Калашник Е.А.
Учитель начальных классов
«Средняя школа №10 с углубленным
изучением отдельных предметов»,
г. Елец
Урок окружающего мира.3 класс. Программа Л.В. Занкова.
ТЕМА: «Лесная зона. Смешанный лес»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты
Предметные: сформировать представление обучающихся о разнообразии растений и животных смешанного леса; распознавать растения и животных смешанного леса по их описанию, рисункам и фотографиям; проследить связи живой и неживой природы; показать роль человека в сохранении и нарушении этих взаимосвязей.
Метапредметные результаты
Познавательные: использовать различные источники для поиска информации, проводить наблюдения и устанавливать причинно-следственные связи в природе, формулировать выводы.
Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; находить и формулировать проблему; планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи, проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении учебной задачи; контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения.
Коммуникативные: создавать высказывания-рассуждения о связи изменений в живой природе с явлениями неживой природы, с точностью выражать свои мысли; активно взаимодействовать со сверстниками, соблюдать правила общения в совместной деятельности, оказывать поддержку друг другу.
Личностные: осознавать ответственность каждого человека за состояние природной среды; проявлять познавательный интерес к окружающей среде, активность, любознательность.
Материалы и оборудование:
· карта «Природные зоны России»
· интерактивная доска
· презентация урока
· диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»
· гербарий
· карточки-символы (погода)
· карточки для индивидуальной работы
· предметные картинки (растения)
· памятки “Будь природе другом!”
· дары леса: грибы, шишки, орехи, жёлуди, цветы в корзинках
· Лесовичок, лягушка, сова (куклы)
· учебник
· тетрадь на печатной основе
· атлас
Ход урока
1.Организационный момент (приветствие)
2.Минутка синоптика:
прогноз погоды на день (проиллюстрировать символами на доске),
народные приметы декабря (называют и
поясняют)
Слайд 2 Декабрь – студенец.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
3. Мотивация к учебной деятельности
-Если вы сейчас верно назовёте деревья, с которых прилетели эти листочки, то
прочитаете, о чём пойдёт разговор на уроке.
Слайд 3
-клён
-берёза
-осина
-Что получилось? (лес)Слайд 4, 5
4.Актуализация опорных знаний. Целеполагание
Что известно про зону леса? Тест (индивидуальные карточки)
Зона леса расположена:
а) севернее тундры;
б) южнее тундры.
Природная зона лесов состоит из:
а) 5 частей, б) 2 частей, в) 3частей
Самую большую территорию занимают:
а) смешанные леса,
б) хвойные леса,
в) широколиственные леса
В тайге растут:
а) пихты, ели, лиственницы,
б) дубы, сосны, берёзы, ели,
в) ландыш, земляника, черёмуха
Проверка Слайд 6
Работа с картой «Природные зоны России» (на доске)
и атласом (показ зоны леса).
-Почему лесная зона изображена на карте разным цветом?
- Что бы ещё хотели узнать про лес?
- Сегодня мы работаем по научным группам, которые изучают природные зоны. Это группа географов, ботаников, зоологов и экологов.
5. Открытие нового знания
1) Игра «Четвёртый лишний» (гербарий).
Работа в группах
Нужно выбрать лишнее растение, объяснить выбор
1 группа: черника, брусника, лещина, земляника
2 группа: малина, полынь, клевер, папоротник
3 группа: берёза, лиственница, пихта, сосна
4 группа: ель, дуб, клён, липа
Проверка работы Слайд 7
Звучит запись «Голоса птиц».
-Присмотритесь, прислушайтесь. В каком лесу мы оказались? Какой лес называют смешанным?
Слайд 8, 9
2) -Сформулируйте тему урока.
- Вам предстоит выяснить, почему в смешанном лесу такое разнообразие растений и животных; рассмотрим экологические проблемы леса.
Слайд 10
3) Работа в группах (по карточкам -3 мин).
Географы: географическое положение, климат, почвы смешанного леса.
