Министерство образования и науки
Самарской области
ГОУ СПО Губернский колледж г.Сызрань
Технический профиль
Урок по предмету "История»
на тему «Золотой век Екатерины II»
на 1 курсе НПО в группе 107
профессия
240101.03 (20.3) «Оператор нефтепереработки»
Разработала: Самсонова Л.С.
преподаватель истории и общественных дисциплин
Сызрань 2010
Рассмотрена и одобрена
На предметной (цикловой) комиссии
Протокол №____
« __ » ____________ _________
Председатель:___________ / Л.С. Самсонова /
Преподаватель: _________________ / Л.С. Самсонова /
Предмет:
История
Тема урока:
« Золотой век Екатерины II»
Тип урока: Изучение нового материала
Форма урока: комбинированная с использованием информационных технологий Учебник:
Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII - XIX в. Методы:
устный (словесный), наглядный, практический
Оборудование:
учебник, компьютер, интерактивная доска, карта «Российская империя XVIII века», портрет Екатерины II
Цели урока:
Образовательные: Рассмотреть внутреннюю политику Екатерины II. Дать характеристику личности Екатерины II; раскрыть ее роль в истории России. В чем сходство и различие внутриполитического курса двух Великих — Петра I и Екатерины II?
Воспитательные: Создать условия для воспитания любви к истории страны, для формирования у обучающихся восхищение умом и наблюдательностью Екатерины II над природой человеческой, ее просветительской деятельностью, осуждение ее эгоистических начал в характере, направленных на возвышение одних слоев населения и унижение других.
Развивающие: Создать условия для развития умения формулировать свою точку зрения, быть внимательным к мнению других, делать самостоятельные выводы, обобщения, умения работать с материалом учебника.
Основные понятия: «просвещенный абсолютизм»; Союз монархов и философов; Уложенная комиссия.
Основные даты: 1762 – 1796 г. г – правление Екатерины II; 1763 г.- реформа Сената; 1767 г. – созыв Комиссии для составления нового Уложения; 1775 г. – «Учреждение о губерниях»; 1785 г. – Жалованная грамота дворянству и городам
План урока
I. Проверка домашнего задания (8 мин)
I.1 Тестовое задание (спроектировано на доске: I вариант выполняет четные задания, II вариант нечетные)
II. 2 Фронтальный опрос
II. Изучение нового материала (27 мин)
II. 1 Вступительное слово учителя
II. 2 Сообщение учащихся о Екатерине II
II. 3 Рассказ учителя о первых реформах Екатерины
II. 4 Самостоятельная работа по определению основных направлений внутренней политики Екатерины II
III. Обобщающая беседа (9 мин)
IV. Выставление оценок, задание на дом (2 мин)
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
II. Изучение нового материала
II. 1. Вступительное слово учителя.
Учитель:
- На прошлом уроке мы узнали об обстоятельствах, которые сделали жену свергнутого Петра III российской императрицей, которая вошла в историю под именем Екатерины Великой. В 1762 г. на российский престол взошла женщина выдающихся способностей, умная, образованная и чрезвычайна деятельная.
Наша задача сегодня на уроке - сравнить политику Екатерины II с предшествующими правителями с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра I и ответить на вопросы:
Запишите тему урока: Золотой век Екатерины II (1762-1796 годы правления)
Учитель: «Я хотела быть русской, чтобы русские любили меня. Или умру, или буду царствовать»,- так говорила Екатерина Великая, когда приехала в Россию. Правление её продолжалось 34 года. За это время произошло очень много событий во внутренней и внешней политике России, продолжились реформы Петра Великого. Екатерина II стала достойной преемницей Петра I и получила также титул Великая. Свое царствование Екатерина начала в сложное время. Армия не получала жалованья. Волновались заводские крестьяне. Сенат не знал точно цифры доходов, в финансовом управлении царил беспорядок, но Екатерина провела много внутренних реформ, проводила активную внешнюю политику, что сделало страну вновь могущественным государством в Европе. Большую роль в этом сыграла личность самой императрицы. Давайте послушаем небольшие сообщения.
II. 2. Сообщения учащихся об Екатерине II (приложение 2)
Вопросы:
- Какие черты характера Екатерины II выделяет Ключевский?
