Урок окружающего мира. Тема: "В царстве грибов"
Оценка 4.8

Урок окружающего мира. Тема: "В царстве грибов"

Оценка 4.8
docx
22.11.2022
Урок окружающего мира. Тема: "В царстве грибов"
Окружающий мир. 3 класс. В царстве грибов.docx

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И. А. Куратова»

 

 

Технологическая карта

пробного урока по окружающему миру

на тему «В царстве грибов»

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Кутькина Ирина Ивановна

МАОУ СОШ №__, класс 3, каб. № ___

Дата проведения занятия: _____________

Смена __ Номер урока _________

Начало урока ________________________

ФИО учителя школы:

____________________________

ФИО преподавателя-консультанта:

Фотиева Светлана Владимировна

Допущена к проведению урока:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

_____________________ дата _______

                                                                                          (Подпись учителя)                                                                     

Цель: Содержательная: сформировать знания о царстве грибов;

Деятельностная: создать условия для развития УУД.

Личностные:

·    развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

·    умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ, понимая личную ответственность за результат;

Предметные:

·    осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

·    освоение доступных способов изучения природы (запись)

·    навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Метапредметные:

А) Познавательные:

·    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

·    развитие умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения заданий

·    развитие умения смыслового чтения текстов познавательного содержания в соответствии с поставленными целями и задачами

Б) Регулятивные:

·    умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

·    умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

В) Коммуникативные:

·    допускать существование различных точек зрения;

·    уважительно относиться к своим товарищам и учителю;

·    умение четко формулировать свои высказывания;

·    умение слышать и слушать друг друга;

Оборудование:

У учителя: презентация, карточки.

У учащихся: карточки, ручки, карандаши.

Образовательные ресурсы:

1.     Учебник по окружающему миру. А.А. Плешаков. – 3 класс. 1 часть. Электронный источник: https://uchebniki-rabochie-tetradi.com/knijka0995listat/num 0995.html#prettyPhoto

2.     Методические рекомендации. Окружающий мир. 3 класс. Электронный источник: https://cdn.catalog.prosv.ru/attachment/f9939401-b298-11e0-9fda-001018890642.pdf

3.     http://rodnaya-tropinka.ru/griby-v-skazkah-rasskazah-kartinkah-video-i-zadaniyah-dlya-detej/

4.     https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-okruzhayushemu-miru-v-3-klasse-tema-v-carstve-gribov-4552968.html

5.    https://infourok.ru/urok-po-okruzhayuschemu-miru-klass-tema-v-carstve-gribov-2427051.html

 

 

Этапы:

 

Деятельность учителя:

 

Деятельность ученика:

 

УУД

1. Организационный момент

 

1 мин

-Здравствуйте, дети! Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки. Садитесь.

Меня зовут Ирина Ивановна проведу с вами урок по окружающему миру.

 

– Проверим готовность к уроку: на парте у вас учебник, пенал, тетрадь

- приветствуют

 

Личностные:

· развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

· умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ, понимая личную ответственность за результат;

Метапредметные:

Коммуникативные:

·     уважительно относиться к своим товарищам и учителю;

·     умение слышать и слушать друг друга;

2. Актуализация опорных знаний и умений.

 

5 мин

- Представляю вашему вниманию послушать звуки.

- Что это за звуки?

- А что такое природа?

 

 

 

 

- Какая бывает природа?

- Чем отличается живая природа от неживой? 

 

 

- Проверим, как вы хорошо различаете группы живой природы. У вас на столах лежат картинки, совместно с соседом по парте разложите их на группы.

- На какие 2 группы вы их распределили?

 

- Как ученые договорились их называть?

 

- По какому общему признаку вы распределили растения к царству растений?

- Найдите карточку с признаками царства растений:

1. Имеют листья, стебли, корни, цветы плоды с семенами.

2. Питаются растворенными минеральными солями.

3. Умеют вырабатывать сахар и крахмал для питания.

4. Для хорошего роста нуждаются в тепле, влаге, освещении.

