Урок окружающего мира "Материки и океаны"
Оценка 4.7

Урок окружающего мира "Материки и океаны"

Оценка 4.7
doc
29.05.2020
Урок окружающего мира "Материки и океаны"
Цель.doc

Окружающий мир

Дата проведения:

Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «океан».

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Задачи:

Образовательные задачи:

- помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан»;

- научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.

Развивающие задачи:

- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности, интерес к чтению энциклопедической литературы;

- развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, толковым словарем русского языка;

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);

- прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- воспринимать одноклассников как членов своей команды (группы);

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

 

Регулятивные  УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

 

Познавательные УУД:

-      - ориентироваться в своей системе знаний;

-      - извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;

-      - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, карта, иллюстрация);

-      - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.

Коммуникативные УУД:

-      - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-      - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

-      - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-      - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

-      - осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

-   уметь объяснять значение терминов «материк», «океан»;

- работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой);

- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

-  расширить знания о материках и водных  пространствах  нашей планеты.

 

 

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, проектная технология, технология оценки образовательных достижений.

Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:

учебник: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир 2 класс. «Наша планета Земля» часть 1. М.: Баласс, 2012; компьютер, проектор, мультимедийная презентация;

толковый словарь русского языка;

пазлы материков  для проектной работы;

макет аквариума, рыбки из картона или цветной бумаги (золотые, серебряные, чёрные), клей.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Цель: формирование самооценки готовности  к уроку

С давних времён из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал,

Как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог,
Садитесь, мы начнём урок.

Самоорганизация, оценивают свою готовность и  настрой на работу.

 

Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

 

Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно»

Цель: создание положительного эмоционального фона

Сегодня такой замечательный день, вы пришли в школу с хорошим настроением, улыбнитесь друг другу и подарите тепло ваших рук соседу по парте, для этого прикоснитесь ладошками с ним. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость  общения друг с другом.

Позвольте начать наш урок с притчи. На уроках внеклассного чтения мы знакомились с притчей, напомните, пожалуйста, что такое «притча»? ИТАК, Восточная притча.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

— Всё в твоих руках.

Ребята, вы поняли, к чему я это сказала? На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, у каждого из вас они будут свои, всё в ваших руках.

Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом.

Включение детей в  активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Актуализация знаний

(подводящий диалог)

Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний

Прочитайте слова, написанные на слайде (меридианы, звёзды, параллели, карта, экватор, материки,  план, океаны, глобус,  планеты,  Луна).

Разделите их на группы:

уменьшенное изображение Земли;

воображаемые линии на глобусе;

небесные тела.

Обоснуйте свой ответ, что вы можете рассказать о каждой группе?   Слайд 1

 

Читают слова, делят их на группы.

 

 

 

Выслушиваются ответы детей.

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы.

 

Введение в тему урока

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока

 

О чём вы не смогли рассказать? Почему?

Как вы думаете, о чём мы будем разговаривать на уроке?

Что же будет нашей целью? 

Слайд 2

Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в кругосветное путешествие по земному шару,  не выходя из класса.

- А кто первым совершил кругосветное путешествие?  Слайд 3

- А что он доказал своим плаванием? 

- На чем совершил своё путешествие Фернан Магеллан?

- Как вы думаете, почему?

Пять столетий назад экспедиция Магеллана на парусных кораблях отправилась от берегов Испании  на запад. Три года корабли плыли, огибая сушу. На родину моряки вернулись с востока. Тем самым доказывая, что Земля имеет форму шара.

- Следуя примеру Магеллана, мы отправимся в путешествие на корабле.

 

В путешествии нам необходимо будет ориентироваться. Что лучше взять в путешествие: карту или глобус? Почему?

В любом плавании принято вести бортовой (судовой) журнал. Туда записываются  сведения о том, что встретилось на пути. Такой журнал я буду вести на доске, а вы мне помогать. Отправляемся в путешествие?

К берегам неведомой земли

Плывут по морю корабли,

Командам не страшны преграды,

На острове всех ждут награды!

Полный вперед!

2 слова остались без группы.

 

Материки и океаны.

Познакомиться с понятиями «материки» и «океаны», научиться показывать их  на карте.

 

 

 .

Фернан Магеллан.

Шарообразность Земли.

 

На корабле.

Потому что не было самолетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глобус  - уменьшенная модель Земли. Глобус больше похож на нашу планету, но картой пользоваться удобней. Карта – это изображение поверхности Земли на плоскости.

Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»).

 

Постановка учебной проблемы

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.

 

Откройте карты полушарий в учебнике на с.128-129.

Плыть мы будем, начиная с западного полушария и называть все географические объекты, которые встретятся.

 

 

На какие две группы можно разделить увиденное и почему?

 

 

 

 

Каким цветом на карте  обозначают водоемы? 

Опишите встреченные вами водные просторы. 

 

Каким цветом на карте  обозначают  участки суши?

Опишите встреченные вами участки суши. Что у них общего?

Раньше они были предметом нашего обсуждения? 

Мы обнаружили Северную Америку, Южную Америку, Тихий океан, Атлантический океан, Африку, Евразию, Индийский океан, Австралию, Северный Ледовитый океан, Антарктиду. Презентация, слайд 9

 

Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Африка.

Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан.

 

Синим.

Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

Жёлтым, коричневым, зеленым.

Это большие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

Нет.

Обозначается проблема урока.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания)

Цель:

-развитие умения извлекать информацию, необходимую для открытия новых знаний;

- организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными  и новыми знаниями, открытие новых граней в уже известном.

 

Физминутка

Ребята, предположите, а быть может, кто-то  знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?

Где можно проверить свои предположения?

 

Делаем вывод, что же такое материки?

Ребята, предположите, а быть может, кто-то  знает,  как называются огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого?

Где можно проверить свои предположения?

Делаем вывод, что же такое океаны?

 

 

Чего на поверхности Земли больше: воды или суши?  Все согласны?

Правильно, если бы мы могли посмотреть на Землю с высоты  нескольких тысяч километров, то увидели бы, что большая ее часть занята водой. Вот как можно с помощью диаграммы представить соотношение  суши и воды.

Слайд 4

 

 

 

Материки.

В учебнике или в толковом словаре (работа в словаре).

Огромные участки суши, окружённые водой, называются материками.

 

 

Океаны.

В учебнике или в толковом словаре (работа в словаре).

Огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого называются океаны.

Воды.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся наблюдают за анимационными картинками: капитаном, кораблём, солнцем, тучей, акулой и крабом.

Умение выражать свои мысли, вступать в диалог,

слушать и слышать других.

Осознание ценности совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети учатся расслабляться

Первичное применение нового знания

Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

Корабли по морю плыли,

К чудо-острову спешили.

Ждали там давно гостей,

Лучших первооткрывателей.

Работа по карте.

- Сколько всего материков?

Давайте продолжим наше путешествие, познакомимся с каждым из них.

- Какой материк самый маленький? Слайд 5

Вы в Австралии бывали?

 Вы Австралию видали? 

Неужели никогда вы не ездили туда?

Австралия – самый сухой материк Земли.  Материк редкостей. Говоря об Австралии, мы сразу вспоминаем удивительных животных – кенгуру. Но и другие сумчатые животные здесь обитают. Сумчатый медведь, коала.

Дикая собака Динго  - самый опасный хищник материка. Удивительный мир ярких красок, даже птицы Австралии самые яркие в мире. Чудо-животное – утконос, который откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающие. Конечно, огромное количество акул обитает у берегов Австралии.

Слайд 6

Какой материк самый большой?

Действительно Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев.

Слайд 7

Как вы думаете, какой  материк самый жаркий?

Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. И, конечно, о древнем Египте, о чуде света – пирамидах.

Какие материки находятся в западном полушарии? Слайд 8

Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самый влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. Это родина удивительных броненосцев и самого высокого дерева мира – секвойи.

А какой материк самый холодный? Слайд 9

Антарктида – край вечных льдов. Самый высокий континент. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас  уже доказано, что это материк. Родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя – знаете кто это? Отгадайте загадку.

В Антарктиде среди льдов

Ходит важный господин

В черный он одет сюртук.

Крылья машут вместо рук.

 

 

 

Всего материков шесть.

 

 

Это Австралия.

Ученики читают наизусть стихи об Австралии, подготовленные заранее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Евразия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Африка.

 

 

 

 

 

 

Северная Америка и Южная Америка.

 

 

 

 

 

 

 

Антарктида.

 

 

 

 

 

 

 

 

Пингвин.

Умение сравнивать, делать выводы.

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

 

Физкультминутка

«Морские жители»

Цель: восстановление физических и духовных сил,   снять динамическую усталость, восстановить работоспособность.

