Урок окружающий мир на тему « Как построить дом ?»

  • docx
  • 22.03.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2 В окружающий мир.docx

Технологическая карта

Урок окружающий мир

во 2 «В»  классе

на тему « Как построить дом ?»

Дата: 17.12.2020

Учитель: Валюхова К.А.

Тип урока: открытие нового знания

Цель  для учителя: познакомить учащихся с понятием «строительство».

Цель для обучающихся:  познакомиться с многообразием строительных профессий;

расширить представления детей о различных жилищах людей, строительных материалах, строительных машинах.

Задачи для учителя: формировать умение различать строительные профессии и строительные машины, познакомить с различными видами строительных материалов.

 Задачи для обучающихся, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению окружающего мира через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать  учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и одноклассников.

Познавательные: работать с текстом, развивать познавательную активность учащихся.

Коммуникативные: развитие умения эффективно  сотрудничать, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, соблюдать правила общения.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование  представление о технологии  строительства городских и сельских домов, используемых материалах,  видах строительной техники.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные

поисковые, игровые, групповая работа

Оборудование и технические средства обучения:

1.       Учебник, рабочая тетрадь.

2.       Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир. 2 класс».

3.       Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку      

Рабочие материалы для обучающихся: 

 тесты,  КЛАСТЕР -экономика, , фишбоун, синквейн, «бортовой журнал», технологическая карта урока.

Планируемый результат: а)  познакомились с отраслью экономики – строительством.

б) дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.

Критерии оценки результата урока: самооценка и  взаимооценка каждого этапа  по установленным критериям в «технологической карте» (приложение 2).

 

 

 

 

 


 

Этап урока, цель.

Формы, методы, методические  приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные действия

I.Мотивирова-ние к уч. деят.

3мин

1)Эмоциональный настрой.

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

 

2) Проверка домашнего задания

 

Фронтальная беседа.

Словесный.

Психологический настрой.

1. Приветствие гостей и детей.

- Добрый день, дорогие гости.

- Начинаем урок  окружающего мира.

- Первой сядет умница, а теперь умники.

2. Эмоциональный настрой.
– Сегодня на уроке  мы будем  открывать новые знания.

– Чтобы урок получился интересным, какими должны быть ученики?

 

 

 

 

Проверка домашнего задания.

– На прошлом уроке мы узнали секреты некоторых вещей. Проверим ваши знания с помощью теста. (Слайды 2 – 9.)

Тест «Из чего что сделано»

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, желают друг другу удачи.

 

Ученики:  активные,   думающие,   работоспособные,     внимательные,   аккуратные,   дисциплинированные,       дружные.                                                                        

Выполняют графический диктант.

Самооценка в технологической карте

Личностные УУД: проявляют готовность к учебной деятельности, эмоциональную отзывчивость на слово учителя.

Регулятивные УУД:

Проверяют готовность  рабочего места под руководством учителя, нацеливаются  на успешную деятельность.

Коммуникативные УУД: - формирование  умения слушать и слышать.

 

 

 

 

Регулятивные:

оценивают (сравнивают с эталоном) результаты своей деятельности

 

  

II.Актуализация знаний. 2мин.

Цель: На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

 

 

 

ТКМЧП- кластер

Игровая ситуация.

Практический.

 

 

- На прошлых уроках мы познакомились с понятием ЭКОНОМИКА. Вспомним – что такое ЭКОНОМИКА? Составим кластер. Назовите отрасли экономики.

Учитель даёт наводящие вопросы:

- эта отрасль производит овощи, мясо, молоко;

- эта отрасль одевает людей, производит продукцию домашнего обихода, самолёты, автомобили;

 - эта отрасль продаёт товары, которые помогают в жизни людей.

Эта отрасль экономики не отгадана.

Вы хотите узнать какая это отрасль?

Эта отрасль строит дома, в которых мы будем жить.