- Найдем карточку с характерными признаками для царства животных:

1. Имеют конечности или строение организма, способствующее передвижению.

2. Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.

3. Не могут вырабатывать питательные вещества сами.

4. Могут жить и развиваться в различных условиях.

 

- Какие картинки вы не отнесли к этим царствам?

- К какому царству вы отнесли грибы? Мнения разошлись?

- Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству.

 

 

- звуки природы

-  природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека

- живая и неживая

- Дышит, питается, растет, размножается и умирает

 

- раскладывают

 

- растения и животные

- царство растений, царство животных

- ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- ответы детей

Личностные:

·     развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

·     умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ, понимая личную ответственность за результат;

Предметные:

·     навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Метапредметные:

Познавательные:

·                     овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

·                     развитие умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения заданий

Б) Регулятивные:

·                     умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

·                     умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

·     допускать существование различных точек зрения;

·     уважительно относиться к своим товарищам и учителю;

·     умение четко формулировать свои высказывания;

·     умение слышать и слушать друг друга;

3. Постановка целей и задач урока.

 

2 мин

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

- Какую цель поставим перед собой?

 

- Что узнаем на уроке?

 

- царство грибов

- познакомиться с царством грибов

- что такое гриб, строение грибов, признаки, виды.

Личностные:

·   развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

·   умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ, понимая личную ответственность за результат;

Метапредметные:

В) Коммуникативные:

·     допускать существование различных точек зрения;

·     уважительно относиться к своим товарищам и учителю;

·     умение четко формулировать свои высказывания;

·     умение слышать и слушать друг друга;

4.  Открытие нового знания

 

20 мин

- Кто из вас собирал грибы в лесу? Какие грибы знаете?

- Отлично!

- На ваших партах есть карточка №1. Найдите ее. Что вы видите?

- Верно! В ходе нашего урока мы будем заполнять таблицу!

- Прочитайте пункты плана

 

План

Описание

1.Определение

Гриб – это

 

 

2. Строение

3. Питание

Мы узнали, что грибы питаются ______________ и ________________

 

4. Размножение

Грибы размножаются …

5. Виды грибов

Грибы бывают ________________ и ____________________

 

6. Применение, использование

 

 

 

7. Дополнительная

информация

 

 

 

- На партах у вас есть текст. Прочитайте и заполните таблицу краткой информацией.

О грибах

       Когда мы собираем и едим грибы, то думаем, что это сам гриб. На самом деле, это вовсе не так! Это лишь плодовое тело гриба. А основная часть гриба — это грибница!

       Грибница состоит из белых тонких ниточек, в земле покрывают весь верхний слой почвы. На этих ниточках образуются маленьких клубеньки. Эти клубеньки растут, вылезают из земли и превращаются в известные и любимые нами грибы!

      Грибница может жить и давать грибы много-много лет, если ее не повредит человек.  Грибница высыхает и погибает от солнечных лучей, если она не защищена или повреждена человеком. Поэтому, когда мы собираем грибы, надо грибницу беречь: гриб осторожно взять, а это место в земле легонько прикрыть мхом или листвой, чтобы сохранить грибницу. И чтобы позже на этом же месте вырос новый гриб. Грибница очень — очень большая и занимает много метров вокруг маленького грибка. Размер грибницы примерно с размером детской площадки во дворе!

      А из чего состоит плодовое тело гриба, которое мы собираем в лесу? У гриба всегда есть шляпка и ножка.

     Новые грибы растут из грибницы. Но у грибов есть еще один секрет роста. Вырастая, гриб образует споры.

Споры — это очень — очень мелкие как пыль частички — пылинки. Ветер их разносит очень — очень далеко. Там они падают на землю, прорастают и дают начало новой грибнице, а из нее появятся скоро новые грибы.

      Некоторые грибы добывают пищу из остатков растений и животных, находящихся в пне или в почве, или получают её с помощью корней деревьев. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев. Так грибы и деревья вместе добывают питание. Деревья дают грибам питательные вещества, сахар, а грибы помогают корням всасывать воду с растворёнными в ней минеральными солями.

