Урок 2 (11). «Садко»
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня мы ещё раз будем слушать музыку, которую написал великий немецкий композитор Л. Бетховен.
Звучит «Пастушья песенка» на тему из 5 части «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена, сл. К. Алемасовой.
- Какое настроение присутствует в музыке?
-Какие инструменты вы услышали? (Слышно, как свирель беседует с рожком).
-Для чего композитор использовал свирель и рожок? (Чтобы они исполнили песню пастушка).
(Мелодия, которую они исполняют, похожа на песнь пастушка. Неторопливая, светлая).
- Прошло много времени с тех пор, как рожок и свирель исполняли только народную музыку.
Сейчас свирель и рожок исполняют не только народную музыку, но и симфоническую.
2. Углубление темы урока.
- «Былинные наигрыши», Д.Локшин (гусли).
Дети слушают «Былинные наигрыши» в исполнении на гуслях, при этом имитируя переборы струн на воображаемом инструменте.
- Как звучала музыка? (Звучал старинный напев).
- На прошлом уроке мы познакомились с этим инструментом. Сейчас его очень редко можно встретить в концертных залах. По
он очень часто бывает одним из главных героев сказок и былин. Появились гусли очень давно.
Для их изготовления использовали вначале конский волос, его туго натягивали на деревянной доске. Чтобы звук у гуслей был и высоким, и низким, и хорошо его было слышно, деревянную доску стали делать в виде крыла, как у большой птицы. И называть их стали гусли крыловидные или яровчатые. Гусляр клал их к себе на колени и пел былинные напевы, народные песни. Так, об одном таком гусляре Садко рассказано в русском былинном сказе.
Дома вы его читали с родителями и отметили в сказе те места, где звучит музыка.
(Еще раз читаем) Выяснить, где в сказе звучит музыка, в каком характере она могла бы звучать.
Звучит песня Садко «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова.
- Какая была музыка? (Удалая, задорная, наполненная
острыми ритмами).
- В каком темпе исполнялась? Какое настроение передавала?
(Звучала в быстром темпе, пере-дакхцемрадоапюенастровй/е Садко)
-Какой жанр музыки звучал? (Танец (пляска)).
-Звучит «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.Римского -Корсакова.
- Как звучала музыка?
(Ласково, нежно, неторопливо, с убаюкивающими интонациями).
- Какой жанр музыки? (Песня, колыбельная).
- Запишем теперь определения характера этих двух сочинений в нашем учебнике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.