Урок окружающего мира 4 класс потемк "Жизнь древних славян"
Оценка 5

Урок окружающего мира 4 класс потемк "Жизнь древних славян"

Оценка 5
doc
04.03.2021
Урок окружающего мира 4 класс потемк "Жизнь древних славян"
Конспект урока.doc

УМК «Школа России»

Окружающий мир (А.А.Плешаков)

4 класс

Учитель: Текутова Ирина Владимировна

Тема: Жизнь древних славян

Цели урока: раскрыть историю происхождения древних славян, дать характеристику качеств личности древних славян, их поведения, внешнего вида, быта, развивать логическое мышление; умение работать с картой, дополнительной литературой.

Познавательные УУД:

- развитие широких познавательных интересов и мотивов, любознательности, творчества;

- готовность к принятию и решению учебных и познавательных задач;

- развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве);

- умение выделять существенную информацию из текстов и сообщений учебного и художественного жанров

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

Регулятивные УУД:

- Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке):

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

 - понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Коммуникативные УУД:

-принимать и выслушивать другие мнения;

- аргументировать свой ответ;

-принимать участие в диалоге на уроке;

-формировать способность к позитивному сотрудничеству.

- ориентироваться в окружающем пространстве;

Личностные УУД:

-воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;

-формировать рефлексивное отношение к учению и личностный смысл учения

 – осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью

Тип урока: открытие нового знания

Форма проведения: урок-исследование

Формы и методы работы: фронтальная, в парах, групповая, частично-поисковая

Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, энциклопедии.

Оборудование для учащихся: учебник «Окружающий мир»

 А.А. Плешаков 4 класс, лист самооценки, план – исследования, тексты.

 

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент.

-Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

 

 

Повторение изученного материала.

 

- Какой раздел мы закончили изучать?

 

«Страницы всемирной истории»

 

- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали?

Используя ленту времени, выстроим цепочку времени, историю развития человечества.

 

Первая эпоха - Первобытная история. Вторая - Мир древности. Третья - Средние века. Четвертая - Новое время. Пятая - Новейшее время

 

 

- В какую эпоху появилось наше государство?

В средние века.

 

-Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры, в прошлое на полторы тысячи лет назад. Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества».

 

-Как вы думаете, о чем мы узнаем, изучая этот раздел?

Историю образования нашего государства и важнейшие события в жизни страны.

 

 

 -Вспомним значение этого слова. Что же такое – Отечество?

(Земля отцов, Родина, родная страна, страна, в которой человек родился и гражданином которой он является, наша родина).

 

 

 

Раздел учебника «Страницы истории Отечества» поможет нам узнать о важнейших событиях истории нашей родины – России.

 

 

 

 

 -Чтобы узнать ключевое слово, входящее в название нашей темы, необходимо разгадать кроссворд, в котором оно спрятано.

Работа в паре.

 

 

1.Наука, которая изучает жизнь человека в прошлом.

2.Имя богини – покровительницы этой науки.

3.Большое животное, на которое охотились древние люди.

4.Отрезок времени в сто лет.

5.Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.

6.На берегах, какой реки возникло Египетское государство.

7.Наука, которую назвали «наукой лопаты».

 

Сообщение темы и целей урока.

 -Попробуйте сформулировать тему урока.

 

«Жизнь древних славян».

 Слайд №1

 

 - Определите цель нашего урока.

 

-Узнать о жизни славян в Древней Руси.

Слайд №2

 

 -Прежде чем начнем изучать тему, давайте наметим план, в какой последовательности и с помощью чего мы будем открывать новые знания, которые нам пригодятся.

 

План открытия нового знания:
1.Расселения древних славян (исследуем карту).
2.Быт и жилища древних славян (с помощью учебника, энциклопедий, дополнительной литературы).
3. Занятия древних славян (с помощью учебника, энциклопедий, дополнительной литературы).
4.Верования древних славян (с помощью учебника, энциклопедий, дополнительной литературы).
5.Праздники древних славян (с помощью учебника, энциклопедий, дополнительной литературы
).

Слайд №3

 

Изучение новой темы.

 -Если мы заглянем в прошлое на 1500 лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их и сейчас изучают археологи.

 

Исследуют карту в учебнике или на экране.

 

Слайд №4

 

 

 -Между какими морями находилась территория славян?

Балтийским и Чёрным.

 

 

 -По берегам, каких рек они селились?

 

По берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга

 

 

 -В ходе этого движения славяне разделились на три ветви. Назовите их.

Восточные славяне, западные славяне, южные славяне.

 

 

 -Какие славяне занимали наибольшую территорию?

Восточные славяне.

