МКОУ "Гимназия №5 им. А.А.Алиева»
Конспект открытого урока окружающего мира
Тема: «В школе»
(2 класс)
Подготовила: учитель начальных классов
Абакарова Аминат Магомедхановна
Цели: обсудить, что думают учащиеся о жизни школы, класса, о роли школы в своей жизни; совместно решить, какие правила поведения следует соблюдать в школе и почему.
Планируемые результаты: учащиеся осознают себя членами классного коллектива; научатся обсуждать вопрос о культуре общения в школе; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе; делать выводы из изученного материала.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: у учащихся — цветные фишки, учебник «Окружающий мир» 2 класс Плешаков А. А. , рабочая тетрадь к учебнику.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нем,
Там пишут и читают,
Рисуют и считают. (Школа.)
— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О школе.)
— Прочитайте тему урока на с. 48 учебника. (В школе.)
— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)
— Прочитайте задачи урока в учебнике.
III. Работа по теме урока
— Какие правила поведения в школе вы уже выполняете?
— Как надо правильно сидеть за партой?
— Когда ученику надо встать на уроке?
— Когда можно сесть?
— Как надо поступить, если хочешь ответить?
— Как вы ведете себя на уроке?
— А какие правила вы знаете, но выполняете не всегда?
— Расскажите, что вы знаете о своей школе. (Ответы детей.)
— Прочитайте рассказ Ф. Кривина «Здание и знание» на с. 48-49 учебника. Ответьте на вопросы после текста.
(Вопросы можно распределить между группами. Каждая группа обсуждает один вопрос и отвечает на него, остальные дополняют. Можно каждому ряду дать по одному вопросу.)
а) Предлагаю вам игру «И я». Если я назову правильный поступок, скажите «И я». Если неправильный - молчите. Готовы?
-я в школу прихожу аккуратно одетой;
-я все школьные вещи содержу в порядке;
-я в школу прихожу вовремя;
-я, войдя в школу, толкаюсь, спешу опередить всех;
-я всегда здороваюсь, когда вхожу в класс;
-я никогда не здороваюсь со взрослыми в школе
-я всегда здороваюсь со взрослыми при встрече;
-я всегда благодарю за помощь;
-я всегда отнимаю игрушку у товарища;
-я всегда перебиваю говорящего;
-я всегда навожу порядок на столе;
-я всегда помогаю товарищу;
-я всегда ябедничаю;
-я бегаю по коридору сломя голову.
Я вижу, что вы знаете правила поведения в школе.
б) Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое прочитает . Какое правило поведения не знали одноклассники Саши?
(С.Я.Маршак «Четыре глаза»).
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем
Тебе четыре глаза?»
Заплакал Саша от стыда.
Уткнулся носом в стену.
«Нет,- говорит он,- никогда
Очков я не надену!»
Но мать утешила его:
«Очки носить не стыдно.
Все надо делать для того,
Чтоб было лучше видно!
Над теми, кто надел очки,
Смеются только дурачки!»
Спасибо.
Какое же правило не знают ребята?
-Воспитанный человек никогда не станет сам и не позволит окружающим унижать и оскорблять товарища, особенно тех, кто чем-то отличается от остальных.
4. Правила поведения на уроке.
Вы научились хорошо выполнять правила поведения в школе. Давайте вспомним правила поведения на уроке.
а) Ситуация. Послушайте задачу и решите:
«Случилось так, что Галя опоздала в школу. Подходит к двери класса и слышит, что урок уже начался».
-Как должна поступить Галя в данном случае?
б) Сейчас ребята вам напомнят правила поведения на уроке, изученные в 1 классе.
-Если ты опоздал на урок и заходишь в класс после звонка, спроси разрешение учителя.
-Вставайте дружно всякий раз, когда учитель входит в класс.
-На уроке будь старательным, будь спокойным и внимательным.
Все пиши, не отставая, слушай, не перебивая.
-Парта - это не кровать, и нельзя на ней лежать.
Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
-Учитель спросит - надо встать, когда он сесть позволит - сядь.
Ответить хочешь - не шуми, а только руку подними
-Если друг стал отвечать, не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу - подними спокойно руку. Не забывайте эти правила.