- Проверяем, прочтите что записали в левый столбик.

- Ребята! Сейчас послушайте внимательно рассказ, и ответьте на вопрос, чем полезны грибы?

Грибы полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу:

— Грибы собирают и едят люди. Мы их солим, маринуем, варим из них грибной суп, печем пироги с грибами и делаем из них много других вкусных блюд.

— Грибы едят и животные. Питаются ими летом и собирают — запасают на зиму. Даже ядовитые для человека грибы могут быть полезны животным! Например, мухомор едят белки, слизни, сороки. А лось может проглотить целый мухомор целиком, и не один! Он так лечит себя. Для него мухомор — это лекарство.

— А еще — грибница нужна для жизни лесных деревьев, кустарников, трав и цветов. Грибы — настоящие друзья деревьев! Грибница срастается с тонкими корешками дерева в земле. В результате грибы получают от деревьев нужное им питание и полезные вещества, а деревья также получают от грибов полезные вещества для их питания. Благодаря грибам деревья лучше усваивают всё полезное из своей «пищи» и быстрее растут. Так грибы и деревья помогают друг другу всю жизнь! Они лучшие друзья и друг без друга жить не могут!

Например, мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям, а еще он украшает лес!

¾               Грибы помогают переработать остатки растений в лесу: разрушают пни, поваленные стволы деревьев, упавшие сучья. Это санитары леса, которые его чистят.

- Как используются грибы? Кратко запишем в 6 пункт плана.

 

 

- Какие пункты остались незаполненными?

 

- Попробуйте самостоятельно составить определение, на основе полученной информации.

- Слушаем друг друга!

- Хорошо!

- Послушайте интересные факты о грибах. Запишите 2-3 факта и название гриба.

1)                 Самым большим организмом во всем мире считается Медовый гриб. Его мицелий занимает площадь равную около 900 гектаров земли, а возраст достигает приблизительно 2500 лет.

2)                 В джунглях Амазонки растут грибы, споры которых поднимаются высоко вверх. Это создает эффект конденсации, в результате чего со временем начинает идти дождь. Так что можно смело сказать, что эти грибы влияют на погоду, изменяя ее по своему усмотрению.

3)                 Самыми дорогостоящими грибами являются трюфели. Его цена так высока, потому что гриб растет глубоко в земле и его трудно найти.

4)                 В средней полосе России обитает ходячий гриб – плазмодий. Этот гриб без ножки, похож на медузу. Передвигается переваливаясь с боку на бок. За пару суток он способен преодолеть расстояние около одного метра.

5)                 Пантерный мухомор и бледная поганка являются наиболее ядовитыми грибами. Одного такого гриба хватит для того, чтобы отравить сразу несколько человек. Кстати, никакая обработка, в том числе и паровая, не может уничтожить яд этих организмов. 

6)                У грибов, как и у людей, под воздействием солнечных лучей вырабатывается витамин D.

7)                Самым быстрорастущим грибом является Веселка обыкновенная. Скорость ее роста составляет 5 мм в час.

8)                Грибы-трутовики растут на поверхности деревьев и могут прожить более 70 лет.

9)                Некоторые виды грибов могут излучать свечение в ночное время суток.

10)             В темноте укажут путь. Если вы заблудились ночью в лесу между деревьями, вам помогут опята. Опенок растет на трухлявых пнях, а его грибница светится, правда, неярко, но заметно.

- Итак, у нас остался последний пункт виды грибов. С ними мы познакомимся на следующем уроке. Поэтому нашу таблицу мы будем пополнять информацией. Отложите таблицу на край парты. Она будет вашим помощником.

