Открытый урок
по природоведению в 3 классе
«Что такое экология?»
Учитель: Липчанская О. А.
Тема урока: «Что такое экология?»
Цель: 1. Формировать представление о взаимосвязанности объектов природы.
2. Дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы.
Ход урока
I. Организация класса. Тема. Цель.
II. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Тему нашего урока мы узнаем, разгадав кроссворд.
|
|
|
э |
х |
о |
|
|
|
|
с |
к |
в |
о |
р |
е |
ц |
|
х |
о |
м |
я |
к |
|
|||
|
б |
е |
л |
к |
и |
|
|
|
б |
а |
б |
о |
ч |
к |
а |
||
|
|
г |
р |
и |
б |
|||
с |
л |
и |
в |
а |
|
|||
л |
я |
г |
у |
ш |
к |
а |
1. Живет без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всякий слышит.
2. мы построили вдвоем
для гостей весенний дом,
а верней сказать – дворец,
прилетай скорей ______________
3. Зверек живет
В норе глубокой
Он толстосум и толстощекий.
4. Сидит на ветке, а не птица
Есть рыжий хвост, да не лисица.
5. Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет.
6. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножки есть, но нет сапожка,
Шляпа есть – нет головы.
7. на сучках висят шары, посинели от жары.
8. Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка.
Уч.: - Давайте прочитаем, какое слово получилось?
Дети: «Экология».
Уч.: Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важной науке экологии, познакомимся с ее значением и задачами. Вы прочитаете свои сообщения об охране природы, защитите свои рисунки, послушаете стихотворения, найдите решение некоторых экологических проблем.
На Земле живут разные существа. Это люди, животные, насекомые, птицы, рыбы и другие.
Всего несколько миллионов видов живых существ населяют нашу планету. А растений на Земле около 500 000 видов. А еще человека на Земле окружает вода, воздух, почва. Человек взаимодействует со всем, что его окружает на земле и использует и воду, и воздух, и почву, животных и растения для своей пользы.
Человек должен знать, как пользуясь все, чем богата Земля, не навредить ей! Помочь человеку в этом должна экология.
Записать тему в тетрадь.
- В переводе с греческого языка слово «экология» означает «изучение дома». Напишите в тетради понятие об экологии.
- Как вы думаете, какой дом изучает эта наука?
Дети: Наука экология изучает общий для всех людей дом – наша планет Земля.
Уч.: Люди с давних пор живут на Земле и занимаются хозяйством. Сеют хлеб, сажают растения, строят. Все это необходимо для жизни человека. Но вместе с этим человек рубит леса, перегораживают реки, строят дымящие заводы. С каждым годом на Земле мелеют реки, воздух загрязняется. А все они необходимы для жизни человека. Природе нужна помощь! Как ей помочь? Прежде чем искать способы помощи, надо знать, что мы будем спасать.
Как вы думаете?
Дети: Воздух, воду, почву, растения, животных.
Уч.: Вы правы, это все важные для жизни человека элементы окружающей среды. В течение всего учебного года мы с вами изучали свойства, состав, охрану воздуха, воды, почвы.
Знакомились с разнообразием групп царства растений и видового состава животных на Земле.
Как нужно охранять растения и животных? К этим урокам дети готовили доклады. Они представлены на нашей выставке.
На уроках русского языка и культуры речи мы проходили тему «Текст-рассуждение». Ребята писали сочинение «Почему нужно охранять природу», рисовали рисунки. Сейчас они познакомят нас со своими работами.
Учащиеся зачитывают свои работы.
Уч.: А сейчас мы с вами отправляемся в лес. Кто из вас был в настоящем лесу?
(Запись «Утро в лесу»). Показ рисунка соловья.
Уч.: Ребята, давайте вспомним какие животные живут в лесу? Представьте себя волшебниками. В кого бы из названных животных вы хотели бы превратиться?
Покажите нам, как они двигаются, подают голос.
Физкульт.минутка.
Уч.: Чтение стихотворение Е. Михалкова. Обсуждение поведения ребят на природе.
Мы приехали на речку воскресенье провести
А свободного местечка возле речки не найти,
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку пошли и поляночку нашли,
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята! – крикнул Дима.
- Вот местечко, хоть куда! Родниковая вода!
Чудный вид, прекрасный пляж. Распаковывай багаж.
Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли.
Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели.
Хороводом песни пели. Отдохнули и ушли.
И остались на поляне у потухшего костра,
Две разбитых наши склянки, две размокшие баранки.
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести
Только чистого местечка возле речки не нашли.
Уч.: Вы прослушали стихотворение. Правильно ли себя вели ребята у реки?
Работа с учебником.
Уч.: Откройте учебники на стр.145
а) Прочитайте раздел «Что такое экология?»
б) Прочитайте название рассказа.
Речь идет о случае, который произошел на одном из островов Индонезии. Работники Всемирной организации здравоохранения начали здесь борьбу с малярией, уничтожая малярийных комаров широко применявшимся тогда ядом ДДТ. Неожиданным следствием этой борьбы стало появление в поселках множества крыс, причинявших немалые ущерб продовольственным запасам местных жителей.
Как вы думаете, как связано между собой уничтожение комаров и появление крыс?
в) Чтение рассказа История с комарами и кошками по цепочке.
Уч.: Беды местных жителей не ограничились нашествием крыс. В хижинах стали проваливаться крыши! Они были сделаны из тростника и них обнаружили огромное количество гусениц, которые погрызли тростник. Армии гусениц появились потому, что погибли поедавшие их ящерицы. Кроме того, упомянутые крысы принесли в дерене множество блох, зараженных чумой – болезни более страшной, чем малярия. Этих бед можно было бы избежать, если бы люди, применявшие на острове ядохимикаты, посоветовались с учеными-экологами.
Переверните страницу и прочитайте вывод, что такое экология?
Тестирование. (Оценки)
Какие сделали для себя выводы?
Дети: Мы живем на планете Земля. Значит, эта планета – наш общий дом.
- На Земле возможна жизнь благодаря воздуху, воде и почве.
- Человек должен сохранить эти богатства.
- Человек должен сохранить Землю для своих детей.
(Б. Захаров «Сказка про все на свете»)
Итог урока.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.