- Какие правила управления, Екатерина II сформулировала для себя при восшествии на престол?
II. 3. План рассказа учителя о первых реформах Екатерины II:
1) «Просвещенный абсолютизм»;
2) ликвидация Кабинета министров, введенного Анной Иоанновной;
3) восстановление значения Сената (1763) и усиление роли генерал-прокурора;
4) восстановление Берг-коллегии, Мануфактур-коллегии, Главного магистрата;
5) ликвидация гетманства на Украине (1764 г)
6) Уложенная комиссия
Учитель: Все эти меры были направлены на усиление централизации государства, улучшение экономики страны, на реформирование аппарата центрального управления государством
Запись в тетрадях: Уложенная комиссия, 1767-1774 гг.: задача - составить новый свод законов
Лето 1767 г., Москва, Грановитая палата - Комиссия для составления нового свода законов
Состав: 572 депутата: дворянство, гос. крестьяне, казачество, нерусские народы, горожане.
Крепостные (½ населения страны) – не участвуют.
45% Комиссии – дворянские депутаты.
Девиз Комиссии: «Блаженство каждого и всех».
1600 наказов с мест.
1767 г. - «Наказ» - теоретическое основание просвещенного абсолютизма.
¾ - цитаты из просветителей, доказывающие необходимость сильной самодержавной власти в России.
На пятом собрании – присвоение ЕII титула «Великой, премудрой матери Отечества».
Неожиданно – крестьянский вопрос в центре обсуждения.
Критика отдельных сторон крепостничества.
Ряд депутатов – за четкую регламентацию крестьянских повинностей.
1768 г. – Уложенная комиссия распущена на неопределенный срок под предлогом начала войны с Турцией.
- Окончательное упразднение Уложенной комиссии произошло в 1774 г.
II. 4. Самостоятельная работа по определению основных направлений внутренней политики Екатерины II
II. 4. 1. Самостоятельное чтение материала учебника &46, стр. 56-57: «Дальнейшие реформы Екатерины II» и заполнение таблицы:
Внутренние реформы Екатерины II
Реформы |
Цель |
Содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. 4. 2. Проверка таблицы: 1 ученик зачитывает составленную таблицу, остальные дополняют, исправляют (2-3 тетради на индивидуальную проверку)
II. 4. 3. – Давайте определим генеральную линию внутренней политики Екатерины II (Превратить великую Россию в страну просвещенного абсолютизма и неограниченной монархии с помощью продолжения реформ Петра Великого, опираясь на русское дворянство);
- А теперь обобщим, какие же основные меры были проведены в русле политики просвещенного абсолютизма и какие мероприятия проводились Екатериной II в интересах дворянства российского:
Слайд 1
В русле политики просвещенного абсолютизма основными мерами Екатерины II стали:
– дворяне получают щедрые пожалования земли и крепостных крестьян,
– учреждение Вольного экономического общества,
– право открывать предприятия без разрешения правительства,
– секуляризация церковных земель,
– разрешение всем желающим заниматься промыслами,
– начало проведения школьной реформы,
– разрешение создания вольных типографий,
– запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков.
- Какой орган был создан для проведения этой политики? (Уложенная комиссия)
Слайд 2
Мероприятия проводились Екатериной II в интересах дворянства российского:
1765 г – Указом было разрешена ссылка крепостных крестьян на каторгу
1765 г – монастырские земли передавали в собственность дворян
1782 г – дворяне были объявлены собственниками земли и ее недр и т д.
1785 г – выданы жалованные грамоты дворянам, где были воедино собраны и подтверждены все привилегии данные дворянству после смерти Петра I.
Учитель: Внутренняя политика Екатерины II, проводимая в интересах помещиков – социальной опоры самодержавия, не могла не вызвать недовольства бедных слоев населения. Пример тому, впоследствии крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.
- А теперь, давайте сравним внутреннюю политику Петра I и Екатерины II
-Что общего можно выделить: (задание проектируется на доске)
1. по отношению к крепостному праву;
2. в сфере экономики;
3. в государственном управлении;
4. в социальной сфере;
5. в отношении церкви;
6. в развитии культуры
- Ученики отвечают по пунктам – (примерные ответы):
1) Усиление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления.
