Внеурочная деятельность
(Духовно-нравственное направление)
«Основы православной культуры Крыма»
(Христианская этика в культуре России и Крыма)
5 класс
Учитель ОПКК – Атаманенко Е.В.,
МОУ лицей «МОК № 2» г. Джанкой, Республика Крым
Тема. Рождество Христово. История Рождества Христова.
Цель: рассказать о событиях Рождества Христова и праздновании этого события в Церкви.
Задачи:
учебные: познакомить с основами христианского учения о Боговоплощении, пришествии Бога в мир;
воспитательные:
· формирование ценностного отношения к православной культуре;
· воспитание культуры празднования Рождества Христова;
· воспитание семейных отношений;
· воспитание милосердия;
развитие УУД:
· умений анализировать;
· определять логические связи между понятиями;
· навыков смыслового чтения;
· выделения морального содержания действия.
Тип урока: урок первичного изучения новых знаний.
Основные понятия:
· Рождество Иисуса Христа
· Иисус-Спаситель
· ясли
· праздник
· Вифлеемская звезда
Виды деятельности: рассказ учителя, диалог
Оборудование: икона Рождества Христова, мультимедийный проектор, презентация к уроку, мультфильм «Рождество», классная доска.
Ход занятия:
1. Актуализация.
- Любите ли вы праздники? Почему?
- А как вы думаете, если бы все дни были праздничными, радовались бы мы им?
- Дни нашей жизни делятся на будни и праздники. Будни отданы труду, а праздники? (Отдыху)
- Это не совсем так. В каждом празднике есть свое особое значение, его нужно знать, поэтому к празднику готовятся, чтобы встретить его достойно.
- Прочитайте высказывание на доске:
Пост - пости, праздники - празднуй.
- Подобно как: "Делу время - потехе час".
- Начиная с 28 ноября (Филиппов день) начинается Рождественский пост. В это время надо делать добрые дела, которые приносят радость. И стараться, чтобы эта радость оставалась с тобою, т.е. надо трудиться, тогда и праздник будет в радость, когда к нему готовятся.
- А что такое праздник?
(Праздник - радостное состояние души, посвященное какому-то важному событию.)
- Сегодня речь пойдёт о любимейшем христианском празднике, посвящённом долгожданному событию в жизни всего мира.
- О каком же празднике мы будем сегодня говорить? (О Рождестве Христовом).
- Великий праздник Рождества Христова, в честь какого же события? (Рождение Иисуса Христа)
2. Изучение новых понятий.
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
- Рождение детей - всегда важное и радостное событие в жизни людей. Родственники и знакомые поздравляют счастливых родителей, дарят подарки, желают здоровья появившемуся на свет ребёнку. Все люди любят свой день рождения и ежегодно его отмечают.
Но Рождество Христово стало важнейшим событием для всего человечества, поэтому люди всего мира не только празднуют этот день, но и современное летоисчисление ведётся от Рождества Христова. Так по текущему году можно определить, сколько лет назад родился Спаситель мира.
Иисус Христос родился более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме.
Произошло это событие в далекой теплой стране, где находится святой город Иерусалим. Местность там гористая. По склонам гор разведено жителями множество виноградников и садов. К северу от Иерусалима в стране Галилейской в городе Назарете жила Дева Мария в доме Иосифа.
В то время римский император приказал сделать всенародную перепись населения. Каждый должен был записаться в том городе, где он родился, где жили его предки. Иосиф был родом из Вифлеема, поэтому он и Мария отправились из города Назарета в Вифлеем. В Вифлеем съехалось множество людей, гостиницы были переполнены приезжими, и места в них для Марии и Иосифа не оказалось.
Они нашли приют за городом в вертепе – пещере, которая использовалась для загона скота. Здесь и произошло величайшее событие в истории человечества – родился Спаситель мира. Мария спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
Ясли – решётчатый ящик, в который клали корм для скота.
Придя на землю, Он не был встречен почётом, знатностью и богатством. У него не было пристанища, колыбельки как у всех детей. Ясли, т.е. ящик для корма скота стал его колыбелькой, пещера стала его пристанищем. Но разве обиделась Дева Мария на людей? Посмотрите на икону.
- Дева Мария всё так же смиренна, излучает любовь и кротость. (рассматривание иконы)
Кротость, любовь и смиренье веет дыханием роз.
Грешной земле во спасенье послан Младенец Христос.
Дева склонилась над сыном, в сердце её- чистота.
Ангелы реют незримо, славят рожденье Христа.
И действительно, ангелы подарили маленькому Христу красивую песню небес.
-А что же было дальше?
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
И они поспешили в указанное место, чтобы поклониться Христу. Войдя в пещеру, они объявили о явлении ангелов и поклонились Христу, как Богу.
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока.
Волхвами называли мудрецов и наблюдателей звёзд. Они верили, что при рождении великого человека на небе появляется особенная звезда.
Изучая звёздное небо, эти волхвы-мудрецы увидели необычную, очень яркую, новую звезду. Им было открыто, что на земле родился Спаситель мира. Так как город Вифлеем находился в Иудее, то Спасителя называли Царём Иудейским. Волхвы собрались в путь, чтобы поклониться родившемуся Спасителю.
Мудрецы пошли за звездой и пришли к царю Ироду.
«Где родившийся Царь Иудейский? Мы пришли поклониться Ему. Услышав это, царь Ирод встревожился, как бы у него не отняли власть и не передали царский престол новорожденному Царю. Ирод собрал к себе книжников и спросил: «Где должно родиться Христу?» Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка».
