Урок окружающего мира.3 класс. Программа Л.В. Занкова. ТЕМА: «Лесная зона. Смешанный лес»

  • docx
  • 20.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окружающий мир 3кл.docx

Калашник Е.А.

Учитель начальных классов

«Средняя школа №10 с углубленным

 изучением отдельных предметов»,

г. Елец

 

Урок  окружающего мира.3 класс. Программа Л.В. Занкова.

ТЕМА: «Лесная зона. Смешанный лес»

Тип урока: урок открытия нового знания.

 

Планируемые результаты

    Предметные: сформировать представление обучающихся о разнообразии растений и животных смешанного леса; распознавать растения и животных смешанного леса по их описанию, рисункам и фотографиям; проследить связи живой и неживой природы; показать роль человека в сохранении и нарушении этих взаимосвязей.

Метапредметные результаты

Познавательные: использовать различные источники для поиска информации, проводить наблюдения и устанавливать причинно-следственные связи в природе, формулировать выводы.

Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; находить и формулировать проблему; планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи, проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении учебной задачи; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения.

    Коммуникативные: создавать высказывания-рассуждения о связи изменений в живой природе с явлениями неживой природы, с точностью выражать свои мысли; активно взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила общения в совместной деятельности, оказывать поддержку друг другу. 

Личностные: осознавать ответственность каждого человека за состояние природной среды; проявлять познавательный интерес к окружающей среде, активность, любознательность.

    Материалы и оборудование:

·        карта «Природные зоны России»

·        интерактивная доска

·        презентация урока

·        диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»

·        гербарий

·        карточки-символы (погода)

·        карточки для индивидуальной работы

·        предметные картинки (растения)

·        памятки “Будь природе другом!”

·        дары леса: грибы, шишки, орехи, жёлуди, цветы в корзинках

·        Лесовичок, лягушка, сова (куклы)

·        учебник

·        тетрадь на печатной основе

·        атлас

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие)

2.Минутка синоптика:

прогноз погоды на день (проиллюстрировать символами на доске),

народные приметы декабря (называют и поясняют)

Слайд 2 Декабрь – студенец.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

 

3. Мотивация  к учебной деятельности

       -Если вы сейчас верно назовёте деревья, с которых прилетели   эти листочки, то прочитаете, о чём пойдёт разговор на уроке.

Слайд 3

                          -клён   

 


                                 -берёза

                               

                            -осина

 

 

-Что получилось? (лес)Слайд 4, 5

4.Актуализация опорных знаний. Целеполагание

Что известно про зону леса? Тест (индивидуальные карточки)

Зона леса расположена:

а)                 севернее тундры;

б)                южнее тундры.

Природная зона лесов состоит из:

а) 5 частей,   б) 2 частей,   в) 3частей

Самую большую территорию занимают:

а)    смешанные леса,

б)   хвойные леса,

в)   широколиственные леса

  В тайге растут:

а)   пихты, ели, лиственницы,

б)   дубы, сосны, берёзы, ели,

в)   ландыш, земляника, черёмуха

Проверка  Слайд 6

Работа с картой «Природные зоны России» (на доске)

и атласом (показ зоны леса).

-Почему лесная зона изображена на карте разным цветом?

- Что бы ещё хотели узнать про лес?

- Сегодня мы работаем по научным группам, которые изучают природные зоны. Это группа географов, ботаников, зоологов и экологов.

5. Открытие нового знания

1) Игра «Четвёртый лишний» (гербарий).

Работа в группах

Нужно выбрать лишнее растение, объяснить выбор

1 группа: черника, брусника, лещина, земляника

2 группа: малина, полынь, клевер, папоротник

3 группа: берёза, лиственница, пихта, сосна

4 группа: ель, дуб, клён, липа

 

Проверка работы Слайд 7

 

Звучит запись «Голоса птиц».

-Присмотритесь, прислушайтесь. В каком лесу мы оказались? Какой лес называют смешанным?

Слайд 8, 9

2) -Сформулируйте тему урока.