- ответы детей

 

- таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- выполнение работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- читают 1-2 ученика

- слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)    Пища для людей

2)    Пища для животных

3)    Лекарство

4)    Полезные вещества для питания деревьев

5)    Красота леса

6)    Санитары леса

 

- определение и виды, дополнительная информация

- отвечают 4-5 ученика

Личностные:

·                      развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

·                      умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ, понимая личную ответственность за результат;

Предметные:

·                      осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

·                      освоение доступных способов изучения природы (запись)

·                      навыки установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.

Метапредметные:

А) Познавательные:

·                      овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

·                      развитие умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения заданий

·                      развитие умения смыслового чтения текстов познавательного содержания в соответствии с поставленными целями и задачами

Б) Регулятивные:

·                      умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

·                      умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

В) Коммуникативные:

·     допускать существование различных точек зрения;

·                      уважительно относиться к своим товарищам и учителю;

·                      умение четко формулировать свои высказывания;

·                      умение слышать и слушать друг друга;

 

5. Закрепление нового знания

 

10 мин

Задание 1.

- Ребята! На ваших партах есть карточка №2.

- Вам необходимо заполнить кроссворд в паре. Затем мы его проверим.

- Проверим работу! По цепочке читаем по очереди, получившиеся ответы…

- Хорошо!

- Мы уже многое знаем о грибах, но мы так и не узнали правила сбора грибов.

Задание 2.

Это задание вы будете выполнять в группе (4 человека). На альбомном листе напишите не менее 3 пунктов. О правилах сбора грибов. Используйте нашу с Вами таблицу и обратите внимание на использование грибов.

- Откройте в учебнике страницу 115. Сверьтесь.

- Кто записал похожие правила?

- Кто записал другие правила?

- Прочтите.

 

 

- выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

- по цепочке

 

 

 

 

- составление правил

Личностные:

·                      умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ, понимая личную ответственность за результат;

Предметные:

·                      осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде

Метапредметные:

А) Познавательные:

·                      овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Б) Регулятивные:

·                      умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

В) Коммуникативные:

·     допускать существование различных точек зрения;

·     умение слышать и слушать друг друга;

6.  Рефлексия деятельности Подведение итогов урока

 

5 мин

- Ребята, Вы сегодня хорошо поработали!

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что же такое грибы?

- Чем они отличаются от растений и животных?

- Что узнали нового и интересного на уроке?

 

- Какую пользу приносят нам грибы?

- Как вы думаете, есть ли грибы, которые находится под охраной? Занесены в Красную книгу?

- Откройте страницу 113. Прочтите название грибов.

Раздаю 5 докладов про гриб.

Сделать краткий доклад. План:

- где растёт?

- почему в красной книге?

- описание

- съедобный или ядовитый?

- польза

- интересные факты (если есть)

- Остальным домашнее задание. Оформить правила сбора грибов (примерно 7-10 пунктов) на А4 и украсить.

 

Дополните предложения:

Я научился …

На уроке мне было интересно…

Я узнал …

Я не понял …

Хотел бы узнать …

- Положите листочки на край стола.

- Спасибо за урок, до свидания!

 

- о царстве грибов

- читают определение

 

- интересные факты, строение, виды

- лекарства, пища…

- есть такие

Личностные:

·                     умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ, понимая личную ответственность за результат;

Метапредметные:

А) Познавательные:

·                     развитие умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения заданий

В) Коммуникативные:

·     допускать существование различных точек зрения;

·     уважительно относиться к своим товарищам и учителю;

·     умение четко формулировать свои высказывания;

·     умение слышать и слушать друг друга;

 


 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Этапы : Деятельность учителя:

Этапы : Деятельность учителя:

Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству

Кто-то считает к растениям, кто-то к животным, а кто-то к отдельному царству

Дополнительная информация -

Дополнительная информация -

А лось может проглотить целый мухомор целиком, и не один!

А лось может проглотить целый мухомор целиком, и не один!

У грибов, как и у людей, под воздействием солнечных лучей вырабатывается витамин

У грибов, как и у людей, под воздействием солнечных лучей вырабатывается витамин

Ребята, Вы сегодня хорошо поработали! -

Ребята, Вы сегодня хорошо поработали! -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022