Урок по физике ": Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах."
Оценка 4.9

Урок по физике ": Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах."

Оценка 4.9
docx
05.01.2021
Урок по физике ": Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах."
открытый урок по физики в 7 классе (12.10.2019).docx

Открытый урок физики в 7 классе

Тема урока: Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

УМК:

Авторская программа: Гутник Е.М., Перышкин А.В. «Физика 7-9», М.:Дрофа. 2019г.

Учебник  Перышкин А.В. «Физика 7» М.: Дрофа 2019 г

Учитель: Каминская Н.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

Тип урока:  урок открытия нового знания.

Цель урока :

формирование знаний о явлении диффузии; развитие навыков совместной деятельности;  воспитание интереса к изучаемому материалу,

Задачи урока.

предметные

метапредметные

Личностные

Закрепление понятия «молекула», знакомство с явлением диффузии и выявление условий протекания явления

Развитие навыка организации учебной деятельности, самоконтроля.

Развитие познавательного интереса, самостоятельности в приобретении знаний и практических умений, оценивать результаты своих действий, ценностное отношение друг к другу.

 

Универсальные учебные действия.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

убежденность в возможности познания природы, способность видеть закономерность изучаемого явления, интерес к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

 

планировать свою деятельность при выполнении задания, определяя последовательность действий, умение работать по плану

работа с разными типами информации, установление причинно-следственных связей

 

речевая деятельность, навыки сотрудничества и ведения диалога.

 

 

 

 

Планируемые результаты урока.

предметные

метапредметные

Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры, приводить примеры диффузии в окружающем мире, объяснять роль явления диффузии в природе.

Уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы, развивать монологическую и диалогическую речь, уметь интегрироваться в группу сверстников.

 

Оборудование: для фронтальной работы с классом - ПК, проектор, экран,

для работы групп учащихся(в расчете на 1 группу): химический стакан – 3 шт., раствор йода – 1 шт., пипетка – 1 шт., пакетик чая – 2 шт., стакан с холодной водой  и стакан с горячей водой, микроскоп – 1 шт, раствор молока с водой, лист бумаги А4 и цветные карандаши, набор картинок для рефлексии.

Разбить класс на  группы и весь урок работаем по группам.

Эпиграф  к уроку(записать на доске):

Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.

(Леонардо да Винчи)

I.                    Проверка д/з

Слайды 1-8

Отгадаем кроссворд (за каждый правильный ответ группа получает жетон – приложение 2)

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

1 – Источник знаний о явлениях природы.

2 – Кто назвал мельчайшие частицы вещества атомами?

3 - Одна из основных наук о  природе.

4 – Одна из наук о природе, изучающая Землю.

5 – Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства. (доп. вопрос: отличаются ли молекулы воды от молекул льда? Если да, то чем? Каков состав молекулы воды?)

6 – Прибор для измерения объема жидкости.

7 – Физическая величина, измеряемая в метрах. (доп. вопрос: Можно ли увидеть молекулы в школьный микроскоп? Что вы можете сказать о размерах молекул?)

8 – Изменение, происходящее с телом или веществом в окружающем мире. (доп. вопрос: приведите примеры физических явлений)

В закрашенных ячейках по вертикали записана тема урока /ДИФФУЗИЯ/

Слайд 9 - Записываем тему урока в тетрадь.

II.                 Изучение нового материала

Ставим цели и задачи урока -  Слайд 10

Цель урока – изучить явление диффузии

Задачи:

·         Узнать, что такое диффузия

·         Выяснить,  как она происходит

·         От чего она зависит

·         Где применяется

Начнем нашу работу!

О чём идёт речь в этих поэтических строках?

 

Слайд 11

Гостеприимные древние кедры

Благоухают смолою целебной.

(древнеиндийский поэт Калидаса. V век)

Слайд 12

По запаху лотосов вышел к саду,

Так сладко пахли они.

(вьетнамский поэт Зиап Хай)

 

Проведем эксперимент: брызнуть немного освежителя воздуха или туалетной воды.

 

Слайд 13

Как вы думаете, почему запахи распространяются в воздухе?

 

Выслушать гипотезы всех  групп учащихся.

