Урок окружающего мира по теме: "Лес- кладовая здоровья", 2 класс
Оценка 5

Урок окружающего мира по теме: "Лес- кладовая здоровья", 2 класс

Оценка 5
docx
окружающий мир
2 кл
25.02.2020
Урок окружающего мира по теме: "Лес- кладовая здоровья", 2 класс
Урок окружающего мира с использованием здоровьесберегающих технологий
лес кладовая здоровья.docx

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

1 блок – информационный

Тема урока:

Лес - кладовая здоровья.

Цель урока:

Создать  условия для формирования  представления о лесе как природной аптеке, многообразии лекарственных растений на всех ярусах леса и способах их применения человеком

Задачи урока:

 

Образовательные:

- формировать умение работать с новой информацией о лесе;

 -углубить и систематизировать полученную информацию;

 -классифицировать лекарственные растения; расширять словарный запас учащихся;

- формировать культуру здорового образа жизни.

Развивающие:

-содействовать развитию речи, развивать познавательную активность детей, наблюдательность, развивать память, внимание, образное мышление через решение учебных задач;

- продолжить формирование умений делать выводы ( работа с таблицами).

Воспитательные:

- воспитывать навыки уважения друг к другу при  общении;

-воспитать у учащихся осознанного отношения к природе как источнику здоровья человека.

 Планируемые результаты:

 

 

Предметные: научатся распознавать лекарственные растения, определять их свойства; проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке.

Познавательные: осуществляют смысловое чтение, используют знаково-символические средства для решения учебных задач.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие.

Образовательные технологии:

Технологии образовательного обучения, технологии сотрудничества, здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, обучение с учетом ведущих каналов восприятия информации, формирование мотивации, благоприятная психологическая атмосфера. динамические паузы, интерактивные упражнения для глаз),

Оборудование:

компьютер, колонки

Образовательные ресурсы:

наглядность; диски с эфирным маслом сосны

аудио запись «Звуки леса».

Организация пространства:

индивидуальная, фронтальная, парная и групповая.

Ход урока

Технология проведения этапов урока

Деятельность учителя

1.     Организация и мотивация к учебной деятельности

СЛАЙД 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 2

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 4

 Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты с помощью пальчиковой гимнастики и заодно поприветствуем друг друга!

Пальчиковая гимнастика -приветствие “Здравствуйте!” 

1.     желаю (соприкасаются большими пальцами);

2.     успеха (указательными);

3.     большого (средними);

4.     во всём (безымянными);

5.     и везде (мизинцами);

6.     Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи!

Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, зовут меня, Наталья Павловна.

 

Ребята, посмотрите на доске я прикрепила карточки с качествами человека:

внимательность, небрежность, решительность, лень, сосредоточенность, наблюдательность, активность.

 

Как вы думаете, какие качества пригодятся сегодня нам на уроке?

 

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

 

Ребята, мы  на уроке сегодня будем не просто повторять, но и  новое открывать, как вы думаете,  наш урок будет называться повторение, закрепление  или открытие новых знаний?

 

Давайте пожмем друг другу руки, так как открытие новых знаний предполагает сотрудничество, улыбнемся   еще раз друг другу и начнем урок с позитива.

(позитивный настрой)

 

Учитель акцентирует внимание на осанке обучающихся.

Вы, ребята, посмотрите: все ли правильно сидите.

Быть прямой должна спина, как гитарная струна

Ноги вы соедините, прямо голову держите.

Ну, а чтобы не устать , позу через время нужно поменять,

А минут так через тридцать походить не полениться.

II. Актуализация знаний.

 

 

 

СЛАЙД 5

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 7

 

 

 

 

СЛАЙД 8

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 9

 

 

СЛАЙД 10

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 11

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация.

На столах у вас лежат ватные диски. Это не просто вата, они пропитаны каким-то ароматом. Возьмите в руки диски, вдохните аромат, закройте глазки и послушайте аудио-запись.

 (звучит аудио запись «Звуки леса»)

 Где можно услышать эти звуки и почувствовать такой замечательный аромат?

Ребята, я не просто так дала вам возможность вдохнуть аромат леса, а точнее сосны, мы использовали с вами ароматерапию на уроке. А слышали ли вы когда-нибудь такое слово?

 Ароматерапия это ароматы, которые не только благоприятно влияют на психику и здоровье человека, но еще и создает уютную обстановку, то что и надо нам с вами на уроке.

