Урок окружающего мира "Труд крестьян"
Оценка 4.8

Урок окружающего мира "Труд крестьян"

Оценка 4.8
doc
08.10.2021
Урок окружающего мира "Труд крестьян"
урок ТРУД изменен2.doc

Тема урока:  Труд крестьян

Цель:  создание условий для освоения детьми новых понятий через анализ и синтез учебного материала.

Задачи: Расширить кругозор учащихся о жизни в деревне в прошлом. Сформировать представление о сельскохозяйственных работах крестьян.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование понятий крестьяне, орудия труда, разделение труда крестьян (мужской, женский, детский труд).

·         Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.

·         Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; стремиться их выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладевать способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников.

Познавательные УУД: практическая деятельность в паре, в группе, исследование жизни крестьян по плану; анализировать, обобщать и делать выводы; выявлять связь между трудом мужчин, женщин и детей.

Коммуникативные УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном решении учебной задачи, обсуждать в группах, разделение труда крестьян; развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновывать её, приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.
Личностные
• Развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
• Способствовать развитию умения работать в группе;
• Способствовать расширению словарного запаса детей.
Метапредметные
• Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• Обучать детей действиям сравнения, анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей, самостоятельно делать выводы, умение работать с наглядным материалом.
Предметные

• Систематизировать и расширять знания детей об истории России.

 

Оборудование:

старинные орудия труда, музейные экспонаты, компьютер, проектор, интерактивная доска.

                                      

 

I. Этап мотивации

Сколько нужного на свете
Люди делают вокруг:
Те плетут морские сети,
Те с рассветом косят луг,
Варят сталь, штурмуют космос,
За станком в цеху стоят,
Миллионы умных взрослых
Учат грамоте ребят.

-Ребята, я очень рада нашей встречи и надеюсь, что она принесёт не только приятные моменты общения, но и откроет что-то новое для вас и для меня.

- Дети, посмотрите, какие предметы я принесла на урок?  (рушник, молот, соломенная игрушка)

- Как вы думаете, что их объединяет?  (я думаю, что в течение  урока, мы сможем подтвердить, или опровергнуть ваши предположения)

- Ребята, а вы любите собирать пазлы?

- Чтобы составить пазл, вам необходимо разделиться на группы.

- Те, кому выпал зелёный цвет, сядет в первую группу, те, у кого голубой -  во вторую группу, а те, у кого желтый цвет -  в третью группу.

- Теперь посмотрите внимательно на слова, записанные на пазле.

- Постройте предложения из этих слов.

- Что у вас получилось?

Делу время - потехе час.

Поле пахать - не руками махать.

Без труда – не вынешь и рыбки из пруда.

Труд кормит, а лень портит.

Землю солнце красит, а человека труд.

Каков мастер, такова и работа.

- О чём эти пословицы?  (о труде)

- Правильно, значит, о чём будем говорить на уроке?   (о труде)

ТРУД (открываю на доске)

II.   Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- На столах у вас лежат большие листы. Соберите  пазл с иллюстрацией, наклейте его в центре листа.

- Что у вас получилось?    (крестьянин, крестьянка, дети)  Слайд

- Что объединяет эти иллюстрации? (одежда, жили до нас, время,  в котором они жили)

- Принадлежат ли эти люди современному обществу?

- А что  вы можете рассказать об этих людях?  ( Чем могли бы заниматься эти люди?)

- Дети,  я приглашаю вас посетить  выставку картин, чтобы ближе познакомиться с той эпохой.

- Перед вами картины известных художников:

- Как можно назвать,  одним словом этих людей? (Людей, которые жили в сёлах и деревнях и занимаются сельским хозяйством, называют крестьянами)

Давайте, заглянем в словарь Ожегова и узнаем подробное значение слова крестьянин.

(крестьянин – работа со словарём)  ОТВЕТЫ

Сельский жительзанимающийся возделыванием сельскохозяйственных  культур  и разведением  сельскохозяйственных  животных  как  своей основной  работой.

- Так о чём мы будем говорить на уроке? (о крестьянах и о том, чем они занимались)

- Озвучьте полную тему урока.

- Тема нашего урока: "Труд крестьян"

- Какую цель мы поставим перед собой? (узнать, чем занимались крестьяне)

 - Давайте, попробуем связать тему урока  с собранными пазлами.

