Федеральное казенное профессиональное
Образовательное учреждение №____
Федеральной службы исполнения наказания
СОГЛАСОВАНО: председатель МК
__________/______________/ «____»_________20___г. |
УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УПР
_________/_____________/ «____»_________20___г.
|
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Основы электротехники
Профессия: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Ленинск - Кузнецкий
2020
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО)
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
Организация-разработчик:
Федеральное казённое профессиональное образовательное учреждение
№ _____ФСИН России. г. Ленинск - Кузнецкий.
Разработчики:
________________________________, преподаватель спец. дисциплин
ФКПОУ № ____.
Программа обсуждена и утверждена на заседании методической комиссии, протокол № _____ от « ____» _________________2020г.
|
|
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
3. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины |
10 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
11
|
5. ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 13
1. паспорт РАбочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02. Основы электротехники
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО:
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ППКРС по данному направлению подготовки:
а) общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.
б) профессиональных компетенций (ПК) соответствующих основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1. Читать электросхемы средней сложности и сложных сварных электроприборов
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен уметь:
У.1-читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
У.2-рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
У.3-использовать в работе электроизмерительные приборы;
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен знать:
З.1-единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
З.2-методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
З.3-свойства постоянного и переменного электрического тока;
З.4-принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока;
З.5-электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь;
З.6-свойства магнитного поля;
З.7-двигатели и сварочные аппараты постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
З.8-правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
З.9-аппаратуру защиты сварочных аппаратов и электродвигателей;
З.10-методы защиты от короткого замыкания;
З.11-заземление, зануление;
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: |
24 |
практические занятия |
8 |
Итоговое занятие - дифференцированный зачет |
2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
12 |
Самостоятельная работа обучающихся организуется во внеаудиторное время и включает в себя выполнение тематических домашних заданий. Контроль за самостоятельной работой обучающихся осуществляется на уроках теоретического обучения, а также на консультационных занятиях.
На консультационных занятиях применяются методы как индивидуальной работы с учащимися, так групповые и коллективные.
По окончании курса обучения учебной дисциплины предусмотрена аттестация в форме дифференцированного зачета.
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел 1. Основные физические законы и положения электротехники. |
Содержание учебного материала |
5 |
|
|
1 |
Электротехническая терминология и символика. Роль электрической энергии в жизни современного общества. Значение и место курса « Основы электротехники» в подготовке специалистов по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)». Понятие об электрическом токе. Единицы измерения основных электрических величин. |
3 |
2 |
|
2 |
Элементы электрических цепей, условные обозначения. Принципы последовательного и паралельного соединения проводников и источников тока. |
2
|
||
3 |
Электрические цепи постоянного тока. Определение силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников. Законы Ома и Кирхгофа. |
|||
Практическое занятие №1:Основы расчета электрической цепи постоянного тока. Законы Кирхгофа. |
2 |
|||
Самостоятельная работа по теме №1:Электрические цепи постоянного тока. |
|
|||
Раздел 2. Физические принципы функционирования и характеристики электрических и магнитных цепей, систем и устройств. |
Содержание учебного материала |
5 |
||
1
|
Магнитные свойства веществ. Характеристики магнитных материалов. Классификация, элементы и характеристики магнитных цепей. Простые магнитные цепи. Проводник в магнитном поле. Электромагнитная индукция. Основные законы магнитной цепи. |
3 |
2 |
|
2 |
Понятие о переменном токе. Параметры переменного тока. Однофазный и трехфазный ток. |
|||
|
Самостоятельная работа по теме №2:Электрические цепи переменного тока. |
|||
3 |
Трехфазные электрические цепи. Основные понятия и определения. Способы соединения обмоток источника питания трехфазной цепи: соединение фаз нагрузки звездой, треугольником. Мощность трехфазных цепей |
|||
|
5 |
Практическое занятие №2: Расчет параметров простых электрических цепей. |
2 |
|
Самостоятельная работа по теме №3: Электроизмерительные приборы и электрические измерения |
|
|
||
Раздел 3. Использование электрических приборов для измерения точных величин. |
Содержание учебного материала. |
4 |
||
1 |
Электроизмерительные приборы. Общие сведения об электроизмерительных приборах. Погрешности измерений. Основные характеристики электроизмерительных приборов. Классификация электроизмерительных приборов. |
2 |
2 |
|
2 |
Виды и методы электрических измерений. Сущность прямые и косвенных измерений электрических величин. Измерение силы тока, напряжения, сопротивления и мощности в цепях постоянного и переменного тока. Измерение неэлектрических величин. |
|||
|
Практическое занятие №3: Электроизмерительные приборы и электрические измерения |
2 |
||
|
|
Самостоятельная работа по теме №4: Резонанс напряжений и токов. Электромагнетизм. |
|
|
Раздел 4. Электротехническое оборудование. |
Содержание учебного материала. |
6 |
||
1 |
Преобразование переменного тока. Типы, назначение, устройство и принцип действия трансформаторов. Режимы работы трансформаторов. Область применения трансформаторов. |
4 |
2 |
|
2 |
Преобразование переменного тока в постоянный. Типы, назначение, устройство и принцип действия выпрямителей. Область применения выпрямителей. |
