Тема урока: «Пищеварительная система человека».
Этап урока. Методы и приёмы. |
Содержание урока. Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Орг.момент |
Приветствие учителя. |
Приветствовать учителя, настраиваться на работу. |
Постановка учебной задачи и её решение
Словесн.: устный опрос.
Словесн.: формулировка темы и цели урока. |
- Давайте повторим то, что мы изучили на прошлом уроке. - Что служит внутренней опорой тела человека и защищает внутренние органы от повреждений? (скелет) - Какое значение имеет скелет для человека? (скелет обеспечивает определённое положение тела человека в пространстве - осанку, и его подвижность.) - Какая должна быть и от чего портится осанка? (правильная осанка-это прямая спина, поднятая голова и опущенные плечи. Она может нарушиться, если сидеть за партой сильно нагибаясь вперёд, если опираться на край парты грудью, искривившись в какую-нибудь сторону, если постоянно носить тяжести в одной руке…) - Что помогает движению костей скелета, ведь сами кости двигаться не могут? Что их двигает? (мышцы.) - Что нужно делать для того, чтобы мышцы были хорошо развиты и меньше уставали? (нужно укреплять мышцы с помощью физических упражнений.) -А что еще нужно человеку, что быть сильным и здоровым? (правильно питаться) - Как вы думаете, какая будет тема урока? - Давайте поставим цель урока. |
Отвечать на вопросы.
Определять тему и цель урока. |
Решение частных задач
Практич.: устный опрос.
Практич.: слово учителя.
Практич.: устный опрос.
|
- Что такое пища? (то, что едят, чем питаются). Без пищи человек не может жить. - Что чувствует человек, если он не поест? (голод). - А при длительном голодании? (Слабость, а при очень длительном – наступает смерть). - Сколько раз в день должен есть школьник? (4–5 раз). - Из каких слов образовано слово пищеварение? (от слов пища и варение, то есть, наверное, пищу варят). Чем же интересно занимаются органы пищеварения? И вот сегодня мы об этом и поведём речь. - Первое отделение – расположено во рту. - Для чего нужны зубы? - Для чего нужен язык? - В своей задней части ротовая полость переходит в две трубочки, одна из них называется пищевод, предназначенный для проведения пищи в желудок, вторая трубочка называется трахея, которая проводит воздух к бронхам и лёгким. - Итак, пища попала к нам в рот, где она механически размельчается зубами, перемешивается, обильно смачивается слюной при активном участии нашего языка. Очень важную роль в этот момент выполняет глотка. - Она, как начальник железнодорожной станции, следит, чтобы продуктовые и кислородные поезда попадали только в свои тоннели: пища в пищевод, а воздух – в трахею. - Второе отделение – пищевод. - Здесь пища не задерживается, мышцы пищевода проталкивают пищу и время пути по пищеводу занимает 2-3 секунды. - Третье отделение – желудок. - Это главное отделение твоей внутренней кухни. В его стенках находится особые железки. Они выделяют кислую жидкость – желудочный сок. Этот сок обладает способностью растворять большую часть веществ, из которых состоит пища. Трудится желудок старательно, но медленно. - Однако, желудочный сок не может переработать все вещества, которые были в пище. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает пищу по частям дальше в кишечник. - Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Сюда в тонкую кишку попадает поджелудочный сок, который выделяет поджелудочная железа и желчь, которую вырабатывает печень. По мере того, как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь и разносятся по телу. - Почему надо хорошо пережевывать пищу? - По мере того, как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь и разносятся по телу. - А та часть пищи, которая не поддалась перевариванию перешла в толстые кишки, а затем удаляются наружу. - Наша фабрика-кухня справляется с пищей за 5-6 часов.
- А теперь проверим, как внимательно вы слушали мой рассказ. - Чем пережевывается пища? Попадает в рот, измельчается зубами, смачивается слюной - Орган пищеварения, следующий за пищеводом. Желудок - Что выделяет желудок? Желудочный сок - Отдел пищеварения, соединяющий глотку с желудком и служащий для проведения пищи. пищевод - Что выделяет печень? желчь - Отдел пищеварительной системы, состоящей из кишок и следующей за желудком. Кишечник
- Для того чтобы быть здоровым, мы должны правильно питаться! - А что это значит? (пища должна быть полезной и разнообразной) - Ребята, согласны ли вы со словами «Мы-то, что мы едим»? - А если человек будет кушать только вредную еду, что с ним будет? - А если полезную? - Ребята, а теперь я предлагаю вам игру. На столе расположены картинки с продуктами. Каждой команде нужно распределить их по группам. 1 группа- продукты, которые можно назвать полезными, а во 2 группе - неполезные продукты.
(Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб. Полезные продукты: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, капуста, яблоки, груши, хлеб. Неполезные продукты: пепси, фанта, чипсы, жир, торты, «Сникерс», шоколадные конфеты.
- Ребята, сейчас я вам буду читать утверждения. Если правильное утверждение- хлопните в ладоши, если услышите вредный совет- топните ножками. Приготовились! 1. Нужно стараться есть разнообразную пищу. 2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц. 3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей. 4. Сладкого и жирного надо есть поменьше. 5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого и острого. 6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время. 7. Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался. 18. Перед сном надо плотно покушать.
- Ребята, как уже говорилось, одна из главных составляющих здоровья – это правильное питание. |
Отвечать на вопросы.
Слушать учителя.
Слушать учителя, выполнять, отвечать на вопросы.
Отвечать на вопросы.
|
Итог урока.
|
- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? - А теперь ответьте на вопрос, который вы видите на доске и дополните фразу. - Что мне этот урок дал для жизни? Мне показалось важным… |
Отвечать на вопросы учителя |
Выбери правильный ответ.
1. Для чего человеку нужна пища.
а) для получения кислорода;
б) для получения питательных веществ;
в) для получения воды и витаминов.
2. Что в желудке помогает переваривать пищу.
а) слюна;
б) кровь;
в) желудочный сок
3. Какой орган окончательно переваривает пищу, удаляет из организма остатки пищи.
а) толстый кишечник;
б) тонкий кишечник;
в) желудок.
4. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу.
а) благодаря крови;
б) благодаря нервным волокнам;
в) благодаря мышцам.
II группа
Найти лишнее слово:
· Глаз, нос, уши, язык, сердце.
· Легкие, трахея, кожа, бронхи.
· Кровь, сосуды, желудок, сердце.
· Череп, ребро, мышцы, мозг.
III группа
Закончить мысль:
Кости, соединяясь между собой, образуют _________.
Скелет является для нашего тела ___.
Скелет защищает от повреждений _____.
Кости черепа защищают ________.
От скелета и мышц зависит _______.
III скелет, опорой, внутренние органы, мозг, осанка
Древним мудрецам принадлежат слова: « Мы едим для того, чтобы жить , а не живем для того , чтобы есть». А как вы думаете, зачем человек ест?
( Без пищи человек не может жить, расти , двигаться, бороться с болезнями.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.