(Крестьянский труд мужчин, крестьянский труд женщин и детей)

- Ключевым вопросом нашего урока, будет вопрос

 «СУЩЕСТВОВАЛО ЛИ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА?»

III. Целеполагание, постановка проблемы

- Где мы можем добыть новые знания? (В учебнике, словаре, энциклопедии,  в интернете, в журнале, т.е. информацию можно получать с разных источников).

- Ребята, а как вы думаете, люди, каких профессий занимаются историческими исследованиями?  (историки, археологи)

Что они делают?

·        Ведут исследования

·        Обмениваются результатами исследования

·        Пополняют знания новыми сведениями

·        Проверяют свои догадки.

 

Сегодня мы с вами будем в роли историков -  исследователей.

- Так что же будет предметом нашего исследования? (занятия крестьян: мужчин, женщин и детей)

IV. Поиск путей решения проблемы

 - Исследования вы будете проводить в группах.

- Чтобы группы работали успешно,  нам нужно соблюдать следующие правила. (СЛАЙД)

- На ваших столах находится всё необходимое для работы:

это листы,  тексты с информацией, иллюстрации, учебники, словари.

- Вы самостоятельно изучаете информацию по предложенному вам плану.

- Затем полученные данные вносите в лист – исследования.

- После то, как  вы поработаете с информацией, ваша группа-историков  должна будет защитить свой проект по предложенному плану.

Защита проекта - инфографика. Обобщения после выступления каждой группы.

ГРУППА

 (После выступления группы-мужчины)

Да, ребята труд крестьян действительно был очень тяжёлый.

И в подтверждении этого, я предлагаю вам посмотреть видеоролик.

(Видео-файл)

 

Логический вопрос «Что важнее лошадь или корова?»

 

ГРУППА

 (После выступления группы-женщины)

Дети, а сейчас я предлагаю вам решить математическую задачу, связанную с жизнью.

Итак, когда приходило время резать корову, семья на год была обеспечена мясом. Излишек мяса продавали, чтобы купить что-то нужное для хозяйства. Определите, пожалуйста, хватит ли семье из 10 человек 300 кг говядины, если в среднем в год 1 человек съедал 30 кг мяса. (да, 300-30*10).

 

ГРУППА

 (После выступления группы-дети)

Вы знаете, ребята Николай Некрасов очень сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть прекрасное  стихотворение, которое он  посвятил крестьянским детям. Оно так и называется "Крестьянские дети. Послушайте один из отрывков.

Отрывок «Крестьянские дети» (аудио)

V. Решение проблемы

Человек, по мнению русских крестьян, может только тогда хорошо и с радостью выполнять тяжёлую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла в его плоть и кровь с раннего детства. Как вы понимаете эти слова?

 

Ну а сейчас, я предлагаю вам вернуться к вопросу урока.

Существовало ли разделение труда?

(ИНТЕРАКТИВНАЯ доска) СХЕМА

Экскурсия в мини-музей

- Дети, я вас приглашаю в мини музей, где вы познакомитесь с предметами быта крестьян.

- Для чего использовались эти предметы?

 

Объяснение домашнего задания

- Ребята, вам понравилось быть исследователями?

- Замечательно, тогда я вам  предлагаю   дома продолжить творческо-исследовательскую деятельность.

Сочините рассказ о жизни крестьян того времени, используя полученные знания на уроке:

– от имени крестьянина;

– от имени ребенка;

– от имени крестьянки.

 

Оценивание

Учащиеся самостоятельно оценивают работу (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

 

 

Рефлексия учебной деятельности

- Ребята, какие предметы были у нас в начале урока.

- Как они связаны с вашими исследованиями и наблюдениями.

 


Тема урока: Труд крестьян

Тема урока: Труд крестьян

Дети, посмотрите, какие предметы я принесла на урок? (рушник, молот, соломенная игрушка) -

Дети, посмотрите, какие предметы я принесла на урок? (рушник, молот, соломенная игрушка) -

Ключевым вопросом нашего урока, будет вопрос «СУЩЕСТВОВАЛО

Ключевым вопросом нашего урока, будет вопрос «СУЩЕСТВОВАЛО

Вы знаете, ребята Николай Некрасов очень сочувствовал тяжёлой жизни крестьян

Вы знаете, ребята Николай Некрасов очень сочувствовал тяжёлой жизни крестьян
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2021