урок окружающего мира в 4 классе по теме "Пищеварительная система человека"

  • doc
  • 29.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала okruzhayushchiy_mir_pishchevarit.sistema.doc

Тема урока: «Пищеварительная система человека».

Этап урока. Методы и приёмы.

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность ученика

Орг.момент

Приветствие учителя.

Приветствовать учителя, настраиваться на работу.

Постановка учебной задачи и её решение

 

Словесн.: устный опрос.

 

 

 

 

 

 

 

Словесн.: формулировка темы и цели урока.

- Давайте повторим то, что мы изучили на прошлом уроке.

- Что служит внутренней опорой тела человека и защищает внутренние органы от повреждений? (скелет)

- Какое значение имеет скелет для человека? (скелет обеспечивает определённое положение тела человека в пространстве - осанку, и его подвижность.)

- Какая должна быть и от чего портится осанка? (правильная осанка-это прямая спина, поднятая голова и опущенные плечи. Она может нарушиться, если сидеть за партой сильно нагибаясь вперёд, если опираться на край парты грудью, искривившись в какую-нибудь сторону, если постоянно носить тяжести в одной руке…)

- Что помогает движению костей скелета, ведь сами кости двигаться не могут? Что их двигает? (мышцы.)

- Что нужно делать для того, чтобы мышцы были хорошо развиты и меньше уставали? (нужно укреплять мышцы с помощью физических упражнений.)

-А что еще нужно человеку, что быть сильным и здоровым? (правильно питаться)

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

- Давайте поставим цель урока.

Отвечать на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определять тему и цель урока.

Решение частных задач

 

Практич.: устный опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практич.: слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практич.: устный опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что такое пища? (то, что едят, чем питаются).

Без пищи человек не может жить.

- Что чувствует человек, если он не поест? (голод).

- А при длительном голодании? (Слабость, а при очень длительном – наступает смерть).

- Сколько раз в день должен есть школьник? (4–5 раз).

- Из каких слов образовано слово пищеварение? (от слов пища и варение, то есть, наверное, пищу варят).

Чем же интересно занимаются органы пищеварения?

И вот сегодня мы об этом и поведём речь.

- Первое отделение – расположено во рту.

- Для чего нужны зубы?

- Для чего нужен язык?

- В своей задней части ротовая полость переходит в две трубочки, одна из них называется пищевод, предназначенный для проведения пищи в желудок, вторая трубочка называется трахея, которая проводит воздух к бронхам и лёгким.

- Итак, пища попала к нам в рот, где она механически размельчается зубами, перемешивается, обильно смачивается слюной при активном участии нашего языка. Очень важную роль в этот момент выполняет глотка.

- Она, как начальник железнодорожной станции, следит, чтобы продуктовые и кислородные поезда попадали только в свои тоннели: пища в пищевод, а воздух – в трахею.

- Второе отделение – пищевод.

- Здесь пища не задерживается, мышцы пищевода проталкивают пищу и время пути по пищеводу занимает 2-3 секунды.

- Третье отделение – желудок.

- Это главное отделение твоей внутренней кухни. В его стенках находится особые железки. Они выделяют кислую жидкость – желудочный сок. Этот сок обладает способностью растворять большую часть веществ, из которых состоит пища. Трудится желудок старательно, но медленно.

- Однако, желудочный сок не может переработать все вещества, которые были в пище. Поэтому желудок время от времени сокращается и проталкивает пищу по частям дальше в кишечник.

- Кишечник состоит из тонкой и толстой кишки. Сюда в тонкую кишку попадает поджелудочный сок, который выделяет поджелудочная железа и желчь, которую вырабатывает печень. По мере того, как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь и разносятся по телу.

- Почему надо хорошо пережевывать пищу?

- По мере того, как пища переваривается, питательные вещества через стенки тонкой кишки всасываются в кровь и разносятся по телу.

 - А та часть пищи, которая не поддалась перевариванию перешла в толстые кишки, а затем удаляются наружу.

- Наша фабрика-кухня справляется с пищей за 5-6 часов.

 

- А теперь проверим, как внимательно вы слушали мой рассказ.

- Чем пережевывается пища? Попадает в рот, измельчается зубами, смачивается слюной

- Орган пищеварения, следующий за пищеводом. Желудок

- Что выделяет желудок? Желудочный сок

- Отдел пищеварения, соединяющий глотку с желудком и служащий для проведения пищи. пищевод

- Что выделяет печень? желчь

- Отдел пищеварительной системы, состоящей из кишок и следующей за желудком. Кишечник

 

- Для того чтобы быть здоровым, мы должны правильно питаться!

- А что это значит? (пища должна быть полезной и разнообразной)

- Ребята, согласны ли вы со словами «Мы-то, что мы едим»?

- А если человек будет кушать только вредную еду, что с ним будет?

- А если полезную?

- Ребята, а теперь я предлагаю вам игру.  На  столе расположены картинки с продуктами.   Каждой команде нужно распределить их по  группам.

1 группа- продукты, которые можно назвать полезными, а  во 2 группе -  неполезные продукты.

 

 

(Рыба, пепси, кефир, фанта, чипсы, геркулес, мясо, подсолнечное масло, торты, «Сникерс», морковь, капуста, шоколадные конфеты, яблоки, груши, хлеб.

Полезные продукты: рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, капуста, яблоки, груши, хлеб.

Неполезные продукты: пепси, фанта, чипсы, жир, торты, «Сникерс», шоколадные конфеты.

 

- Ребята, сейчас я вам буду читать утверждения. Если правильное утверждение- хлопните в ладоши, если услышите вредный совет- топните ножками. Приготовились!

1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.

2. Если хочешь - ешь пельмени, хоть целый месяц.

3. В твоем рационе должно быть как можно больше булочек и сладостей.

4. Сладкого и жирного надо есть поменьше.

5. Не надо есть много жареного, копченого, соленого и острого.

6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время.

7. Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.

18. Перед сном надо плотно покушать.

 

- Ребята, как уже говорилось, одна из главных составляющих здоровья – это правильное питание.

Отвечать на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушать учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушать учителя, выполнять, отвечать на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечать на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

 

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

- А теперь ответьте на вопрос, который вы видите на доске и дополните фразу.

- Что мне этот урок дал для жизни?

Мне показалось важным…

Отвечать на вопросы учителя

 

 

 

Выбери правильный ответ.

  1.  Для чего человеку нужна пища.

а) для получения  кислорода;

б) для  получения питательных веществ;

в) для получения воды и витаминов.

2. Что в желудке помогает переваривать пищу.

а) слюна;

б) кровь;

в) желудочный сок

3. Какой орган окончательно переваривает пищу, удаляет из организма остатки пищи.

а) толстый кишечник;

б) тонкий кишечник;

в) желудок.

4. Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу.

а) благодаря крови;

б) благодаря нервным волокнам;

в) благодаря мышцам.

II группа

Найти лишнее слово:

· Глаз, нос, уши, язык, сердце.

· Легкие, трахея, кожа, бронхи.

· Кровь, сосуды, желудок, сердце.

· Череп, ребро, мышцы, мозг.

III группа

Закончить мысль:

Кости, соединяясь между собой, образуют _________.

Скелет является для нашего тела ___.

Скелет защищает от повреждений _____.

Кости черепа защищают ________.

От скелета и мышц зависит _______.

III скелет, опорой, внутренние органы, мозг, осанка

Древним мудрецам принадлежат слова: « Мы едим для того, чтобы жить , а не живем  для того , чтобы есть».  А как вы думаете, зачем человек ест?

 ( Без пищи человек не может жить, расти , двигаться, бороться с болезнями.)