 

 

 

 

 

Составляют кластер

- сельское хозяйство

-промышленность

 

 

-торговля

 

 

 

 

Строительство

Предметные умения:

Вспоминают отрасли экономики

Познавательные УУД:  

поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли полно и точно.

 

 

 

 

III. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

5мин.

Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

 

 

 

Вызов

Фронтальная

словесная

беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТКМЧП- фишбоун, бортовой журнал

  - Послушайте стихи и скажите: о какой отрасли экономики идет речь?

Мы входим в дом, а в доме том
Тепло, вода и свет.
Красив, уютен, прочен дом.
А сколько дому лет?

Пять лет назад дом возведён –
И  дом, и весь квартал.
Но кто построил этот дом?
И как он домом стал?

- Предположите по открытому слову «строительство» построить тему урока. Ответить на вопрос: «Как построить новый дом?  (Слайд 11.)

-Итак, тема урока …..  

-Цель урока.  …    

     Вызов. Постановка учебных задач.

-Что знаете о том,  как построить новый дом.

 Бортовой журнал .

 -Заполним графу «Знаю» в таблице бортового журнала.                         

-Отметьте  свой уровень знаний  + - ?                  

-Чтобы вы еще хотели узнать по теме урока? Обсудите вопросы в парах.

-Заполним графу «Хочу узнать».                                                          

-Молодцы. Вопросами вы поставили учебные задачи.

-Назовите источники информации. Где будем искать ответы на вопросы?

-В ходе урока мы заполним графу «Узнали».

 

 

 

 

 -Определим в какой форме будет проходить урок. Слайд 12

 -Прочтите старинную пословицу .

 -Как вы думаете, почему люди сложили такую пословицу?  Дом построить – не шапку надеть.

Слайд 13

  

                            

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как построить дом?

Научиться строить дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи:( фишбоун)

1. Какие  используют строительные материалы.

2. Какие машины помогают строить.

3. Кто работает на стройке.

 

Собирают из рассыпанных букв -  «деловая игра»

Высказывают предположение, что дом построить нелегко.

    Самооценка  в технологической карте урока                        

 

Предметные:

вспоминают известные сведения о строительстве,

 понимают недостаточность имеющихся знаний.

Личностные:

развитие познавательных интересов учебных мотивов через технологию РКМЧП;

Познавательные:

постановка и решение проблемы;

учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Коммуникативные:

умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

 

 

IV. Усвоение  новых знаний и способов действий. 15 мин

Цель: ознакомление учащихся с новым материалом.

Осмысление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

 

Фронтальная.

Индивидуальная

Словесный.

Наглядный.

Чтение. Беседа.

Коллективная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая.

 

 

 Кормила людей, одевала охота,
Но стало в пещере им жить неохота.
Там холодно было и старым, и малым,
И шли на охоту за стройматериалом.

-Что же может быть строительным материалом? Из чего строили и строят дома?

-Внимательно посмотрите на экран……                                                                                    Отгадывание ребуса. (Слайд 14.)

-Как назывался дом в старину? (изба)

 Экскурсия к русской избе. (Слайд 15.)

а) ЦОР

б) Работа на доске (стрелки – указатели). Восстановить  части русской избы.

Видеостроительство дома.  (Слайд 16.)

Включается музыка. 

-Посмотрите видеоролик. Запомните этапы строительства.

-Скажите в реальной жизни  мы можем так построить дом?

 

-Определим, что надо для строительства дома стройматериалы, рабочие – строители, машины

Работа в группах (бригадах). (Слайд 17.)

(Работают под музыку)

а) Деление на 2 бригады «Строителей» и «Водителей». Выбор бригадиров.

«Строители» - подбирают  строительные материалы и их назначение  (Стр. 113 рассмотреть иллюстрации. Карточки)

 

 «Водители» -Подобрать к названию строительных машин – их применение.

Откроите учебники на стр. 114 - прочитайте текст в 4-х, с карандашом в руках. Сделайте на полях необходимые пометки. Обсудите ответ на вопрос: какие машины работают на стройке?