- Вам предстоит выяснить, почему в смешанном лесу такое разнообразие растений и животных; рассмотрим экологические проблемы леса.

Слайд 10

3) Работа в группах (по карточкам -3 мин).

Географы: географическое положение, климат, почвы смешанного леса.

Полоса смешанных лесов лежит в умеренном поясе.Она начинается на востоке у Среднего Урала и дальше идёт на запад широким веером, расширяясь к северу и к югу. Работа с картой (у доски) и атласом.

К югу от тайги солнце выше поднимается над горизонтом, и его лучи поэтому приносят больше тепла. В результате лето здесь более тёплое (3 месяца), зима короче (4 месяца) и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста растений. Почвы – подзолистые.

-Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?

Ботаники: растительностьсмешанного леса.

Липецкая область располагается в лесостепной зоне. На её территории произрастают лиственные, хвойные и смешанные леса.

По сравнению с тайгой, в смешанном лесу более мягкий климат и плодороднее почвы. Поэтому и растения здесь разнообразнее.

В лесу можно встретить дуб, липу, сосну, берёзу, осину, ольху, ель, лиственницу. Слайды 11-12, атлас

Кустарники представлены лещиной, бересклетом, крушиной, клёном татарским, боярышником.

Много и трав: сныть, копытень, зеленчук, медуницаи другие. А мхов гораздо меньше- слой опавших листьев мешает им расти.

-Какие интересные сведения из жизни растений данного леса известны? (домашнее задание: класс) Слайд 13

4) Работа в тетради, №60 Кроссворд (самостоятельно),

проверка Слайд 14

- Чем черёмуха не похожа на другие растения?

- Назвать кустарники.

5) Загадки

1.На припёке у пеньков много тонких стебельков.

   Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. (земляника)

2.Синенький звонок висит, никогда он не звенит.

(колокольчик)

3.Беленькие горошки на зелёной ножке. (ландыш)

4.Первым вылез он с землицы
   На проталинке.
   Он мороза не боится
   Хоть и маленький.   (Подснежник) Слайд 15

6) Экологи о растениях Красной книги. Слайды16-18

В особой охране нуждаются редкие и исчезающие растения. Среди них можно назвать можжевельник, черемшу, рябчик русский, ветреницу лесную, хохлатку, колокольчик, шлемник, волчеягодник, цмин песчаный.   Они занесены в Красную книгу Липецкой области. 

7) Проблемная ситуация. - Как растения приспособились к жизни в лесу?

- Расположи растения по ярусам, назови их (макет леса и предметные картинки).

Работа в парах.

1 ярус: липа, дуб, клён -  деревья

2 ярус: бересклет, крушина, лещина – кустарники

3 ярус: осока, копытень, сныть – травы

Можно выделить 4 ярус: мхи и лишайники

Проверка Слайд 19

Вывод: каждая группа растений занимает свой ярус

- Чем больше ярусов в лесу, тем гуще тень. А растения не могут жить без света. Как же решила этот вопрос природа?

8)Учебник – с.116, 1-2 абзац, чтение вслух (2 ученика)

-Почему в лесу много раннецветущих трав? Слайд 20

Физкультминутка «На поляне дуб могучий задевает кроной тучи.

 Рядом с ним растёт сосна…»

 

9)Зоологи: животный мир смешанного леса (с.118-119), атлас

Животный мир смешанного леса очень богат:

   1) обилие пищи, 2) легко найти укрытие и устроить жильё.

В кронах деревьев перекликаются птицы.  По голосам можно узнать славок, дроздов, пеночек, соловья, зяблика, кукушку. Среди птиц есть растительноядные – сойка, снегирь клёст; насекомоядные - синица, дятел, кукушка; хищные - ястреб, сова. Слайды 21-23

Из млекопитающих: травоядные – белка, заяц, мышь, лось; хищные- волк, лиса, куница; насекомоядные- крот; всеядные- кабан, медведь. Много насекомых: жук- короед, тля, гусеницы, муравьи, бабочки.Слайды 24-26

В лесах кроме зверей, птиц, насекомых живут и земноводные: лягушки, жабы; пресмыкающиеся: ящерицы,уж, гадюка.

