Открытый урок окружающего мира в 4 классе
Подготовила и провела: учитель начальных классов Абдурахманова К.Н.
сентябрь 2019
Цели: знакомство с планетами Солнечной системы; формирование представления о том, отчего на Земле происходит смена дня и ночи, времен года.
Задачи:
- познакомить с представлениями учащихся о планетах Солнечной системы;
– развивать пространственное воображение, абстрактное мышление;
– воспитывать познавательный интерес.
Планируемые образовательные результаты.
Планируемые результаты:
Формируемые УУД: познавательные — читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия; коммуникативные — высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления; личностные — проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, оказывать помощь.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска; презентация «Земля – планета Солнечной системы»; учебник «Окружающий мир»; рабочая тетрадь;
портреты Галилео Галилея, Николая Коперника.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в космос –
Чудеса посмотреть.
2. Актуализация знаний
- А вы знаете как Земля движется в космосе? (Она движется вокруг Солнца по заданному маршруту.)
- Умницы! Я рада приветствовать вас на борту космического корабля «Земля»!
-Откройте свои бортовые журналы и запишите тему нашего путешествия: «Планеты солнечной системы» (слайд)
- Чтобы запустить в работу главный компьютер корабля, надо ввести пароль. Вспомните кодовые знаки:
- ДА - НЕТ - НЕ ЗНАЮ
- Обозначьте кодовым знаком каждое моё высказывание, согласившись со мной или не согласившись:
- Земля – это одна из планет Солнечной системы.
- Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый газовый шар.
- Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
-Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
- Земля движется вокруг Солнца.
- Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.
- Обменяйтесь бортжурналами. Вводим пароль. (слайд)
- Кто не допустил ошибок, тот имеет право на пять баллов.
- Предлагаю штурманам проложить маршрут, разгадав этот кроссворд. (слайд )
Вопросы к кроссворду:
1 Сторона света и название космического корабля.
2 Куда уходит Солнце вечером? На…..
3 Ближайшая к нам звезда.
4 Вселенная – это ….. с точки зрения астронома.
5 Высокообразованный человек, имеющий научную степень.
6 Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром – нет ничего.
Ответы:1 Восток. 2 Запад. 3 Солнце. 4 Мир. 5 Ученый. 6 Звезды.
Ключевое слово: ВПЕРЁД. (смотрим слайд)
- Компьютер к работе готов, маршрут проложен. Вперёд, к загадочным и далёким планетам Солнечной системы!
3. Открытие нового знания
1. Работа в группах
На карточке записана мнемофраза. Ваша задача - найти ответ на вопрос: как эта фраза связана с темой урока?
Медведь Выходит За Малиной — Юннат Сумел Удрать Низиной.
(Обсуждение в группах. Выслушать высказывания представителей каждой группы.)
Каков правильный ответ? (По первым буквам данной фразы можно узнать названия планет, расположенных в порядке их удаления от Солнца.)
Сообщения учащихся
Солнце образует центр нашей системы. Вокруг него вращаются 8 планет. 4 небольшие планеты, расположенные ближе всех к солнцу, — Меркурий, Венера, Земля, Марс — имеют твердую поверхность. Остальные 4 планеты — Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун -
являются газовыми.
Давайте поближе познакомимся с планетами, о них расскажут ваши товарищи.
Меркурий. Ближайшей к Солнцу планетой является Меркурий. Планета получила свое название в честь древнеримского бога торговли. Это самая быстрая планета. Она обращается вокруг Солнца за 88 дней. Днем на Меркурии жара, а ночью — ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.
Венера. Вторая от Солнца планета Венера носит имя древнеримской богини любви и красоты. Выглядит на небе как очень яркая звезда, ее ещё называют «утренней звездой». Она может сиять серебристым светом. Размером Венера схожа с Землей и также окружена толстым слоем облаков , но ее атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.