Эфирное масло сосны благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние человека, повышает деятельность мозга, увеличивает концентрацию внимания и память. А еще масло сосны помогает расслабиться и быстро восстановить энергетические запасы после физических и умственных нагрузок.

Итак, мы с вами вдохнули аромат сосны, услышали звуки леса, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Да, тема нашего урока посвящена лесу.

Прочитайте начало предложения:

На доске - «Лес – это… »

Попробуйте  продолжить его.

 Все  варианты ответов верны, сегодня дополним ваши знания о лесе, но тема нашего урока звучит иначе.

 

К НАМ НА УРОК ПОЖАЛОВАЛИ ГОСТИ, ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ. Посмотрите какие они грустные. Вы догадались почему?

Кто придет на помощь?  

Да в сказке на помощь зверятам придет доктор Айболит, а к нам, когда мы болеем тоже приходит на помощь врач.

Что он нам пропишет?

У каждого дома, наверное, есть аптечка.

Учитель демонстрирует детям аптечку.

 У меня тоже есть аптечка. Что в ней может лежать?  (показывает детям).

Да, в аптечке лежат лекарства, которые могут помочь снять боль, помочь при температуре, при простуде и при других заболеваниях.

 А где мы берем эти лекарства?

 Правильно, в аптеке. Все это создано человеком.

А где возьмет доктор Айболит лекарства для своих больных, ведь в лесу нет аптек?

Лекарства в лесу растут. Лес – это настоящая кладовая здоровья. Вот об этом мы и будем говорить сегодня. (Тема на доске)

 -Как вы понимаете слово «кладовая»?

В словаре Ожегова написано, что кладовая – это помещение для хранения товаров, припасов, материалов.

IΙΙ. Совместное открытие знаний.

 

 

 

 

 

 

ВЫКЛЮЧАЕМ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

 

3.1. Лекари леса:

Здесь в зарослях лесных,

Где всё для сердца мило,

Где чистым воздухом так радостно дышать.

Есть в жителях лесных целительная сила.

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Лес – это кладовая, в которой живет множество растений - лекарей.

И мы сейчас отправимся в лес открывать его тайны.

Дидактическая игра «Прогулка по лесу»

Учитель предлагает детям прогуляться по лесу. К доске приглашаются обучающиеся (10 чел.), им выдаются карточки с названием и изображением деревьев:

Дуб-

Сосна(2)

Ель (2)-

Пихта-

Липа-

Осина-

Береза (2)-

Развитие креативного мышления:

Мы  идем по лесу (учитель с двумя детьми проходит между учащихся с табличками). По какому лесу мы гуляем?  (смешанный)

А сейчас я попрошу помощи у сидящих ребят за партами, вы у нас в сторонке от леса находитесь, далековато поэтому давайте с вами представим, что в руках у нас бинокли, поставим ручки к глазкам и посмотрим в даль. Там еще один лес есть. (Дети смотрят, учитель показывает картинку на которой сосна и ель)

Что увидели? А какие деревья? Может мне кто-то подскажет, какой лес мы видим? Да, лес в котором растут сосны и ели называется хвойным лесом.

А теперь возьмем бинокли и посмотрим еще раз. (картинка с дубом и березой).

Что увидели? А какие деревья? А такой лес называется …. Верно лиственный.

 

Спасибо сидящим ребятам за помощь, а теперь наши деревья разделитесь на хвойные и лиственные. Лиственный лес направо, хвойный налево. (макеты деревьев: ель и дуб).

Молодцы, у вас здорово получилось.

(Обращаюсь к паре детей, которые гуляли со мной)

Найдите, в каком лесу растут березки и приведите их в центр.

 Вот вы попали в лес, в котором  растут преимущественно березы

Как такой лес называется? - это березовая роща или березняк.

А теперь березки отправятся к себе в лес, а к нам подойдут елочки.

И снова мы в лесу, в котором растут только ели, как мы его назовем?    ельник

А если в лесу растут одни сосны? (в центр выходят учащиеся с табличками «сосны») – это сосновый бор.

-Вот мы немного вспомнили, какие бывают леса. Идите все на свои места, спасибо всем за помощь.

- Мы  ВСЕ ВМЕСТЕ ПРОДОЛЖИМ ПРОГУЛКУ ПО ЛЕСУ.

Физминутка «В лесу»

Дети по лесу гуляли,                                  Ходьба на месте,       

За природой наблюдали.                           Повороты головой влево-право

Вверх на солнце посмотрели                         Встать на носки, руки через стороны

И их лучики согрели.                                 вверх и посмотреть вверх.