Полоса смешанных лесов лежит в умеренном поясе.Она начинается на востоке у Среднего Урала и дальше идёт на запад широким веером, расширяясь к северу и к югу. Работа с картой (у доски) и атласом.
К югу от тайги солнце выше поднимается над горизонтом, и его лучи поэтому приносят больше тепла. В результате лето здесь более тёплое (3 месяца), зима короче (4 месяца) и менее морозная, осадков выпадает достаточно для роста растений. Почвы – подзолистые.
-Почему природа нашей страны изменяется в направлении с севера на юг?
Ботаники: растительностьсмешанного леса.
Липецкая область располагается в лесостепной зоне. На её территории произрастают лиственные, хвойные и смешанные леса.
По сравнению с тайгой, в смешанном
лесу более мягкий климат и плодороднее почвы. Поэтому и растения здесь
разнообразнее.
В лесу можно встретить дуб, липу,
сосну, берёзу, осину, ольху, ель, лиственницу. Слайды 11-12, атлас
Кустарники представлены лещиной, бересклетом, крушиной, клёном татарским, боярышником.
Много и трав: сныть, копытень, зеленчук, медуницаи другие. А мхов гораздо меньше- слой опавших листьев мешает им расти.
-Какие интересные сведения из жизни
растений данного леса известны? (домашнее задание: класс) Слайд 13
4) Работа в тетради, №60 Кроссворд (самостоятельно),
проверка Слайд 14
- Чем черёмуха не похожа на другие растения?
- Назвать кустарники.
5) Загадки
1.На припёке у пеньков много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк держит алый
огонёк. (земляника)
2.Синенький звонок висит, никогда он не звенит.
(колокольчик)
3.Беленькие горошки на зелёной ножке. (ландыш)
4.Первым
вылез он с землицы
На проталинке.
Он мороза не боится
Хоть и маленький. (Подснежник) Слайд 15
6) Экологи о растениях Красной книги. Слайды16-18
В особой охране нуждаются редкие и исчезающие растения. Среди них можно назвать можжевельник, черемшу, рябчик русский, ветреницу лесную, хохлатку, колокольчик, шлемник, волчеягодник, цмин песчаный. Они занесены в Красную книгу Липецкой области.
7) Проблемная ситуация. - Как растения приспособились к жизни в лесу?
- Расположи растения по ярусам, назови их (макет леса и предметные картинки).
Работа в парах.
1 ярус: липа, дуб, клён - деревья
2 ярус: бересклет, крушина, лещина – кустарники
3 ярус: осока, копытень, сныть – травы
Можно выделить 4 ярус: мхи и лишайники
Проверка Слайд 19
Вывод: каждая группа растений занимает свой ярус
- Чем больше ярусов в лесу, тем гуще тень. А растения не могут жить без света. Как же решила этот вопрос природа?
8)Учебник – с.116, 1-2 абзац, чтение вслух (2 ученика)
-Почему в лесу много раннецветущих трав? Слайд 20
Физкультминутка «На поляне дуб могучий задевает кроной тучи.
Рядом с ним растёт сосна…»
9)Зоологи: животный мир смешанного леса (с.118-119), атлас
Животный мир смешанного леса очень богат:
1) обилие пищи, 2) легко найти
укрытие и устроить жильё.
В
кронах деревьев перекликаются птицы. По голосам можно узнать славок, дроздов,
пеночек, соловья, зяблика, кукушку. Среди
птиц есть растительноядные – сойка, снегирь клёст; насекомоядные - синица,
дятел, кукушка; хищные - ястреб, сова. Слайды 21-23
Из млекопитающих: травоядные – белка, заяц, мышь, лось; хищные- волк, лиса, куница; насекомоядные- крот; всеядные- кабан, медведь. Много насекомых: жук- короед, тля, гусеницы, муравьи, бабочки.Слайды 24-26
В лесах кроме зверей, птиц, насекомых живут и земноводные: лягушки, жабы; пресмыкающиеся: ящерицы,уж, гадюка.