 

 

Перед вами карточка № 1, с отрывком из древнейшей летописи "Повесть временных лет", написанная монахом Нестором, в которой говорится о расселении славянских племён. В  то время славяне жили не в одиночку, а вместе, т.е. племенами. Поодиночке они бы погибли. Племя состояло из рода, т.е. семьи. Во главе стоял старейшина.

 

Индивидуальная работа.

 

Исследование на основе предоставленного материала.

-Найдите и подчеркните названия племен в тексте.

" Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем -словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами."

 

 

 

-Названия, каких племён вы встретили в тексте?

 

Поляне, древляне, дреговичи, полочане, словене, северяне.

 

 

-К каким славянам  относятся все племена, которые вы нашли в тексте?

К восточным славянам.

 

 

-Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.     Предки у нас одни, родство общее. К сожалению, сейчас находятся люди, которые пытаются перевернуть историю, исказить её. Но несмотря, ни на что мы должны знать её и защищать.

 

Слайд №6

 

-Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением, были сильные. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Славяне были добродушны, гостеприимны, миролюбивы. Почтительно относились к родителям.

 

 

Первичное закрепление.

 

 -На какой пункт плана мы смогли ответить?

 -Расселения древних славян.

Работа в группах. (Информационные карты у каждой группы, работа с учебником и энциклопедиями).

 

 

-А вот для того, чтобы дать ответы на оставшиеся пункты нашего плана, предлагаю Вам разделиться на группы и провести небольшое исследование по поиску ответов.

Дети распределяются по группам, готовятся к ответу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке). Детскую одежду старались кроить не из вновь сотканного полотна, а из старой одежды родителей. Делали это не от скупости, не по нищете и даже не потому, что мягкая, стираная материя не раздражает нежную кожу младенца. Весь секрет – в священной силе, или, по-теперешнему, в биополе родителей, способном заслонить неокрепшего маленького человека, уберечь от порчи и сглаза.

- Изучите тексты, извлеките нужную информацию, подготовьтесь к ответу. Желаю удачи.

-Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе. Следите за временем. На подготовку Вам 10 минут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Где жили славяне?

- Из чего выложены стены и крыша в полуземлянках?

- Как было внутри такого дома?

- Чем закрывали на ночь и в холода окна?

- Из чего сложена печь?

- Как топилась она?

- В чём были стены?

- Что занимало всё свободное место?

- Что служило постелью?

- Зачем копали глубокие ямы и ставили частокол?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Быт и жилища древних славян (1 группа)

  Древние славяне ставили рубленые избы или селились в полуземлянках.

В полуземлянках древних славян пол был на метр углублён в землю, стены выложены из тонких деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.

Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по-чёрному - это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через окна, двери, отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло, но от этого все стены были в копоти и саже. В доме почти всё свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

    Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

 

 Слайды №6,7

 

 

 

Одежда древних славян (2 группа).

Самой любимой и распространенной нательной одеждой древних славян была рубаха. Ёе название происходит от корня «руб», кусок, отрез, обрывок ткани. Славяне считали, что одежда  - это «оберег», который укрывал человека от «сглаза», от воздействия злых сил.

Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной изо льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Она представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов.

Слайды №8,9

 

 

 

- Чем занимались мужчины? 

- На кого они охотились?

-  Кто такие бортники? 

- Чем занимались женщины? 

- Чем занимались сообща?

ЗАНЯТИЕ СЛАВЯН (3 группа)

Главным занятием славян было земледелие. Обычно сеяли рожь, пшеницу, ячмень, просо. Заниматься земледелием в густых, непроходимых лесах было тяжело. Прежде чем посеять зерно, нужно было вырубить деревья, выкорчевать пни и сжечь их. Только после этого поле становилось пригодным для пашни. После нескольких урожаев земля истощалась, и приходилось расчищать от леса новый участок. Всё это требовало огромных усилий. Благодаря упорному труду славяне постепенно осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы. Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл. Называлось это бортничество. Почти в каждом их поселении были искусные мастера, занимавшиеся изготовлением орудий труда и оружия из железа. Жизнь людей в те далёкие времена была полна лишений и опасностей. В любой момент можно было ожидать внезапного нападения. Славяне почти никогда не расставались с оружием. Порой они даже пахали вооруженные. Храбрые воины пользовались большим почётом в племени. Славянам часто приходилось защищать родную землю. Ходили они и в дальние военные походы, из которых возвращались с большой добычей.