Чудеса у нас на свете                                 Присесть, руки на поясе.

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали                       Встать на носочках, руки на поясе,

Великанами мы стали.                               спина прямая, тянемся вверх.

Бабочки летали,                                         Бег на месте, плавно махая руками.

Крыльями звеня.              

А мы дружно хлопали,                                       Хлопки в ладоши,

И ногами топали.                                          Притопы на месте.

Хорошо мы отдохнули                                Дети присаживаются на свои места

И обратно в класс вернулись.                              

3.2. Задание

А сейчас вспомним еще раз о деревьях леса.

- О каком дереве пойдет речь,  узнаете, отгадав  ребус.

Составьте  слово, в котором буквы находятся в таком порядке:

Насос   -

45123      12345

Ответ: СОСНА. Возьмите карточку , на которой вы видите сосну. Прочитайте текст на карточке.

Сосна – не только очень красивое, но и полезное дерево. Её листья похожи на иголки и называются хвоей. Хвоя сосны целебна. В сосновом лесу легко дышится, воздух там чистый и приятный. Отвар хвои лечит зубы и дёсны.

- Что нового вы узнали?

-Как вы считаете, является ли сосна лекарственным растением?

Можно ли ее положить к нам в аптечку?

Учитель кладет картинку с изображением сосны в аптечку

-Назовите дерево символ России (береза)

-А теперь посмотрите у себя на столе на карточки и найдите информацию про березу.

- Прочитайте какими лечебными свойствами обладает береза?

Читают :

В народе о березке говорят: «Спасительница». После лесных пожаров именно березки вырастают первыми, а потом под их защитой подрастают молодые ёлочки. Так постепенно восстанавливается сгоревший лес. И для человека березка приносит много пользы.  Её листья убивают болезнетворные бактерии, укрепляет организм.

Значит береза – это лекарственное дерево?

Можно ли ее положить к нам в аптечку? (да)

Учитель кладет картинку с изображением березы в аптечку

- О каком дереве можно сказать:

        Пушинки свои распустила

        Запахом липовым пчел приманила? ЛИПА

-Прочитаем с карточки на столе, какую пользу для здоровья приносит дерево – липа.

Липа. Польза липы для здоровья человека настолько сильна, что применяется для лечения самых разнообразных заболеваний. Используются листья, почки и цветки растения. При простудах используется липовый чай и липовый мёд.

- Значит липа – это лекарственное дерево?

Можно ли ее положить к нам в аптечку? (да)

Учитель кладет картинку с изображением липы в аптечку

А ВЫ ЗНАЕТЕ, МЫ ЖИВЕМ С ВАМИ В ШОЛОХОВСКОМ РАЙОНЕ, ЭТО САМЫЙ ЛЕСИСТЫЙ РАЙОН РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ. ЛЕС ЗДЕСЬ ЗАНИМАЕТ 30000 ГА. В ЛЕСАХ НАШЕГО РАЙОНА НАСЧИТЫВАЕТСЯ БОЛЕЕ 600 ВИДОВ РАСТЕНИЙ И СРЕДИ НИХ ОЧЕНЬ МНОГО ЛЕКАРСТВЕННЫХ.

 

3.3. Ребята, но в лесу же растут не только деревья. Есть еще и кустарники.

Найдите на столе карточки с описанием кустарников.

На карточке информация

- Растение, за его красивые цветы называют «дикой розой». Витамина С в нем в несколько раз больше, чем в лимоне и апельсине (шиповник).

 

- Растет по опушкам леса, вырубкам, берегам рек. Плоды горькие, но теряют свою горечь после заморозков. Из ягод делают сироп, который применяют при повышенном давлении, проблемах с работой сердца и почек (калина).

 

- МАЛИНА

 

- Сделаем вывод. Среди кустарников тоже есть полезные растения.

 Кто запомнил, какие растения мы можем с вами еще положить в аптечку? (шиповник, калина, МАЛИНА).

НА ДОНУ ИЗ КУСТАРНИКОВ РАСПРОСТРАНЕНЫ КРУШИНА, ТЕРЕН, ЕЖЕВИКА, БОЯРЫШНИК И ДРУГИЕ. И ИХ ТОЖЕ МОЖНО ОТНЕСТИ К ЛЕКАРСТВЕННЫМ РАСТЕНИЯМ.

3.4. А самые низкие растения леса это?

 Это травы.

Задание. Обучающимся нужно собрать пазлы и отгадать лекарственное растение, далее найти это растение на карточке и прочитать о его свойствах. (подорожнике, одуванчик, ромашка, крапива, лопух).