 

Вывод: Молекулы газов находятся в непрерывном движении.

 

Смоделируем  движение молекул – мальчики будут выступать в роли молекул воздуха, а девочки в роли молекул духов.

 

А как обстоит дело с жидкостями?

 

Слайд 14

Опыт:

В стакан с водой добавим несколько капель йода, пронаблюдаем явление.  Сделайте вывод.

Вывод: Молекулы жидкостей также движутся.

 

Слайд 15

Явление, при  котором происходит взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией.

 

Записать определение в тетрадь.

 Происходит ли диффузия в твердых телах? Движутся ли молекулы твердых тел?

 

Работаем с учебником. Найдите в тексте учебника ответ на поставленный вопрос.

 

Как вы думаете, всегда ли диффузия происходит с одинаковой скоростью? Можно ли ускорить протекание этого явления? Если да, то как?

 

А вы обратили внимание, что в учебнике оговаривают скорость диффузии при определенной температуре.

 

Слайд 16

Опыт:

Возьмём два стакана – один с холодной, а другой с теплой водой, опустим в них пакетики чая, пронаблюдаем явление.  Сделаем вывод.

 

Вывод:  Скорость диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее идет диффузия.

 

Молекулы нельзя увидеть в школьный микроскоп, но…

Слайд 17

Опыт:

Небольшое количество молока разбавить водой. Капельку раствора поместить между двумя предметными стеклами и рассмотреть в микроскоп.

Что вы увидели? Как наблюдаемое явление можно объяснить?

 

Слайд 18- 19

Броуновское движение – движение очень мелких твердых частиц, находящихся в жидкости.

 

III.              Закрепление материала

 

Работа в группах – приложение 1.

 

После выполнения задания группы презентуют свои рисунки и дают ответы на вопросы.

 

 

IV.              Подведение итогов урока

Вернемся к задачам, которые мы поставили перед собой в начале урока. Справились мы с ними? – выслушать мнения представителей рабочих групп, сделать общий вывод.

V.                Рефлексия - приложение 3.

Выберите из предложенных рисунков тот, который отражает оценку вашей работы на уроке.

Подсчет количества жетонов и выставление оценок.

VI.              Д/з - § 9-10cлайд 20

 

Приложение 1.

 

Задание для 1 группы.

 

Нарезанный лук сильнее пахнет. (мальгашская пословица)

 

Задания:

·         Каков физический смысл пословицы?

·         Верна ли данная пословица с точки зрения физики?

·         Сделать рисунок к пословице.

 

 

Задание для 2 группы.

Волка нюх кормит. (узбекская пословица)

 

Задания:

·         Каков физический смысл пословицы?

·         Верна ли данная пословица с точки зрения физики?

·         Сделать рисунок к пословице.

 

 

Задание для 3 группы.

 

Овощной лавке вывеска не нужна. (японская пословица)

 

Задания:

·         Каков физический смысл пословицы?

·         Верна ли данная пословица с точки зрения физики?

·         Сделать рисунок к пословице.

 

 

 

 

Приложение 2.

Жетоны

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Рефлексия

 

http://ocka3ke.ru/sites/default/files/styles/large_tale/public/solnce_i_tucha.jpg?itok=oo9bwcHG http://ljubimyj-detskij.ru/images/ikon/solnce-ik.png

 

 http://doc4web.ru/uploads/files/94/95323/hello_html_m6b15a1b7.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/5/86/747/86747075_2423007_0c0cbaa1a76d46eb61856aabbe5be45e.png


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок физики в 7 классе

Открытый урок физики в 7 классе

Планируемые результаты урока. предметные метапредметные

Планируемые результаты урока. предметные метапредметные

Одна из наук о природе, изучающая

Одна из наук о природе, изучающая

Вывод: Молекулы газов находятся в непрерывном движении

Вывод: Молекулы газов находятся в непрерывном движении

Работа в группах – приложение 1

Работа в группах – приложение 1

Сделать рисунок к пословице.

Сделать рисунок к пословице.

Приложение 3. Рефлексия

Приложение 3. Рефлексия
Скачать файл