Тема урока: Труд крестьян
Цель: создание условий для освоения детьми новых понятий через анализ и синтез учебного материала.
Задачи: Расширить кругозор учащихся о жизни в деревне в прошлом. Сформировать представление о сельскохозяйственных работах крестьян.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование понятий крестьяне, орудия труда, разделение труда крестьян (мужской, женский, детский труд).
· Личностные результаты: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности; осознание необходимости совершенствования своих знаний и умений.
· Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; стремиться их выполнять на основе соотношения того, что уже известно, и что ещё неизвестно; умение делать выводы на основе обобщения; овладевать способностью отбирать необходимые знания из различных видов информационных источников.
Познавательные УУД: практическая деятельность в паре, в группе, исследование жизни крестьян по плану; анализировать, обобщать и делать выводы; выявлять связь между трудом мужчин, женщин и детей.
Коммуникативные
УУД: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в совместном
решении учебной задачи, обсуждать в группах, разделение
труда крестьян; развивать умение высказывать свою точку зрения, обосновывать
её, приводя аргументы; уважительно относится к позиции другого.
Личностные
• Развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
• Способствовать развитию умения работать в группе;
• Способствовать расширению словарного запаса детей.
Метапредметные
• Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• Обучать детей действиям сравнения, анализа, синтеза, установления
причинно-следственных связей, самостоятельно делать выводы, умение работать с
наглядным материалом.
Предметные
• Систематизировать и расширять знания детей об истории России.
Оборудование:
старинные орудия труда, музейные экспонаты, компьютер, проектор, интерактивная доска.
I. Этап мотивации
Сколько
нужного на свете
Люди делают вокруг:
Те плетут морские сети,
Те с рассветом косят луг,
Варят сталь, штурмуют космос,
За станком в цеху стоят,
Миллионы умных взрослых
Учат грамоте ребят.
-Ребята, я очень рада нашей встречи и надеюсь, что она принесёт не только приятные моменты общения, но и откроет что-то новое для вас и для меня.
- Дети, посмотрите, какие предметы я принесла на урок? (рушник, молот, соломенная игрушка)
- Как вы думаете, что их объединяет? (я думаю, что в течение урока, мы сможем подтвердить, или опровергнуть ваши предположения)
- Ребята, а вы любите собирать пазлы?
- Чтобы составить пазл, вам необходимо разделиться на группы.
- Те, кому выпал зелёный цвет, сядет в первую группу, те, у кого голубой - во вторую группу, а те, у кого желтый цвет - в третью группу.
- Теперь посмотрите внимательно на слова, записанные на пазле.
- Постройте предложения из этих слов.
- Что у вас получилось?
Делу время - потехе час.
Поле пахать - не руками махать.
Без труда – не вынешь и рыбки из пруда.
Труд кормит, а лень портит.
Землю солнце красит, а человека труд.
Каков мастер, такова и работа.
- О чём эти пословицы? (о труде)
- Правильно, значит, о чём будем говорить на уроке? (о труде)
ТРУД (открываю на доске)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
- На столах у вас лежат большие листы. Соберите пазл с иллюстрацией, наклейте его в центре листа.
- Что у вас получилось? (крестьянин, крестьянка, дети) Слайд
- Что объединяет эти иллюстрации? (одежда, жили до нас, время, в котором они жили)
- Принадлежат ли эти люди современному обществу?
- А что вы можете рассказать об этих людях? ( Чем могли бы заниматься эти люди?)
- Дети, я приглашаю вас посетить выставку картин, чтобы ближе познакомиться с той эпохой.
- Перед вами картины известных художников:
- Как можно назвать, одним словом этих людей? (Людей, которые жили в сёлах и деревнях и занимаются сельским хозяйством, называют крестьянами)
Давайте, заглянем в словарь Ожегова и узнаем подробное значение слова крестьянин.
(крестьянин – работа со словарём) ОТВЕТЫ
Сельский житель, занимающийся возделыванием сельскохозяйственных культур и разведением сельскохозяйственных животных как своей основной работой.
