Урок окружающего мира "Что такое экология?"

  • doc
  • 27.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок окружающего мира Что такое экология.doc

 

 

 

 

                    Открытый урок

 

 

                по природоведению в 3 классе

                      «Что такое экология?»

                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Учитель: Липчанская О. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Что такое экология?»

 

Цель: 1. Формировать представление о взаимосвязанности объектов природы.

2. Дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы.

 

Ход урока

 

I. Организация класса. Тема. Цель.

 

II. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Тему нашего урока мы узнаем, разгадав кроссворд.

 

 

 

 

э

х

о

 

 

 

с

к

в

о

р

е

ц

х

о

м

я

к

 

 

б

е

л

к

и

 

 

 

б

а

б

о

ч

к

а

 

 

г

р

и

б

с

л

и

в

а

 

л

я

г

у

ш

к

а

1.     Живет без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всякий слышит.

2.     мы построили вдвоем

     для гостей весенний дом,

     а верней сказать – дворец,

     прилетай скорей ______________

3.     Зверек живет

В норе глубокой

Он толстосум и толстощекий.

4.     Сидит на ветке, а не птица

     Есть рыжий хвост, да не лисица.

5.     Над цветком порхает, пляшет

     Веерком узорным машет.

6.     Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножки есть, но нет сапожка,

Шляпа есть – нет головы.

7.     на сучках висят шары, посинели от жары.

8.     Скачет зверушка, не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка.

 

Уч.:  - Давайте прочитаем, какое слово получилось?

 

Дети: «Экология».

 

Уч.: Сегодня на уроке мы будем говорить об очень важной науке экологии, познакомимся с ее значением и задачами. Вы прочитаете свои сообщения об охране природы, защитите свои рисунки, послушаете стихотворения, найдите решение некоторых экологических проблем.

                    

На Земле живут разные  существа. Это люди, животные, насекомые, птицы, рыбы и другие.

Всего несколько миллионов видов живых существ населяют нашу планету. А растений на Земле около 500 000 видов. А еще человека на Земле окружает вода, воздух, почва. Человек взаимодействует со всем, что  его окружает на земле и использует и воду, и воздух, и почву, животных и растения для своей пользы.

Человек должен знать, как пользуясь все, чем богата Земля, не навредить ей! Помочь человеку в этом должна экология.

Записать тему в тетрадь.

- В переводе с греческого языка слово «экология» означает «изучение дома». Напишите в тетради понятие об экологии.

- Как вы думаете, какой дом изучает эта наука?

 

Дети: Наука экология изучает общий для всех людей дом – наша планет Земля.

 

Уч.: Люди с давних пор живут на Земле и занимаются хозяйством. Сеют хлеб, сажают растения, строят. Все это необходимо для жизни человека. Но вместе с этим человек рубит леса, перегораживают реки, строят дымящие заводы. С каждым годом на Земле мелеют реки, воздух загрязняется. А все они необходимы для жизни человека. Природе нужна помощь! Как ей помочь? Прежде чем искать способы помощи, надо знать, что мы будем спасать.

Как вы думаете?

 

Дети: Воздух, воду, почву, растения, животных.

 

Уч.: Вы правы, это все важные для жизни человека элементы окружающей среды. В течение всего учебного года мы с вами изучали свойства, состав, охрану воздуха, воды, почвы.

Знакомились с разнообразием групп царства растений и видового состава животных на Земле.

Как нужно охранять растения и животных? К этим урокам дети готовили доклады. Они представлены на нашей выставке.

На уроках русского языка и культуры речи мы проходили тему «Текст-рассуждение». Ребята писали сочинение «Почему нужно охранять природу», рисовали рисунки. Сейчас они познакомят нас со своими работами.

Учащиеся зачитывают свои работы.

                        

 

Уч.: А сейчас мы с вами отправляемся в лес. Кто из вас был в настоящем лесу?

(Запись «Утро в лесу»). Показ рисунка соловья.

 

Уч.: Ребята, давайте вспомним какие животные живут в лесу? Представьте себя волшебниками. В кого бы из названных животных вы хотели бы превратиться?

Покажите нам, как они двигаются, подают голос.

 

Физкульт.минутка.

Уч.: Чтение стихотворение Е. Михалкова. Обсуждение поведения ребят на природе.

Мы приехали на речку воскресенье провести

А свободного местечка возле речки не найти,

Тут сидят и там сидят, загорают и едят.

Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку пошли и поляночку нашли,

Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,

Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.

Мы прошли, конечно, мимо.

- Эй, ребята! – крикнул Дима.

- Вот местечко, хоть куда! Родниковая вода!

Чудный вид, прекрасный пляж. Распаковывай багаж.

Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли.

Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели.

Хороводом песни пели. Отдохнули и ушли.

И остались на поляне у потухшего костра,

Две разбитых наши склянки, две размокшие баранки.

Словом, мусора гора.

Мы приехали на речку понедельник провести

Только чистого местечка возле речки не нашли.

 

Уч.: Вы прослушали стихотворение. Правильно ли себя вели ребята у реки?

Работа с учебником.

 

Уч.: Откройте учебники на стр.145

а) Прочитайте раздел «Что такое экология?»

 

б) Прочитайте название рассказа.

 

Речь идет о случае, который произошел на одном из островов Индонезии. Работники Всемирной организации здравоохранения начали здесь борьбу с малярией, уничтожая малярийных комаров широко применявшимся тогда ядом ДДТ. Неожиданным следствием этой борьбы стало появление в поселках множества крыс, причинявших немалые ущерб продовольственным запасам местных жителей.

Как вы думаете, как связано между собой уничтожение комаров и появление крыс?

в) Чтение рассказа История с комарами и кошками по цепочке.

 

Уч.: Беды местных жителей не ограничились нашествием крыс. В хижинах стали проваливаться крыши! Они были сделаны из тростника и них обнаружили огромное количество гусениц, которые погрызли тростник. Армии гусениц появились потому, что погибли поедавшие их ящерицы. Кроме того, упомянутые крысы принесли в дерене множество блох, зараженных чумой – болезни более страшной, чем малярия. Этих  бед можно было бы избежать, если бы люди, применявшие на острове ядохимикаты, посоветовались с учеными-экологами.

Переверните страницу и прочитайте вывод, что такое экология?

               

Тестирование. (Оценки)

               

Какие сделали для себя выводы?

 

Дети: Мы живем на планете Земля. Значит, эта планета – наш общий дом.

- На Земле возможна жизнь благодаря воздуху, воде и почве.

- Человек должен сохранить эти богатства.

- Человек должен сохранить Землю для своих детей.

(Б. Захаров «Сказка про все на свете»)

 

Итог урока.