово. (Друзья) - В вашем классе все друзья И, надеюсь, буду я! Здравствуй друг, который слева, Здравствуй друг, который справа. Вы хороший, дружный класс! Всё получится у нас! Ведь урок сегодня важный, И об этом скажет каждый!
|
Личностные Формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов Коммуникативные Формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками |
II.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
|
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. |
- Ребята, я хочу рассказать вам небольшую историю: Было это или не было, но очутились однажды безногий человек и слепой человек в пустыне. Что делать? Как быть? Как добраться до воды, до людей? «Один мог бы идти, да не видит куда: глаз нет. Другой видит куда, да не может идти: ног нет. Но, к счастью, оба они с головой были. Сообразили, что только дружба выведет их из беды. И вот слепой посадил себе на спину безногого и пошёл, куда указывал зрячий товарищ.» И каждый понял….
Песня « Если с другом вышел в путь»
Слайд №1(проблемный вопрос) - Что такое дружба? Каждый знает. Может быть и спрашивать смешно. Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно???? - Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (слайд №2) - На какие вопросы мы найдем ответы? - А что такое дружба? Дети высказывают своё мнение. - Вы молодцы, ваши определения слову дружба очень хорошие! - Давайте сравним ваши ответы со словарём Владимира Ивановича Даля ( слайд №3)
|
Познавательные Формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу Формируем умение составлять план и последовательность действий Личностные Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
|
III. Совместное откры-тие новых знаний |
Выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу |
- Что такое дружба мы с вами выяснили, сегодня на уроке мы с вами попробуем выяснить какими же качествами должен обладать настоящий друг. Приложение № 1(конверт №1 с разноцветными лепестками, на которых записаны слова) Работа в парах. - Давайте мысленно превратим слово дружба в магнит. Какие слова к нему притянулись бы: добрые или злые? Конечно, добрые. - Сейчас будем работать в парах. Откройте конверт №1. Давайте соберём цветок дружбы из добрых слов. Обсудите со своим соседом какие слова вам подойдут и соберите их в цветок «дружбы». Прикрепляем цветы на доску! - Ребята, подумайте, а какие качества мешают дружбе и могут разрушить её? Дети зачитывают слова с места. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Ребята, а между кем может быть дружба? - А может ли взрослый (родитель) быть вашим другом? Приложение № 2. Работа с текстом: Светлана Гореева «Секретик». - У вас на парте в конверте №2 есть текст «Секретик». Предположите, о чём можно узнать из этого текста? - Прочитаем текст дружным хором. - Правильны ли были наши предположения к содержанию текста? - Отчего улыбка озаряла лицо мальчика и светились счастьем глаза его мамы? - Какие секретные слова шептали мама и сын друг другу, подумайте? Слушаем предположения детей. Читаю детям конец текста. - Какой секретик был в этой семье? - Правильно ли я понимаю, что сын и мама говорили друг другу слова «Я люблю тебя», потому что они заботились друг о друге? Вывод: - Значит самое ценное в дружбе это любовь, уважение, согласие, взаимопомощь.
|
Личностные Формируем внутреннюю позицию школьника Формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила Регулятивные Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата Познавательные Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение) Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы Формируем умение представлять информацию по предложенному плану Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника |
IVЗакрепление нового. |
Освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности |
Работа с учебником - Издавна наши предки дорожили дружбой. Откройте учебники на с. 58 - 59 «В мире мудрых мыслей». Вы видите, что там напечатаны пословицы о дружбе. Пословицы учат нас жить, дружить. - Сейчас мы разделимся на четвёрки, маленькие группы. - Перед выполнением задания вспомним о правилах работы в группе. Чтение по цепочке. Правила работы в группе: · уважать мнение товарищей; · слушать и слышать друг друга; · не обижать и не обижаться; · быть внимательным; · участвовать всем. Слайд 4
- Прочитайте, выберите одну пословицу, которая вам больше всего нравится и объясните нам её смысл.
|
Коммуникативные Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника Формируем умение слушать и понимать других Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Регулятивные Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Личностные Формируем внутреннюю позицию школьника Формируем способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности Познавательные Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать) Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания Формируем умение строить логические цепи рассуждений |
VКонтролирющее задание. |
Осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний |
- Продолжаем работать в группах. - Сейчас на поляну дружбы мы позовём настоящих друзей. - Для работы нам пригодится конверт №3. Приложение № 3 - В конвертах лежат листы с героями разных сказок. Найдите друзей. Выходит по 2 представителя от группы и размещают друзей на поляне дружбы. Слайд №5 музыкальный фон - Кто остался без пары? Почему? - Какие законы дружбы надо выполнять, чтобы не потерять друга? Слайд №6 Слушаем выводы детей.