Слайд №10

 

 

 

ЯЗЫЧЕСТВО (4 группа)

  До крещения Руси славяне были язычниками. Язычники – это люди, верящие во множество богов. Такие люди назывались языками, то есть говорящие на разных языках, – отсюда и само слово «язычество». Славяне верили, что окружающий мир населён множеством сверхъестественных существ: сильных и слабых, добрых и злых, суровых и шаловливых. Природные явления: ветер, дождь, гром, молния – славяне считали проявлением гнева или, наоборот, милости богов. Особенно почитали славяне землю – мать всего живого, и солнце – источник тепла и света. Богам часто приносили обильные жертвы в надежде, что они помогут вырастить хороший урожай, удачно продать товар или одержать победу в военном походе. Место, где происходило поклонение и принесение жертв, у славян называлось капищем. Наряду с высшими божествами почитались и духи – низшие божества; почитали и природу: священные камни и деревья, особенно дуб.

Главным Богом славян было Солнце - Ярило. Но бывает так, что Солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

А если черные тучи закрыли Солнце, то разбушевался Перун – Бог грома и молнии. Он так же считался главным богом древних славян. Люди считали, что Перун посылает дожди, что от него зависит урожай, а значит - жизнь.

Ещё были: Стрибог – повелитель ветра, Мокошь – божество плодородия.

Для поклонения своим богам славяне не строили храмов. Они совершали свои обряды в священных рощах, у священных дубов, где стояли деревянные и каменные статуи языческих богов – идолы.

Слайд №11,12

 

 

 

 

Духи, божества природы (5 группа)

Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой.

Сообщения о домовом, лешем, водяном.

Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств.

Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников.

Слайд №13

 

 

 

- Чтобы Боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Многие из них сохранились до наших дней.  Какие? 

Праздники древних славян (6 группа).

Большинство праздников древних славян являли собой магические ритуалы (обряды), осуществлявшие собой единство человека и природы.
Ключевыми для древних славян были праздники, с которыми были связаны времена года (весна, лето, осень и зима), то есть переход от одного времени года к другому. В такие дни люди закладывали дела или своего рода программу на весь последующий астрономический год. Кроме этого, эти дни служили точкой опоры для начала сбора или посева урожая, начиналась стройка важных построек.

 

Коляда

В самую длинную зимнюю ночь 25 декабря в день зимнего солнцестояния декабря (после которого день начинает прибывать, а ночь уменьшаться) славяне праздновали рождение бога Солнца-младенца Коляды, бога торжеств и мира. Перед днем зимнего солнцестояния принято было не спать. Люди верили, что силы тьмы и света сражаются между собой, поэтому они помогали светлым силам, призывая рождение Солнца, пели песни, водили хороводы, зажигали солнечные колесовидные символы. Как только наступало утро, люд шел по домам петь колядки, тем самым извещая всех о том, что силы света победили, и новое Солнце-Коляда родилось.

В наше время это праздник отмечается накануне Рождества Христова и называется Святки. Дети и молодые люди собираются колядовать под окнами богатых людей. Они произносят имя Коляды и величают хозяина в песнях-колядках, а за это получают угощения.

Масленица

21 марта в день весеннего равноденствия - славяне праздновали священное вступление Весны в свои права.  Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Древние славяне считали блин символом солнца, поскольку он, как и солнце, жёлтый, круглый и горячий. Блин был самым главным угощением. В этот день почитали славянского Медвежьего бога: с песнями, плясками, прибаутками приносили блины великому Медовому зверю, раскладывали их на пеньках. Древние славяне называли медведя Ком (отсюда и высказывание - «первый блин комам», т.е. медведям). После этого начиналось праздничное пиршество.

    Провожая зиму, славяне сжигали насаженное на шест чучело зимы Марены, на которое навязывали старые Обереги или просто старое тряпьё с наговором, чтобы сжечь на огне костра всё плохое и отжившее.

В наше время приход весны символизирует праздник Масленица.

Это самый радостный и светлый праздник.

Масленица - это время блинов, сырников, пирогов, пышек и прочих лакомств. Люди говорят: «На Масленицу на горках покататься, в блинах поваляться»

Иван Купала

Начало лета славяне отмечали 21 июня (день летнего солнцестояния). 21 июня самый длинный день и самая короткая ночь в году. С Купалы день начинает уменьшаться, а ночь возрастать.

Праздник Солнца. Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых и самых разгульных праздников в году. В нем принимало участие все население. Это праздник связан с водой и огнем. Начинался праздник не с восходом солнца, а еще раньше, с наступлением ночи. В самую короткую ночь храбрые душой люди отправлялись искать цветок папоротника. По легенде, загадочный цветок папоротника расцветает летней ночью один раз в год, чтобы указать место, где хранится заветный клад, приносящий богатство и счастье. На рассвете собирали целебные травы – считалось, что в это время травы приобретали чудесные магические свойства.

На заре этого дня было принято купаться. Этому купанию приписывали целебные свойства.