2) Поощрение экономического развития страны
3) Расширение прав и свобод дворянства, превращение его
в привилегированное сословие — опору самодержавия.
4) Усиление власти помещиков над крестьянами
5) При Петре I в 1721 г.
в соответствии с Духовным регламентом создана Духовная коллегия — Синод,
церковь полностью подчинялась государству, превратившись в часть
бюрократического аппарата, при Екатерине II в
1763—1764 гг. была проведена секуляризация церковных земель
6) Развитие просвещения и культуры
(если позволяет время желательно просить приводить конкретные меры проводимые
во всех указанных сферах)
- В чем можно выделить различие внутриполитического курса двух Великих?
III. Обобщающая беседа
1. Объяснить особенности правления Екатерины II. Какие качества позволили Екатерине II добиться значительных успехов?
2. Какие есть основания назвать время Екатерины II золотым веком дворянства?
3. Какие изменения произошли в положении других сословий?
4. Какую роль сыграла личность Екатерины II в истории России? См. с. 57 – 58 учебника
5. Что показалось в личности Екатерины наиболее свойственным русскому характеру?
6. Что было отличительным, оригинальным в характере и деятельности Екатерины II?
7. Что больше всего запомнилось из материала о Екатерине II?
IV. Выставление оценок, задание на дом
Домашнее задание: вопросы к &46, стр. 58-59 (устно)
Литература:
7. Т. В. Коваль. Н. С. Борисов. А. А. Левандовский. ИСТОРИЯ РОССИИ. с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. Поурочные рекомендации. Пособие для учителя.
Приложение 1
1.Новое летоисчисление в России было введено в:
а) 1700 г.
б) 1699 г.
в) 1701 г.
г) 1702 г.
2. Петербург стал столицей России в:
а). 1703
г;
б) 1735 г;
в) 1712 г;
г) 1700 г
3. В результате, какой войны Россия получила выход к Балтийскому морю:
а) Ливонской войны 1558 – 1583;
б) Смоленской войны 1632 – 1634;
в) Северной войны 1700 – 1721;
г) Семилетней войны 1756 – 1763
4. Участие России в Семилетней войне:
а) 1757- 1762 гг.
б) 1755-1757 гг.
в) 1762- 1769 гг.
г) 1760- 1767 гг.
5. Под каким названием вошло в историю правление Анны Ивановны:
а) бироновщина;
б) пугачевщина;
в) Смута;
г) просвещенный абсолютизм
6.Согласно принятой в 1722 г Табели о рангах продвижение по службе зависело от :
а) знатности рода;
б) личных заслуг;
в) богатства;
г) выслуги лет
7. При Елизавете Петровне государственными делами занимались:
а) Б.К. Миних
б) А.И. Остерман
в) П.И. Шувалов
г) К.Г. Разумовский
8. После смерти Анны Иоанновны престол унаследовал:
а) Иван Антонович – сын племянницы Анны Иоанновны
б) Петр Алексеевич- внук Петра I
в) Карл Петр Ульрих – племянник Елизаветы Петровны
г) Елизавета Петровна- дочь Петра Великого
9. Позднее других произошло событие
а) Начало правления Елизаветы Петровны
б) « Великое посольство» Петра I в Европу
в) правление Анны Иоанновны
г) правление Петра II
10.Какие из приведенных ниже понятий, выражений связаны с эпохой дворцовых переворотов в России?
а) смута
б) хованщина
в) «опричнина»
г) бироновщина
11. Какое из названных событий в России относится к эпохе Дворцовых переворотов
а) созыв Уложенной комиссии
б)создание Сената
в) участие России в Семилетней войне
г) учреждение опричнины
12. Привилегированное сословие в России, основой экономического господства которого является собственность на землю – это:
а) дворяне;
б) духовенство;
в) казаки;
г) мещане
Приложение 2
Сообщение 1
ЕКАТЕРИНА II АЛЕКСЕЕВНА (урожденная Софья Августа Фредерика) (1729-1796) – российская императрица (с 28 июня 1762), единственная из русских правительниц, удостоившаяся в исторической памяти соотечественников, как и Петр I, эпитета «Великая».