Тогда Ирод тайно призвал к себе волхвов, выведал у них появление звезды, послал их в Вифлеем и сказал: «Пойдите и там хорошенько все узнайте о Младенце, а когда найдете Его, скажите мне, чтобы и я мог пойти и поклониться Ему».
- Как вы думаете, правда ли Ирод хотел поклониться Иисус? (Нет)
- А зачем же ему нужно было знать, где находится Младенец? (Он хотел Его убить).
«Они (волхвы), выслушав царя, пошли. И звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец».
Звезда, которая вела за собой волхвов к месту рождения Христа, названа Вифлеемской.
Вифлеемская звезда изображается на иконах и имеет обычно восемь концов. Звёзды, которыми украшают рождественскую ёлку, праздничные гирлянды, поздравительные открытки напоминают нам о Вифлеемской звезде.
«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в вертеп, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Ладан – это специальная ароматная смола, используемая при богослужениях, а смирна – дорогое масло, которым натирали тела умерших.
Мария хранила эти дары всю свою жизнь. Сейчас они находятся в монастыре на горе Афон. От даров и поныне исходит удивительное благоухание.
Волхвы с востока пришли в Вифлеем,
Звезда довела их до каменных стен.
Волхвы с Востока пришли неспроста,
А с тем, чтоб прославить Иисуса Христа.
Дева Мария родила младенца
Бьется в груди его доброе сердце
Дышат любовью младенца уста
Дева Мария родила Христа.
Это были не случайные подарки. Своими дарами волхвы показали, что поклоняются Христу как Богу, Человеку и Царю: ладан предназначался Иисусу как Богу, смирна – как Человеку, обречённому на смерть, и золото – как Царю, имеющему власть и силу править судьбами людей.
После этого волхвы хотели идти в Иерусалим к Ироду, но получили во сне от Бога повеление не встречаться больше с Иродом. Тогда они возвратились домой другой дорогой.
В то же время Иосифу явился другой ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Этой же ночью Святое семейство под покровом темноты убежало в Египет.
Ирод, поняв, что его план не удался, приказал убить в Вифлееме всех маленьких детей до двух лет, надеясь в их числе погубить и Христа. Эти тысячи младенцев стали первыми мучениками за Иисуса Христа и за наше спасение.
По прошествии восьми дней, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Иисус – имя Спасителя, которое и значит «Спаситель». Самим Богом через Архангела Гавриила было указано Марии назвать Сына именем Иисус.
А Христос означает «помазанник». Так древние евреи и называли царей, священников и пророков, которых в знак их особенно важного служения и для того, чтобы они могли совершать его богоугодно, помазывали миром. Миро – смесь благовонных веществ, особым образом приготовленная и освящённая.
Оба имени Спасителя говорят о выполнении Им Божественной воли спасения человечества.
3. Физминутка.
Дети встают за партами, соединяют руки и под пение колядки «Под свечами трепещут иголки» по команде учителя несколько раз поднимают и опускают руки.
4. Продолжение изучения нового материала.
Икона «Рождества Христова»
Рождество Христово – один из самых главных христианских праздников. Русская Православная Церковь отмечает его 7 января.
(Слайд 20)
Когда наступает церковный праздник, то посреди церкви ставится икона праздника
(показ иконы)
- Что вы на ней видите? (Пещеру, Божию Матерь, Младенца, ангела)
- Что мы видим в центре иконы? (Пещеру, в которой лежит Младенец и Деву Марию)
- Почему Младенец родился в бедной пещере? (Им не хватило места в гостинице)
- Кто изображён наверху? (Ангелы)
- Что пели ангелы в ночь Рождества Христова? (Слава Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение)
- Кто изображён справа? (Пастухи)
- Как они узнали, что родился Спаситель? (Им явился ангел и сказал, что произошло в эту ночь)
- Кто изображён на иконе слева? (Волхвы)
- А как они узнали о рождении Младенца? (Они шли за звездой)
- Кто находится внизу иконы? (Иосиф)
А ещё внизу изображено как омывают младенца.
5. Формирование умений и навыков. Контроль знаний.
(Слайд 21) Кроссворд
1. Восточный мудрец.
2. Город, в котором родился Младенец Христос.
3. Мать Христа.
4. Что послужило Младенцу вместо колыбели?
5. ... Обручник.
6. Другое название Рождественского поста.
7. Место, где родился Христос.
8. Русское название см. п.7.
9. Божий вестник.
10. Один из даров восточных мудрецов.
11. Откуда пришли в Вифлеем Иосиф и Дева Мария?
12. Сколько восточных мудрецов пришло поклониться Христу?
13. Куда бежала от царя Ирода семья маленького Христа?
- А сейчас давайте посмотрим мультфильм о Рождестве Христовом.
http://pravera.ru/index/rozhdestvo_iisusa_khrista_multfilm_skachat_ili_smotret_onlajn/0-104
6. Рефлексия.
-О каком празднике мы сегодня говорили? (О Рождестве Христовом)
-Что нового вы узнали на уроке? рассматривали икону Рождества Христова)
Использованная литература:
1. «Закон Божий». Издательство Белорусского экзархата Московского Патриархата. - Минск: 2013. 2-е изд.
2. «Десять заповедей». Протоиерей Борис Ьалашов. «Христианская жизнь», Клин: 2012.
3. «Великие праздники». Протоиерей Борис Ьалашов. «Христианская жизнь», Клин: 2010.
Ссылки:
Песня «Звёздочки ярко сияли» http://ok.ru/video/6504252757
Мультфильм «Рождество Христово» http://pravera.ru/index/rozhdestvo_iisusa_khrista_multfilm_skachat_ili_smotret_onlajn/0-104
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.