–Назовите группы животных смешанного леса Слайд 27
– Какие же условия благоприятствуют жизни в лесу такого разнообразия животных?
- Какие интересные сведения из жизни животных данного леса известны?
10) ВОПРОСЫ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
(домашнее задание по желанию -проверка)
1.Какую птицу называют «лесной кошкой»? (иволга)
2.Самая маленькая птичка в нашей стране. (королёк)
3.Как называется гнездо белки? (гайно)
4.Какой зверь самый чистоплотный? (барсук)
5.Какая птица бегает по стволу сверху вниз? (поползень)
11) Экологи о животных Красной
книги. Слайды 29-30
В Красную книгу Липецкой области занесено 196 видов животных. Это обыкновенная белка, русская выхухоль, заяц-беляк,лесная соня, седой дятел, филин.
12) Жалобы животных (куклы)
Сова«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т зерна».
Жаба«Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая. Я сохраняю от гусениц и червей целый огород».
Вывод: беречь нужно всех животных.
Физминутка для глаз Слайд 31
«Чтобы нам не уставать, нужно + нарисовать.
Ох, забот у нас немало: пройдём по красному овалу.
Зоркость, чтоб развить немножко, пройдём по синей мы дорожке.
Мы на месте не сидим, по 8 пробежим».
13) Назовите экологические проблемы леса
(вырубка, браконьерство, загрязнение атмосферы, пожары)
- Какая доля вины человека в этом?
Видео «Пожар в лесу» (диск БЭ)
- Над чем заставляет задуматься?
6. Проверка усвоения знаний.
Самостоятельная индивидуальная работа (карточки)
Выбери правильный ответ
1 ВАРИАНТ
Растения смешанного леса это:
бересклет, лишайники, сосна, ковыль, липа, полярная ива.
Животные смешанного леса это:
дрофа, филин, сайгак, дятел, журавль, иволга, лось, заяц, рысь
В лесу
1. Много деревьев, летом часто идут дожди.
2. В этой зоне наблюдаются полярные ночи.
3. Лето тёплое, зима короче, чем в тундре.
2 ВАРИАНТ
Растения смешанного леса это:
кедр, карликовая берёза, боярышник, осина, типчак, мхи
Животные смешанного леса это:
кукушка, волк, хомяк, сойка, белка, степной орёл, морж, куница, крот
В лесу
1. Много деревьев, летом часто идут дожди.
2. В этой зоне наблюдаются полярные ночи.
3. Лето тёплое, зима короче, чем в тундре.
Взаимопроверка
7. Итог урока. Рефлексия деятельности
Прогулка по лесу. Видеопанорама (БЭ) – смешанные леса
-Кого встретили?
-Пока мы наслаждались прогулкой, Лесовичок приготовил для нас подарки. Здесь и орехи, и грибы, и ягоды, и шишки, и жёлуди, и даже цветы.
-Лес щедро делится с человеком, а мы должны любить всё живое – в этом красота жизни. Слайд 32
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни»
ДуманРодович
- Надеюсь, что вы не только будете любить природу, но и постараетесь познакомиться с ней поближе. В этом вам помогут и книги (выставка).
- Какие открытия сделали на уроке?
- Что поняли?
- Почему в смешанном лесу такое разнообразие растений и животных?
- О чем мы должны помнить, приходя в лес?
- Оцените свою работу на уроке
-Лесовичок дарит вам памятки
БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!
- Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Это вредит животным, лес теряет свою красоту.
- Не разводи костров. Огонь - самый страшный враг леса. Охрана леса обязанность каждого человека и государства.
- Не ломай ветки деревьев и кустарников.
- Не рви в лесу цветов.
- Не подходи близко к гнёздам птиц.
- Не разоряй муравейников.
- Будем подкармливать птиц зимой.
8. Домашнее задание: тетрадь № 66 (составить макет смешанного леса и заселить его животными по ярусам. Слайд 33
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.