–Назовите группы животных смешанного леса Слайд 27

– Какие же условия благоприятствуют жизни в лесу такого разнообразия животных?

- Какие интересные сведения из жизни животных данного леса известны?

10) ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

(домашнее задание по желанию -проверка)

 1.Какую птицу называют «лесной кошкой»? (иволга)

2.Самая маленькая птичка в нашей стране. (королёк)

3.Как называется гнездо белки? (гайно)

4.Какой зверь самый чистоплотный? (барсук)

5.Какая птица бегает по стволу сверху вниз?   (поползень)

 

11) Экологи о животных Красной книги. Слайды 29-30

В Красную книгу Липецкой области занесено 196 видов животных. Это   обыкновенная белка, русская выхухоль, заяц-беляк,лесная соня, седой дятел, филин.

 

12) Жалобы животных (куклы)

Сова«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т зерна».

Жаба«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. Я сохраняю от гусениц и червей целый огород».

Вывод: беречь нужно всех животных.

Физминутка для глаз Слайд 31

 «Чтобы нам не уставать, нужно + нарисовать.

   Ох, забот у нас немало: пройдём по красному овалу.

   Зоркость, чтоб развить немножко, пройдём по синей мы дорожке.

   Мы на месте не сидим, по 8 пробежим».

 

13) Назовите экологические проблемы леса

(вырубка, браконьерство, загрязнение атмосферы, пожары)

- Какая доля вины человека в этом?

Видео «Пожар в лесу» (диск БЭ)

- Над чем заставляет задуматься?

 

6. Проверка усвоения знаний.

Самостоятельная индивидуальная работа (карточки)

Выбери правильный ответ

1 ВАРИАНТ                                                                    

Растения смешанного леса это:

бересклет, лишайники, сосна, ковыль, липа, полярная ива.

Животные смешанного леса это:

дрофа, филин, сайгак, дятел, журавль, иволга, лось, заяц, рысь

В лесу

1. Много деревьев, летом часто идут дожди.

2. В этой зоне наблюдаются полярные ночи.

3. Лето тёплое, зима короче, чем в тундре.

 

2 ВАРИАНТ

Растения смешанного леса это:

кедр, карликовая берёза, боярышник, осина, типчак, мхи

Животные смешанного леса это:

кукушка, волк, хомяк, сойка, белка, степной орёл, морж, куница, крот

В лесу

1. Много деревьев, летом часто идут дожди.

2. В этой зоне наблюдаются полярные ночи.

3. Лето тёплое, зима короче, чем в тундре.

Взаимопроверка

 

7. Итог урока. Рефлексия деятельности

 

Прогулка по лесу. Видеопанорама  (БЭ) – смешанные леса

-Кого встретили?

-Пока мы наслаждались прогулкой, Лесовичок приготовил для нас подарки. Здесь и орехи, и грибы, и ягоды, и шишки, и жёлуди, и даже цветы.

-Лес щедро делится с человеком, а мы должны любить всё живое – в этом красота жизни. Слайд 32

«Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни»

                           ДуманРодович

 

- Надеюсь, что вы не только будете любить природу, но и постараетесь познакомиться с ней поближе. В этом вам помогут и книги (выставка).

- Какие открытия сделали на уроке?

- Что поняли?

- Почему в смешанном лесу такое разнообразие растений и животных?

- О чем мы должны помнить, приходя в лес?

- Оцените свою работу на уроке

-Лесовичок дарит вам памятки

БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!

-         Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Это вредит животным, лес теряет свою красоту.

-         Не разводи костров. Огонь - самый страшный враг леса. Охрана леса обязанность каждого человека и государства.

-         Не ломай ветки деревьев и кустарников.

-         Не рви в лесу цветов.

-         Не подходи близко к гнёздам птиц.

-         Не разоряй муравейников.

-         Будем подкармливать птиц зимой.

8. Домашнее задание: тетрадь № 66 (составить макет смешанного леса и заселить его животными по ярусам. Слайд 33