 

 

Пришло время отдыха на корабле.

Путешествуя по странам

Утомились мы в пути.

Предлагаю вам, ребята,

Встать и с корабля сойти.

 

 

 

 

Второклассники  под музыку «Ты морячка, я моряк» повторяют  упражнения за морскими обитателями.

Повышение активности,

внимания, интереса к дальнейшему усвоению знаний.

 

Первичное применение нового знания (продолжение)

Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

Морская прохлада помогла восстановить нам силы,  продолжаем путешествие.

Давайте рассмотрим океаны и сравним их.

- Сколько всего океанов?

Найдите самый большой океан.

Да, он еще и самый глубокий. Он занимает половину всей водной поверхности Земли.

Слайд 10

Второй по площади океан – Атлантический. По одной из версий Атлантический океан получил свое название от мифического континента Атлантида.

Самый теплый -  Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко.   

- Найдите самый маленький  океан?

Верно, он самый холодный и самый мелкий. Большую часть года он покрыт льдом.

 

Все 4 океана образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном.  Мировой океан плотно заселен живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу.

 

 

 

Четыре.

Самый большой – Тихий океан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самый маленький – Северный Ледовитый океан.

 

 

 

 

 

Дети читают стихи про океаны.

Умение сравнивать, делать выводы.

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

 

Первичное закрепление нового материала

Цель: организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности.

Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу?

Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?

На каких материках много равнин?         

Где самые высокие горы?

Сколько материков омывает Северный Ледовитый океан?

Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.

 

Они обе находятся в южном полушарии.

Это Южная Америка и Евразия.   

В Евразии. (Гималаи)

Он омывает два материка. (Евразию, Северную Америку)

Успешное применение новых знаний.

 

Самостоятельное применение знаний (работа в группах).

Проектная работа по составлению карты полушарий.

Цель: развивать умение работать в группе по заданным критериям.

На доске висит нарисованная карта полушарий, но на ней нет материков. Поэтому предлагаю сделать маленький проект  «Составление своей карты». Но прежде давайте повторим правила работы в группе.

Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию.

Собранные материки помещаются на карту полушарий.

Молодцы, все справились! Ребята, а какое умение отрабатывалось при выполнении этого задания?

Правила работы в группе:

перед работой нужно договориться, кто  и что будет делать;

не говорить всем сразу;

учиться разговаривать вполголоса;

не спорить зря, а доказывать, объяснять.

 

 

 

 

Умение работать в группе.

Извлекать и перерабатывать информацию, договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

Итог работы. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке;

 

организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности.

Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить?

- Что нового узнали?          

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?

Давайте дадим оценку нашему путешествию и своим успехам, т.е. оценим свою деятельность на уроке.  Перед вами лежат аквариумы,  которые нужно заполнить рыбками.

Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, и у вас все получалось, запустите в аквариум золотую рыбку; если ПОКА не все удавалось, поселите серебряную  рыбку;  если трудных моментов было много, тогда в вашем аквариуме появится черная рыбка.

Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Теперь вы убедились, что всё в ваших руках. Молодцы! Вы замечательно поработали.  

 

 

Выслушиваются ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание по предложенному алгоритму, организовывая рефлексию собственной деятельности.

Обсуждаем заполненные рыбками аквариумы.

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

 

 

 

                             


Окружающий мир Дата проведения :

Окружающий мир Дата проведения :

Регулятивные УУД: - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; - прогнозировать предстоящую…

Регулятивные УУД: - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; - прогнозировать предстоящую…

Материки он открывал, Как мир прекрасен узнавал

Материки он открывал, Как мир прекрасен узнавал

Прочитайте слова, написанные на слайде (меридианы, звёзды, параллели, карта, экватор, материки, план, океаны, глобус, планеты,

Прочитайте слова, написанные на слайде (меридианы, звёзды, параллели, карта, экватор, материки, план, океаны, глобус, планеты,

На острове всех ждут награды!

На острове всех ждут награды!

Физминутка Ребята, предположите, а быть может, кто-то знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?

Физминутка Ребята, предположите, а быть может, кто-то знает, как называются огромные участки суши, со всех сторон окружённые водой?

Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов

Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов

Пришло время отдыха на корабле

Пришло время отдыха на корабле

Самостоятельное применение знаний (работа в группах)

Самостоятельное применение знаний (работа в группах)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2020