Работа в четверках (Собирают пазлы) самостоятельно. Учитель контролирует и если нужно помогает.

- Чем полезны эти растения?  (Ответы)

САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ ТИП РАСТИТЕЛЬНОСТИ У НАС НА ДОНУ ЭТО ТРАВЫ. ЗДЕСЬ РАСТУТ ЕЩЕ  НАПРИМЕР, ЛАНДЫШ, ЧАБРЕЦ, ПОЛЫНЬ, ДУШИЦА, ЗВЕРОБОЙ И ДРУГИЕ.

Учитель кладет картинки с изображением в аптечку.

- Посмотрите, какая аптечка у нас получилась? (Вынимает карточками с изображением растений и выносит их на доску)

-Значит можно лечиться не только таблетками?

(но и лекарственными растениями, травами)

Лес – можно назвать аптекой?

Физминутка ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ.

Звучит название растения, если дерево – руки вверх, кустарник – руки вперёд, трава – приседаем.

 

Ребята, а вы знаете, что лечение травами это одна из древних медицинских наук ФИТОТЕРАПИЯ, это греческое слово, а в переводе на русский язык означает лечение травами. Растения обладают огромной силой, которую могут передать нам. Эта сила у нас под ногами и надо правильно ею воспользоваться

 

IV. Самостоятельное применение знаний.

 

Фитотерапия — это древняя наука,  людей, которые собирают растения называют ТРАВНИКИ.

Давайте мы с вами поиграем в игру «Лесная аптека».

Роли: 1 группа   - фармацевт  и 2 группа - больные.

Больные называют что у них болит, а фармацевты говорят, чем это можно вылечить.

Например: у меня  бородавки – чистотел

                   У меня  перхоть – крапива и т.д.

(детям даются карточки с лекарственными травами и с болезнью)

Скажем спасибо нашим травникам, они помогли нам избавиться от болезней.

 

Если лес дает нам здоровье, то как надо относиться ко всему, что есть в лесу? (бережно)

Мы с вами живем в 21 веке, одной из проблем которого является охрана окружающей среды, она касается и охраны лекарственных растений. Нерациональная, бессистемная их заготовка привели к уменьшению запасов лекарственных растений.  Давайте вместе поможем им выжить! Будем бережно относиться к тому, что дарит нам природа.

V. Итог урока.

 

 

- Что нового узнали на уроке?

- Понравилось ли работать на уроке?

- Для чего нужно беречь лес?

-Можно ли поставить между словом ЛЕС и ЗДОРОВЬЕ знак равно?

 - Сохраняя лес, мы продлеваем своё здоровье. Вот и подходит к завершению наш урок. Мне остается пожелать вам здоровья. А, чтобы быть  здоровыми немалую роль играют и витамины, которые есть в плодах наших растений.  В лесах Шолоховского района можно встретить и плодовые деревья груши, яблоки. Я хочу вас угостить яблочками.

Рефлексия

 

                 

Нам пора уже прощаться,

Каждый должен постараться

Подвести сейчас итог-

Что я сделал за урок?

Вот подсказка со словами,

Об итогах скажем сами.

Оцените свою работу.

Сейчас на улице зима, поэтому я предлагаю вам, ребята, кому понравился урок и было все понятно, подойти к дубу и приклеить снежинку с поднятым пальчиком вверх. А кто недоволен уроком или что -то не понял – приклеит недовольную снежинку.

Спасибо за урок.

 


 

Предмет: Окружающий мир Класс: 2 класс

Предмет: Окружающий мир Класс: 2 класс

Ход урока Технология проведения этапов урока

Ход урока Технология проведения этапов урока

СЛАЙД 4 Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев

СЛАЙД 4 Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев

СЛАЙД 9 СЛАЙД 10

СЛАЙД 9 СЛАЙД 10

Там еще один лес есть. (Дети смотрят, учитель показывает картинку на которой сосна и ель)

Там еще один лес есть. (Дети смотрят, учитель показывает картинку на которой сосна и ель)

Крыльями звеня.

Крыльями звеня.

Липа. Польза липы для здоровья человека настолько сильна, что применяется для лечения самых разнообразных заболеваний

Липа. Польза липы для здоровья человека настолько сильна, что применяется для лечения самых разнообразных заболеваний

Работа в четверках (Собирают пазлы) самостоятельно

Работа в четверках (Собирают пазлы) самостоятельно

V . Итог урока. -

V . Итог урока. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2020