Земля. Наша планета из космоса кажется голубой. Такой цвет придают ей окружающая атмосфера и океаны, покрывающие более двух третей земной поверхности. Вода и кислород обеспечивают жизнь на Земле, где существует по меньшей мере полтора миллиона видов растений и животных. Земля образовалась примерно 4,6 млрд лет назад и имеет естественный спутник.
— Кто уже догадался, как называется естественный спутник Земли? (Луна.)
Луна. Ближайшую соседку Земли в космическом пространстве можно подробно рассмотреть в телескоп. Это небольшое космическое тело по диаметру в 4 раза меньше Земли, не имеет атмосферы, на нем не меняются погодные условия и нет жизни. На Луне уже побывал человек.
Марс. Четвертая от Солнца планета названа в честь древнеримского бога войны за свой красный цвет, напоминающий цвет крови. Поверхность планеты содержит большое количество железа, которое, окисляясь, дает красный цвет. Марс меньше Земли, но у него есть два спутника — Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас — так звали сыновей бога войны). Ночью температура на Марсе опускается до —85 "С.
Мы с вами познакомились с четырьмя планетами, включая Землю, — их называют каменными планетами, или планетами земной группы.
Юпитер. Следующая от Солнца планета Юпитер — самая большая в Солнечной системе. Она названа в честь самого главного древнеримского бога Юпитера. Состоит главным образом из различных газов. Юпитер имеет непрозрачную атмосферу и 16 спутников, в его атмосфере постоянно бушуют мощные ураганы.
Сатурн. Шестая планета Солнечной системы Сатурн — вторая по величине после Юпитера. Она названа в честь древнеримского бога земледелия (позднее — бог времени). Сатурн окружен множеством ярких колец, состоящих из обломков льда и камней.
Уран. Седьмая планета Солнечной системы названа в честь древнегреческого бога неба. Планета состоит из маленького каменного ядра и замерзших газов.
Нептун. Планета носит имя древнеримского бога морей. Она мерцает голубоватым светом, напоминающим блеск воды. Температура на поверхности Нептуна составляет —200 "С.
Мы познакомились с остальными планетами Солнечной системы. Их называют газовыми планетами из-за их состава.
— Что вы теперь можете сказать о планетах Солнечной системы? Назовите их сходства и различия. (Все планеты вращаются вокруг Солнца, имеют круглую форму. Они различаются по величине и находятся на разном расстоянии от Солнца.)
4. Первичное закрепление
Выполнение заданий в рабочей тетради
— Используя текст учебника, выполним задание 2 на с. 8 рабочей тетради.
(Ученики выполняют задание.)
5. Физкультминутка
Это стихотворение поможет запомнить названия планет Солнечной системы и их расположение относительно Солнца.
(Дети строят живую модель Солнечной системы. Они называются именами планет, а кто-то - Солнцем и двигаются по своим орбитам, чтобы не нарушалось расположение планет.)
Вокруг Солнца планеты танцуют, как дети:
Меркурий всех ближе к светилу идет,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
За ней повстречаем мы Землю вместе с Луной,
А огненный Марс кружит вслед за Землей.
За ними - Юпитер, из всех великан,
А дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Вдали так малы и едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы —
Уран и Нептун в пространстве плывут
И в свой хоровод Плутон не берут.
6. Итог урока
- обобщение
1 Что изучали на уроке?
2 Чему новому научились на уроке?
3 Назовите планеты Солнечной системы.
4 Какой естественный спутник есть у Земли?
5Какой мы можем сделать вывод по теме нашего урока? (смотрим слайд)
7. Рефлексия
1 Какие задания понравились больше всего? Почему?
2 Что не получилось выполнить с первого раза? Почему?
3 Какие задания вызвали затруднения? Почему?
4 Какое настроение в конце урока?
8. Выставление оценок
9. Домашнее задание (слайд)
Ø прочитать и пересказать параграф;
Ø нарисовать планеты Солнечной системы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.