|
Личностные Формируем внутреннюю позицию школьника Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу Коммуникативные Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос Формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника Регулятивные Формируем начальные формы рефлексии Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем Познавательные Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять) Формировать умения структуктировать знания, выбирать необходимое |
VIРефлексия учебной деятельности на уроке. |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. |
- Подумайте, с каким настроением вы работали на уроке. У вас в последнем конверте есть смайлики. Представьте, что у вас в руках телефоны. Какой смайлик вы бы мне отправили сейчас, покажите. Ресурсный круг. Слайд №7 - А сейчас я приглашаю вас в круг. - Какое главное слово было се годня на уроке? - Какими чертами должен обладать настоящий друг? - Повторяйте за мной, как эхо: -Землю обмотали тоненькие нити, Нити параллелей и зеленых рек, Совершите чудо – руку протяните, Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек! - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. - Вашим домашним заданием будет нарисовать портрет своего лучшего друга. Я желаю каждому из вас иметь верного и настоящего друга, уметь дорожить дружбой. Спасибо за совместный труд! |
Личностные Формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов Коммуникативные Формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли Регулятивные Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения Формируем начальные формы рефлексии |
Приложение №1, конверт №1
помощь, жадность, общение, радость, улыбки, смех, насмешки, уважение, согласие, любовь, терпение, злость, взаимоуважение, понимание, равнодушие, сочувствие, жадность, взаимовыручка, зависть.
доброта
жадность радость
улыбки согласие
любовь терпение
зависть понимание
сочувствие взаимовыручка
равнодушие честность
предательство забота
уважение общение
Приложение №2
Текст: Светлана Гореева «Секретик».
Алешины родители обычно возвращались домой после работы поздно. Он приходил из школы, самостоятельно разогревал себе обед, делал уроки, играл и ждал маму с папой. Мальчик с раннего детства привык, что родители много работают, но никогда не жаловался, он понимал, что они стараются для него.
Перед сном Алеша с мамой читали книги, веселые и не очень, смешные, забавные, грустные, самые-самые разные. Алеша и сам умел хорошо читать и очень любил это делать, поэтому они с мамой читали по очереди: сначала читает он маме, потом мама – Алеше. После этого они могли долго рассматривать картинки или обсуждать то, о чем они прочитали в книге.
Еще у них перед сном была такая традиция: рассказывать друг другу то, что у них произошло за день. Обычно мама говорила немного о работе, о том, что у них там нового, а Алеша долго рассказывал ей, какие сегодня были уроки в школе, и как много интересного он сегодня узнал. А потом они шептали на ухо друг другу «секретик», от которого улыбка озаряла лицо мальчика и светились счастьем глаза его мамы.
***
Вы спросите, что это за «секретик» такой? Да это три простых слова, которые знают все, но почему-то не так часто говорят их своим близким. Нужно всего лишь сказать «я тебя люблю», и сразу все печали, обиды, тревоги сегодняшнего дня уйдут, а на душе станет легко и спокойно.
«Секретик».
Алёшины родители обычно возвращались домой после работы поздно. Он приходил из школы, самостоятельно разогревал себе обед, делал уроки, играл и ждал маму с папой. Мальчик с раннего детства привык, что родители много работают, но никогда не жаловался, он понимал, что они стараются для него.
Перед сном Алёша с мамой читали книги, весёлые и не очень, смешные, забавные, грустные, самые-самые разные. Алёша и сам умел хорошо читать и очень любил это делать, поэтому они с мамой читали по очереди: сначала читает он маме, потом мама – Алёше. После этого они могли долго рассматривать картинки или обсуждать то, о чём они прочитали в книге.
Ещё у них перед сном была такая традиция: рассказывать друг другу то, что у них произошло за день. Обычно мама говорила немного о работе, о том, что у них там нового, а Алеша долго рассказывал ей, какие сегодня были уроки в школе, и как много интересного он сегодня узнал. А потом они шептали на ухо друг другу «секретик», от которого улыбка озаряла лицо мальчика и светились счастьем глаза его мамы.
Светлана Гореева
«Секретик».
Алёшины родители обычно возвращались домой после работы поздно. Он приходил из школы, самостоятельно разогревал себе обед, делал уроки, играл и ждал маму с папой. Мальчик с раннего детства привык, что родители много работают, но никогда не жаловался, он понимал, что они стараются для него.
Перед сном Алёша с мамой читали книги, весёлые и не очень, смешные, забавные, грустные, самые-самые разные. Алёша и сам умел хорошо читать и очень любил это делать, поэтому они с мамой читали по очереди: сначала читает он маме, потом мама – Алёше. После этого они могли долго рассматривать картинки или обсуждать то, о чём они прочитали в книге.
Ещё у них перед сном была такая традиция: рассказывать друг другу то, что у них произошло за день. Обычно мама говорила немного о работе, о том, что у них там нового, а Алеша долго рассказывал ей, какие сегодня были уроки в школе, и как много интересного он сегодня узнал. А потом они шептали на ухо друг другу «секретик», от которого улыбка озаряла лицо мальчика и светились счастьем глаза его мамы.
Светлана Гореева
Приложение № 3
(В конвертах волк, Чебурашка и крокодил Гена, Дядя Фёдор и кот Матроскин, Маша и Медведь, Лунтик и божья коровка Мила)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.