Родилась 21 апреля 1729 в Штеттине в семье обедневших князей Ангальт-Цербстских (север Германии), получила домашнее образование (немецкий – родной, французскому, танцам, музыке, основам истории, географии и богословия обучили домашние учителя). В 1744 прибыла в Петербург по приглашению императрицы Елизаветы Петровны, искавшей своему воспитанному в Голштинии племяннику Петру-Ульриху Федоровичу невесту в Германии. Крещеная в России под именем Екатерины Алексеевны, была выдана в 1745 замуж за Петра-Ульриха, будущего наследника престола. Пока инфантильный муж увлекался игрой в солдатики, Екатерина читала труды по истории, юриспруденции, сочинения французских просветителей и жаждала любви и власти. Природная расчетливость, волевой характер заставили ее хорошо выучить русский язык, узнать традиции, историю, обычаи новой родины. Окруженная недругами, не любимая ни мужем, ни его теткой-императрицей, Екатерина в 1754 родила сына (будущего императора Павла I), постоянно опасаясь, что ее вышлют из России. «У меня были хорошие учителя – несчастье с уединением» – вспоминала она позже. Болезнь и смерть Елизаветы Петровны (1761) изменили ход событий.
Екатерина была умна и наблюдательна и рано сделала вывод, что если нуждаешься в ком-то, то полезнее замечать не слабые стороны другого человека, чтобы ими воспользоваться, а сильные, чтобы на них опереться. В отличие от «русских барынь» она была трудолюбива, с удовольствием сама себя обслуживала, например, стирала, варила себе кофе, могла растопить камин, любила работать в саду, искусно вышивала, иногда занималась резьбой по слоновой кости. Пока ее муж развлекался дрессированием собачек и разыгрыванием кукольных спектаклей, она изучала историю, географию, экономику, философию, знакомилась с трудами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, читала русские летописи и т.д. Читала и писала на немецком, французском и русском, но допускала много ошибок. Екатерина сознавала это и однажды призналась одному из своих секретарей, что «могла учиться русскому только из книг без учителя», так как «тетка Елизавета Петровна сказала моей гофмейстейрше: полно ее учить, она и без того умна».
Императрица просыпалась обычно в шесть часов утра, натирала щеки льдом, пила в кабинете крепкий кофе со сливками и печеньем и садилась до девяти часов за работу. Затем возвращалась в спальню и принимала докладчиков. В будние дни императрица носила простое платье и не надевала драгоценностей.
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.
Правила управления, которые Екатерина II сформулировала для себя при восшествии на престол: «1. Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям».
Сообщение 2
Екатерина II
Екатерина была просто умна и ничего более, если только это малость. У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаза другим. Екатерина умела быть умной кстати и в меру.
…Но у нее был один счастливый дар, производивший наиболее сильное впечатление: памятливость, наблюдательность, догадливость, чутье положения, уменье быстро схватить и обобщить все наличные данные, чтобы вовремя принять решение, выбрать тон, в случае надобности благоразумная мораль и умеренно согретое чувство – все эти мелкие пружины, из деятельности которых слагается ежедневная житейская работа ума. Екатерина умела приводить в движение легко и ежеминутно, когда бы это ни понадобилось, без заметного для зрителей усилия. Это всегдашняя готовность к мобилизации сообщала Екатерине чрезвычайную живость без увлечения. Она всегда была в полном сборе, в обладании всех своих сил.
…привычка жить не дома, сталкиваться с чужими людьми, в которых она нуждалась больше, чем они в ней, вместе с чутьем среды и положения рано развила в Екатерине наблюдательность, соединенную с уживчивостью.
В обращении она старалась не блистать разговором, чтобы не мешать собеседнику высказаться. Зато в ней удивлялись искусству слушать, долго и терпеливо выслушивать всякого, о чем бы кто ни говорил с ней; притом собеседника своего она она изучала больше самого предмета беседы, хотя ему казалось наоборот.
Так вместе со знанием людей Екатерина выработала в себе и лучшее средство приобретать их – внимание к человеку, умение входить в его положение и настроение, угадывать его нужды, задание мысли и невысказанные желания…
Ключевский В.О. Исторические портреты.-М., 1991.-с.292-293
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.