|||
3
|
Электрические машины постоянного и переменного тока. Генераторы постоянного тока. Назначение, типы и общее устройство двигателей постоянного тока. Асинхронные двигатели назначение, принцип действия. Особенности устройства и работы синхронных машин. Ручной электрифицированный инструмент, используемый в практической деятельности, виды, назначение. |
|||
4 |
Аппаратура защиты. Вспомогательное оборудование. Защита от короткого замыкания, заземление, зануление. Аппаратура защиты электродвигателей. Электрические источники света. Коммутирующие аппараты распределительных устройств и передающих линий: разъединитель, выключатели высокого напряжения, предохранители. |
|||
|
5 |
Практическое занятие №4: Определение параметров однофазного трансформатора. |
2 |
|
|
|
Самостоятельная работа по теме №5:Трехфазные цепи переменного тока. |
|
|
5. Электробезопасность. Производство, распределение и потребление электрической энергии. |
Содержание учебного материала |
2 |
||
1 |
Меры электробезопасности. Действие электрического тока на организм человека. Причины поражения электротоком. Технические и организационные меры защиты от поражения электротоком. Первая помощь пострадавшим при поражении электрическим током. |
2 |
2 |
|
2
|
Электроэнергетические системы. Электрические станции: типы станций, доля выработки на них электроэнергии, структурные электрические схемы станций. Электрические сети, распределение электрической энергии. |
2 |
||
|
|
Самостоятельная работа по теме №6: Общие сведения об электрических машинах и трансформаторах. Электропривод. |
|
|
Итоговое занятие: Дифференцированный зачёт. |
2 |
|
||
Всего аудиторной учебной нагрузки: |
24 |
|
||
Самостоятельная (внеаудиторная) работа: работа со справочной
литературой, определение рабочих параметров электронных при- Тема №1: Электрические цепи постоянного тока. Тема №2: Электрические цепи переменного тока Тема №3: Электроизмерительные приборы и электрические измерения. Тема №4: Резонанс напряжений и токов. Электромагнетизм. Тема №5: Трехфазные цепи переменного тока. Тема №6: Общие сведения об электрических машинах и трансформаторах. Электропривод. |
12 |
3 |
||
ВСЕГО: |
36 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Электротехнического оборудования».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект учебно-наглядных пособий;
- плакаты, стенды.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шикарзянов Ф.Н. «Электротехника»: М.: Издательский центр «Академия»,2008,
2. Катаенко Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010.
Дополнительные источники:
1. Пряшников В.А. «Электротехника в примерах и задачах»(+СД), С-Пб, «Корона»,2006.
2. Гальперин М.Ф. «Электротехника и электроника», М, Форум,2007.
3. Ярочкина Г.В.,Володарская А.А. «Рабочая тетрадь по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.
4. Прошин В.М. «Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.
5. Прошин В.М. «Лабораторно – практические работы по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.
INTERNET-РЕСУРСЫ.
- http://www.college.ru/enportal/physics/content/chapter4/section/paragraph8/the
ory.html (Сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока»)
- http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника»)
- http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/ (Сайт содержит электронный справочник по направлению "Электротехника, электромеханика и электротехнологии").
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
У.1 читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы; |
Устный опрос на теоретических занятиях |
У.2 рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей; |
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях |
У.3 использовать в работе электроизмерительные приборы; |
Проведение практической работы, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях |
Знания: |
|
З.1 Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников |
Устный опрос на теоретических занятиях, проведение зачёта. |
З.2 Методы расчёта и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей |
Проведение практической и контрольной работ, анализ и оценка результатов. Устный опрос на теоретических занятиях. ДЗ. |
З.3 Свойства постоянного и переменного электрического тока |
Устный опрос на теоретических занятиях. Дифференцированный зачёт (ДЗ). |
З.4 Принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока |
Устный опрос на теоретических занятиях. Дифференцированный зачёт. |
З.5 Принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока |
Устный опрос на теоретических занятиях. Дифференцированный зачёт. |
|
|
З.6 Электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр) их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь |
Устный опрос на теоретических занятиях. Дифференцированный зачёт. |
З.7 Свойства магнитного поля |
Устный опрос на теоретических занятиях. Дифференцированный зачёт. |
З.8 Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия |
Устный опрос на теоретических занятиях. Дифференцированный зачёт. |
З.9 Правила пуска, остановки электродвигателей на эксплуатируемом оборудовании |
Устный опрос на теоретических занятиях. Дифференцированный зачёт. |
З.10Аппаратуру защиты электродвигателей |
Устный опрос на теоретических занятиях. Дифференцированный зачёт. |
З.11 Методы защиты от короткого замыкания, заземление, зануление |
Устный опрос на теоретических занятиях. Дифференцированный зачёт. |
4.1 Шкала оценки образовательных достижений
За правильный ответ на вопросы или выполнение практической работы выставляется положительная оценка – 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы или невыполнение практической работы выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Процент результативности (правильных ответов) |
Оценка уровня подготовки |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
90 ÷ 100 |
5 |
отлично |
80 ÷ 89 |
4 |
хорошо |
70 ÷ 79 |
3 |
удовлетворительно |
менее 70 |
2 |
неудовлетворительно |
5. Дополнения и изменения в рабочую программу дисциплины .
Лист регистрации дополнений и изменений в рабочей программе учебной дисциплины ОП.03 Основы электротехники по профессии/специальности 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)).
№ изменения |
Номера изменённых/заменённых |
№ протокола /подпись МК |
Дата ввода изменений |
|
страниц |
пунктов |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.