- Так о чём мы будем говорить на уроке? (о крестьянах и о том, чем они занимались)
- Озвучьте полную тему урока.
- Тема нашего урока: "Труд крестьян"
- Какую цель мы поставим перед собой? (узнать, чем занимались крестьяне)
- Давайте, попробуем связать тему урока с собранными пазлами.
(Крестьянский труд мужчин, крестьянский труд женщин и детей)
- Ключевым вопросом нашего урока, будет вопрос
«СУЩЕСТВОВАЛО ЛИ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА?»
III. Целеполагание, постановка проблемы
- Где мы можем добыть новые знания? (В учебнике, словаре, энциклопедии, в интернете, в журнале, т.е. информацию можно получать с разных источников).
- Ребята, а как вы думаете, люди, каких профессий занимаются историческими исследованиями? (историки, археологи)
Что они делают?
· Ведут исследования
· Обмениваются результатами исследования
· Пополняют знания новыми сведениями
· Проверяют свои догадки.
Сегодня мы с вами будем в роли историков - исследователей.
- Так что же будет предметом нашего исследования? (занятия крестьян: мужчин, женщин и детей)
IV. Поиск путей решения проблемы
- Исследования вы будете проводить в группах.
- Чтобы группы работали успешно, нам нужно соблюдать следующие правила. (СЛАЙД)
- На ваших столах находится всё необходимое для работы:
это листы, тексты с информацией, иллюстрации, учебники, словари.
- Вы самостоятельно изучаете информацию по предложенному вам плану.
- Затем полученные данные вносите в лист – исследования.
- После то, как вы поработаете с информацией, ваша группа-историков должна будет защитить свой проект по предложенному плану.
Защита проекта - инфографика. Обобщения после выступления каждой группы.
ГРУППА
(После выступления группы-мужчины)
Да, ребята труд крестьян действительно был очень тяжёлый.
И в подтверждении этого, я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
(Видео-файл)
Логический вопрос «Что важнее лошадь или корова?»
ГРУППА
(После выступления группы-женщины)
Дети, а сейчас я предлагаю вам решить математическую задачу, связанную с жизнью.
Итак, когда приходило время резать корову, семья на год была обеспечена мясом. Излишек мяса продавали, чтобы купить что-то нужное для хозяйства. Определите, пожалуйста, хватит ли семье из 10 человек 300 кг говядины, если в среднем в год 1 человек съедал 30 кг мяса. (да, 300-30*10).
ГРУППА
(После выступления группы-дети)
Вы знаете, ребята Николай Некрасов очень сочувствовал тяжёлой жизни крестьян. У него есть прекрасное стихотворение, которое он посвятил крестьянским детям. Оно так и называется "Крестьянские дети. Послушайте один из отрывков.
Отрывок «Крестьянские дети» (аудио)
V. Решение проблемы
Человек, по мнению русских крестьян, может только тогда хорошо и с радостью выполнять тяжёлую работу пахаря, жницы, плотника, если привычка к труду вошла в его плоть и кровь с раннего детства. Как вы понимаете эти слова?
Ну а сейчас, я предлагаю вам вернуться к вопросу урока.
Существовало ли разделение труда?
(ИНТЕРАКТИВНАЯ доска) СХЕМА
Экскурсия в мини-музей
- Дети, я вас приглашаю в мини музей, где вы познакомитесь с предметами быта крестьян.
- Для чего использовались эти предметы?
Объяснение домашнего задания
- Ребята, вам понравилось быть исследователями?
- Замечательно, тогда я вам предлагаю дома продолжить творческо-исследовательскую деятельность.
Сочините рассказ о жизни крестьян того времени, используя полученные знания на уроке:
– от имени крестьянина;
– от имени ребенка;
– от имени крестьянки.
Оценивание
Учащиеся самостоятельно оценивают работу (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)
Рефлексия учебной деятельности
- Ребята, какие предметы были у нас в начале урока.
- Как они связаны с вашими исследованиями и наблюдениями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.