IV. Физкультминутка
Мы входим с вами в лес.
(Шаги на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!
(Руки в стороны.)
Посмотрели вправо, влево,
(Наклоны вправо и влево.)
Наклонились и присели,
(Наклон вниз, приседание.)
Заниматься тихо сели.
(Сесть за парту.)
6. Правила поведения в общественных местах
Ребята, только ли в помещении класса вы находитесь в школе?
Где вы еще бываете? (библиотека, столовая)
Вы знаете, как вести себя в столовой и библиотеке?
а) Ситуация «В столовой».
Послушайте такую ситуацию:
«Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.»
Что вы скажете о поведении Вити в столовой?
Объясните, как нужно обращаться с хлебом.
Можно ли сказать, что Витя пошутил?
б) А сейчас давайте попробуем изложить правила поведения в столовой так: я буду называть начало, а вы закончите:
-В столовой есть закон такой (Руки мой перед едой)
-Очень пища хороша (Кушай пищу не спеша)
-Если будешь все съедать (Шанс учиться есть на пять)
-Ты поел? Чиста тарелка? (Отнеси ее скорей-ка)
-Уходя, скажи спасибо (Тем, кто стол накрыл красиво)
Молодцы.
в) Звенит звонок.
Перемена, перемена. Заливается звонок
Перемена нужна всем: и детям, и учителю.
-Что же такое перемена?
-Для чего она нужна?
-Чем может заниматься ученик во время перемены?
1)Учебник. с. 51. Об одной школьной перемене самостоятельно прочитайте стихотворение
Еще раз стихотворение прочитает __________.
-Как вы думаете, что увидел муравей в школе?
-За что он сравнил ее с переменой?
2) К чему могут привести игры и шалости на переменах.
Все эти примеры из школьной жизни врачебной практики.
-Саша, шутя, поставил товарищу подножку, тот упал. В результате перелом руки.
-Два друга играли в наездника и седока. Теперь у того, кто был лошадью, тяжелая травма плечевого сустава.
-Коля просто хотел привлечь внимание девочки. Казалось, что удар был несильный. А у нее оказалось сотрясение мозга, ей придется пролежать в больнице около месяца.
-Сережа вытирал классную доску. Кто-то из ребят его окликнул. Он обернулся. В тот же момент его что-то ударило по глазу. Оказалось, что его одноклассники стреляли из рогатки.
-Федя толкнул Мишу несильно, но рядом была стеклянная дверь. Шалость закончилась порезами.
-Конечно, редко встретишь ребенка, который специально хочет нанести травму своему товарищу. Чаще всего после неприятностей слышишь: «Я нечаянно...», «Я случайно...», «Я просто пошутил...».
Поэтому мы с вами говорим о том, как можно и нужно общаться в школе друг с другом.
- Давайте прочитаем правила поведения на перемене с доски и запомним их.
-Выходить на перемену можно лишь после того, как разрешит учитель.
-На переменах в классе остаются только дежурные. Они вытирают доску, проветривают помещение и выполняют различные распоряжения учителя. После работы дежурные моют руки.
-В коридоре нельзя бегать и кричать.
-Во время перемены можно играть в спокойные игры.
-Если в дверях встретился взрослый (учитель, родитель, нянечка), уступи ему дорогу. Если рядом с тобой идет девочка, пропусти ее вперед.
-В перемену нужно не забывать зайти в туалетную комнату. Чтобы не отпрашиваться с урока. После посещения туалета надо вымыть руки.
муниципального района. Нарушающих эти законы ждет наказание.
7. Закрепление. УСТАВ.
Ребята, мы сегодня говорим о правилах поведения в школе.
Есть такой документ. Называется Устав. Это основной документ, где расписаны права и обязанности учащихся, всех работников школы и родителей. Он утвержден исполкомом
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Игра «Доскажи словечко»
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и... (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай, ... (не перебивая)
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все... (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку... (поднимать).
На математике считают,
На перемене... (отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай: ты не... (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши... (перебивать).
А помочь захочешь другу —
Подними спокойно... (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты... (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда... (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не... (кричи).
(Затем учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 51, в рамке).)
— Оцените свои достижения на уроке.
(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.