б) Указания к выполнению.

 На стройке очень важно, чтобы все работали дружно, слаженно, только тогда дом будет строиться быстро и качественно.

 

в) Проверка

- Отдохнём

Самооценка в технологической карте этапа осмысление.

Строим дом.

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Вот какой красивый дом!
Будет жить в нем старый гном.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник стр. 112-113

- используются разные строительные материалы,

- техника.

Работают в группе.     1- Подобрать к названию строительных материалов их назначение.

2 - Подобрать к названию строительных машин – их применение

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

Самооценка работы   в бортовом журнале .    

 

Дети выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх.
Показать руками окно, крышу - сомкнуть руки над головой
Указательным жестом  вытягивают руки вперед.
Приседают.

Предметные:

Познакомиться со строительными материалами и машинами, профессиями .

Познавательные:

уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

уметь высказывать своё предположение (версию).

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

оценивание усваиваемого

 

Предметные умения:

воспринимают смысл читаемого.

Коммуникативные УУД:

совершенствуют навыки работы в группе, приобретают опыт озвучивания и защиты своей позиции.

 

 

 

 

 

Личностные УУД:

осуществляют профилактику утомления

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление знаний и способов действий. 8мин.

Цель: закрепить навыки правильного письма

 

Коллективная.

 

 

Фронтальная.

 

 

 

 

1 Игра «Кто работает на стройке?» — закрепление представлений о профессиях людей на строительстве, упражнение в словообразовании. Слайд 21.

Расчищает строительную площадку бульдозером — буль­дозерист;                      бетонирует фундамент — бетонщик;        кладет стены (из камня, кирпича) — каменщик;                                              поднимает грузы подъемным краном — крановщик;                                                      кроет крышу — кровельщик;                        белит и красит стены, двери... — маляр- штукатур;                                                   делает рамы, двери — плотник;                                подвозит строительный материал на тракторе — тракторист;                                        подвозит строительные материалы на самосвале — шофер;                                 сваривает металлические конструкции — электросварщик;                                              роет яму под фундамент экскаватором — экскаваторщик .

-Назовите  профессии людей, занятых на строительстве домов.

- Чем строительство городского дома отличается от сельского?

- Восстановите этапы постройки дома. (Слайд 22.)

 

 

 

 

 

Самооценка в технологической карте этапа  закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка в  бортовом журнале.  3 задача выполнена 

 

Дети составляют план: 1.Сделать эскиз дома.                           2. Подготовить план дома.                    3.Подготовить площадку для постройки.                 4.Выбрать строительные материалы.      5.Начать строительство (фундамент - кладка стен - крыша).  6.Отделочные работы.

 

Предметные умения:

знакомятся с профессиями на стройке.

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

Коммуникативные:

умение работать в группе.

 

 

 

 

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. 5 мин.

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

ТКМЧП- синквейн

- Подведём итог нашего урока.

- Систематизируем знания в виде синквейна                                       

Тема урока –                            дом

Какие они бывают –       городской и сельский

Что знаете про дом –    красив, уютен, прочен

Кто строит для человека – 

                       человек – Великий   Строитель

Что такое дом?                            жилище

Каковы были наши учебные задачи?   

 

     -  Дом. Вслушайтесь, всмотритесь в это слово. Вспомните свой дом. Предлагаю вам поселить в доме образы, наполнить его звуками, которые вызовут тёплые чувства, воспоминания и мысли  и помогли построить дом, в котором хорошо живётся.

Читают четверостишие.

У каждого дома (и то непременно)
Должны быть и крыша, и окна, и стены,
Должно быть уютно, тепло и светло,
Но главное – в доме должно быть добро.

                                          

                                        

Составляют синквейн.

 

Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка в технологической карте этапа рефлексия.

Регулятивные:

открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

VII. Домашнее задание. 2 мин.

Цель: Разъяснить ход выполнения домашнего задания.

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя.

