Урок окружающего мира в 3 классе УМК « Перспектива».
Разработала: учитель начальных классов первой категории Хакимова Елизавета Геннадьевна, г. Оренбург.
Тема: «Из чего всё состоит».
Тип урока: комбинированный.
Цели: закрепить понятие «тела», познакомить с жидким, твёрдым и газообразным состоянием тел, познакомить с одним из свойств воды.
Планируемые результаты:
v Предметные: рассказывать о веществах, природных объектах и их свойствах; группировать природные объекты по их отличительным признакам; ставить простейшие опыты.
v Личностные: проявлять бережное отношение к природе.
v Метапредметные: познавательные - раскрывать значение понятий «природные объекты», «тело», «вещество» и использовать их в активном словаре; регулятивные - выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания; коммуникативные – строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Оборудование: карточки со словами «тела», «природные», «искусственные», «твёрдые», «жидкие», «газы», толковые словари, стакан с водой, камень, воздушный шарик, теннисный шарик,
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель приветствует учащихся, настраивает на работу. Учащиеся приветствуют гостей.
II.Проверка домашнего задания.
Пересказ по теме: “Мир природы в народном творчестве”. Несколько учащихся получают карточки с индивидуальными заданиями по теме.
III.Самоопределение к деятельности.
- Когда вы слышите слово «тело», что вы себе представляете?
- Я взяла в нашей школьной библиотеке три толковых словаря, в которых можно узнать определение слова «тело», а … и … должны были найти по два определения в различных интернет – источниках. Давайте сравним эти определения. (Учащиеся слушают определения).
- Как вы думаете, какое определение нас будет интересовать сегодня на уроке? Почему?
- Какие вопросы вы бы хотели задать по теме урока?
IV.Работа по теме урока.
1). В ходе совместной работы учителя с учащимися составляется схема:
ТЕЛА
ПРИРОДНЫЕ ИСКУССТВЕННЫЕ
создаёт природа создаёт человек
дерево книга
камень ручка
облако платье
бабочка стол
2).Практическая работа.
- У меня на столе вода, камень, воздух в воздушном шарике. У них есть одно общее свойство – это природные объекты. Но есть и отличие – то состояние, в котором они находятся. Опишите состояние этих тел.
Заполняется таблица в рабочей тетради - №3, стр. 36.
ТЕЛА
ТВЁРДЫЕ ЖИДКИЕ ГАЗЫ
форма, размер и объём меняют форму, не сохраняют
постоянные объём постоянный форму и объём
- Что у меня в руках? (Шарик теннисный).
- Какой он формы? (Шарообразной).
- В каком он состоянии? (В твёрдом).
- Если я положу его в воду, он изменится? А на стол? А отдам кому-то?
- Вывод…Запишем в схему.
- Что теперь у меня в руках? (Вода)
- В каком состоянии она находится? (В жидком).
- Если я налью её в стакан, в колбу, какая форма у неё станет? А объём?
- Вывод… Запишем в таблицу.
- А сейчас я надую вот этот шар. Что внутри него? (Воздух)
- Воздух в шаре и тот воздух, которым мы дышим – это газ. Какой он формы?
- А если взять шарик вытянутый или в форме сердечка?
- А если я выпущу часть воздуха, объём изменится?
- Вывод… Запишем в таблицу.
V.Физминутка.
VI.Продолжение работы по теме урока.
- Все природные тела состоят из веществ. У меня на столе есть сахар, соль, мел и песок. Всё это вещества. Вода – это тоже вещество, пожалуй самое главное на планете. Одно из свойств воды – способность растворять многие вещества. И в этом мы сейчас убедимся, открыв химическую лабораторию и проведя несколько опытов, а все результаты будем записывать в рабочую тетрадь на стр. 38.
- Давайте запишем план проведения опыта:
1).Подготовить материалы;
2).Выполнить необходимые действия;
3).Понаблюдать и записать результат;
4).Сделать вывод.
- Итак, приступим. Налейте в стаканы воды. Назовите её цвет. Понюхайте. Можно ли сквозь неё что-то увидеть? Это говорит о том, что она прозрачна.
- А теперь опустим в воду наши вещества.
- Наблюдаем.
- Фиксируем результат в таблице.
- Какие выводы мы сделали? (Вода растворяет сахар и соль, но не песок и глину)..
VII.Рефлексия.
- Какие бывают тела?
- В как их трёх состояниях они могут находиться?
- Что такое вещество?
VIII.Подведение итогов.
- Оцените свою работу, закончив предложения: «Я доволен своей работой, потому что…», «Мне были трудны и не понятны …» и т. п.
IX.Домашнее задание.
Учебник – стр. 50-53 (читать, пересказывать), рабочая тетрадь – стр. 36-37.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.