На Купалу принято было разжигать высокие кострища и прыгать через них для очищения, пускать венки по воде для гадания о будущем супружестве, встречать утром Купальское Солнышко для исцеления, для наполнения силой и здоровьем.

Слайд №14

 

Каждая группа представляет итог своего мини – исследования.

 

 

Закрепление, проверка полученных знаний.

 

ТЕСТ (У каждого на столе тест)

 1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:

 а) восточных славян;

 б) западных славян;

 в) южных славян.

 2. Древние славяне жили:

 а) в одиночку;

 б) семьями;

 в) племенами.

 3. Богом грома и молнии у древних славян был:

 а) Зевс;

 б) Перун;

 в) Марс.

 4. Свои дома славяне строили:

 а) из камня;

 б) кирпича;

 в) столбов деревьев.

 5. Славяне носили одежду из:

 а) льна и шерсти;

 б) хлопка;

 в) шёлка.

Самопроверка  по   контрольной карточке. 1 а, 2 в,  3 б,  4 в,  5 а.

 

 

 

Итог

- Прошли века, наполненные бурными историческими событиями. Потомки древних восточных славян – русские, белорусы, украинцы образовали свои государства. Но происхождение у нас одно, языки близкие, история общая. Не зря говорят: «Народное братство дороже всякого богатства», «Старый друг лучше новых двух!» Нам всегда надо помнить об этом. Это наша история. И от этого зависит наше будущее.

 

Слайд №15

Рефлексия облако "тегов".

 

 

 

Сегодня я узнал...

Было трудно…

Я понял, что…

Я научился…

Я смог…

Было интересно узнать, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…

 

Слайд №16,17.

Домашнее задание

-Перед тем, как задать домашнее задание, я хочу, вручит каждому из Вас наказ от восточных славян. Пусть он станет для вас жизненным девизом и целью.

 

 

Наказ от восточных славян

1.Прославляй свою страну хорошими поступками и делами.

2.Будь честный: не воруй и не обмани.

3.Поступай без коварства и зла.

4.Проявляй мужество и настойчивость.

 

 


УМК «Школа России» Окружающий мир (А

УМК «Школа России» Окружающий мир (А

Формы и методы работы: фронтальная, в парах, групповая, частично-поисковая

Формы и методы работы: фронтальная, в парах, групповая, частично-поисковая

Раздел учебника « Страницы истории

Раздел учебника « Страницы истории

Наука, которую назвали «наукой лопаты»

Наука, которую назвали «наукой лопаты»

Слайд №3 Изучение новой темы

Слайд №3 Изучение новой темы

Нестором, в которой говорится о расселении славянских племён

Нестором, в которой говорится о расселении славянских племён

Поляне, древляне, дреговичи, полочане, словене, северяне

Поляне, древляне, дреговичи, полочане, словене, северяне

А вот для того, чтобы дать ответы на оставшиеся пункты нашего плана, предлагаю

А вот для того, чтобы дать ответы на оставшиеся пункты нашего плана, предлагаю

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке)

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке)

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке)

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке)

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке)

Самой первой пелёнкой для новорожденного чаще всего служила рубаха отца (мальчику) или матери (девочке)

Слайды №8,9 - Чем занимались мужчины? -

Слайды №8,9 - Чем занимались мужчины? -

Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл

Помимо земледелия, славяне разводили домашний скот – коров, лошадей, овец, а также занимались охотой, рыболовством, собирали в лесах мёд диких пчёл

Слайд №10 ЯЗЫЧЕСТВО (4 группа)

Слайд №10 ЯЗЫЧЕСТВО (4 группа)

Главным Богом славян было Солнце -

Главным Богом славян было Солнце -

Духи, божества природы (5 группа)

Духи, божества природы (5 группа)

Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств

Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев

Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев

Кроме этого, эти дни служили точкой опоры для начала сбора или посева урожая, начиналась стройка важных построек

Кроме этого, эти дни служили точкой опоры для начала сбора или посева урожая, начиналась стройка важных построек

В наше время это праздник отмечается накануне

В наше время это праздник отмечается накануне

После этого начиналось праздничное пиршество

После этого начиналось праздничное пиршество

Это праздник связан с водой и огнем

Это праздник связан с водой и огнем

Закрепление, проверка полученных знаний

Закрепление, проверка полученных знаний

Славяне носили одежду из: а) льна и шерсти; б) хлопка; в) шёлка

Славяне носили одежду из: а) льна и шерсти; б) хлопка; в) шёлка

Домашнее задание -Перед тем, как задать домашнее задание, я хочу, вручит каждому из

Домашнее задание -Перед тем, как задать домашнее задание, я хочу, вручит каждому из
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2021