1.Тетрадь стр.72 задания1-3

2. Рассказ «Как строили мой дом»

Дополнительное: Можно ли построить дом «вверх  тормашками»?

Слушают объяснение учителя.

Делают соответствующие записи.

Регулятивные:

принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

 

 

Приложение 1.                                                     Группа( бригада) "Строители"

Задание: 1. Рассмотри иллюстрации в учебнике  на стр.113

                 2. Соедини стрелками 1 столбик с 3  столбиком .

 

Строительные материалы

 

Назначение

Кирпич

 

Для кладки стен. Красный- для изготовления фундамента, белый- для стен.

Песок, цемент, гипс

 

Для строительства стен домов, потолков, полов, крыш.

Лесоматериалы - круглый лес,  строительные бревна, доски, бруски

Для приготовления раствора, используемого при кладке стен из кирпича и блоков.

 

 

Щебень - мелкоизмельченный камень 

Для изготовления смеси  при  постройке фундамента дома.

 

 

Бетонные плиты

Для покрытия крыш домов.

 

 

Шифер, металлическая черепица, листовое железо

Для потолочного перекрытия, стен

 

 

Стекло, металлы, пластмасса

 

Для  окон , внутренней отделки.

Ученик: Мы узнали, что для постройки дома используются следующие строительные материалы. (  Подойти  к доске и  показать  свой строительный материал. )

 

 

Группа (бригада) «Водители»

Задание:1. Рассмотреть иллюстрации и прочитать текст  в учебнике стр. 114-115

                2. Соедините стрелками 1 и 3 столбики.

Машины

 

Применение

Бульдозер

 

Мощный трактор несет впереди стальной щит. Всем щитом землю толкает, разравнивает, засыпает ямы и впадины.  Он готовит для строителей широкие дороги, гладкие просторные площадки, чтобы всем другим машинам было удобно работать.

 

Экскаватор

Каждой машине - груз по ее силам.

 

Машины-автопогрузчики

Машина-землекоп загребает землю ковшом. Ковш зачерпывает землю, поднимается, поворачивается, высыпает землю в грузовик-самосвал. Это экскаватор роет огромную яму - котлован.

 

Башенные краны

Они обязательно выше всех. Чтобы даже на крышу самого высокого дома подать своей рукой-стрелой все, что понадобится.

 

Самосвалы

Для перевозки строительных материалов

 

Бетономешалка

Применяется  для приготовления  растворов путем смешивания в определенных соотношениях песка, цемента и воды.

 

Ученик: Мы выяснили, какие машины приходят на помощь человеку на стройке


Приложение 2

Технологическая  карта урока окружающий мир

 

Ф.И___________________________________

 

Этап урока

Самооценка

1

Проверка домашнего задания.

Тест «Из чего что сделано»

 

___________________________

 

 

2

Вызов.

Тема, цель, задачи

 

 

3

Осмысление.

Новый материал. Работа в группе

 

 

4

Закрепление  материала.

 

 

 

5

Рефлексия. Синквейн.

 

 

 

 

 

Приложение 3

Бортовой журнал

 

КРИТЕРИИ

Знаю

+ -  ?

Хочу узнать

+ -  ?

Узнал

+ - ?

1. Я знаю строительные материалы

 

 

 

2. Я знаю,  какие машины помогают строить

 

 

 

3. Я знаю профессии строителей

 

 

 

4.Я умею работать в паре

 

 

 

 

 

 


J    K     L

 

 

 

Я все задания      Я затруднился       Я допустил

выполнил               не более               ошибки

без ошибок                   двух раз              удовлетво-

отлично                 хорошо               рительно

                                                            

 

Приложение 4

СИНКВЕЙН

 

ДОМ

 

ГОРОДСКОЙ   и  СЕЛЬСКИЙ

 

КРАСИВ,  УЮТЕН,  ПРОЧЕН

 

ЧЕЛОВЕК – ВЕЛИКИЙ   СТРОИТЕЛЬ