Урок №36.Давление газа
Цель урока. Объяснить давление газов с точки зрения молекулярной теории строения вещества.
Демонстрации. Давление газа на стенки сосуда.
Содержание опроса. 1. По какой формуле определяется сила давления? 2. Единицы измерения силы давления. 3. Какую роль играет давление в природе и технике?
Содержание нового материала. Причины возникновения давления газа. Зависимость давления данной массы газа от объема и температуры.
Закрепление материала. 1. Что такое давление? 2. Как объяснить механизм давления газов? 3. От чего зависит давление?
Домашнее задание. § 37. Задание в конце § 37. Решить задачи 325(307), 327(309) из Сборника.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез о причинах давления газа и их экспериментальной проверке на примере опыта
«Изменение давления газа при изменении его объема», при выполнении экспериментального домашнего задания; научиться выражать свои мысли при решении качественных задач.
Личностные: сформировать познавательный интерес к давлению газа; развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о давлении газа, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; использовать экспериментальный метод исследования при изучении давления газа, научиться самостоятельно принимать решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.
Общие предметные: объяснять зависимость давления газа от температуры, делать выводы, кратко и четко отвечать на вопросы по закреплению матери- ала, устанавливать факты об одинаковом давлении газа по всем направлениям на основе опыта «Резиновый шарик под колоколом воздушного насоса», сис- тематизировать знания с помощью таблиц.
Частные предметные: понимать и объяснять уменьшение (увеличение) объема газа, увеличение(уменьшение) его давления на основе молекулярно- кинетической теории строения вещества, использовать полученные знания в повседневной жизни и технике.
Ход урока.
В начале урока анализируем экспериментальное домашнее задание, а затем вместе с учениками заполняем таблицу для закрепления материала.
Физи- ческая величина |
Формула
--- |
Единица измере- ния |
Способ увеличе- ния |
Способ уменьше- ния |
Направле- ние дейст- вия |
Давле- ние |
p = F S |
Н/м2 = = Па |
Увели- чить F; умень- |
Умень- шить F, увели- |
В на- правле- нии си- |
|
|
|
шить S |
чить S |
лы дав- |
|
|
|
|
|
ления |
Сила давле- ния |
F = pS |
H |
|
|
|
После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопрос: «В чем отличие движения молекул в газах от движения молекул в твердых телах?» После обсуждения ответа переходим к более подробному рассмотрению движения молекул газа. Молекулы газа, двигаясь непрерывно и хаотично, сталкиваются между собой. При столкновении молекулы изменяют скорость движения как по величине, так и по направлению. Если газ находится в закрытом сосуде, молекулы будут ударяться о стенку сосуда и отскакивать от нее, при этом скорость движения их будет изменяться, а стенка сосуда — деформироваться. Удары следуют непрерывно, и вместе они производят давление на стенку.
Затем
демонстрируем опыт с резиновым шариком и вместе с учащимися делаем вывод:
круглая форма шарика показывает, что газ давит на стенки камеры шарика
одинаково по всем направле- ниям. Продемонстрируем еще один опыт, показывающий изменение давления газа при повышении температуры. В колбу
наливаем немного воды и закрываем пробкой. Сквозь пробку
пропускаем стек- лянную трубочку, нижний конец которой находится в воде (рис. 10). Если
согреть колбу руками, вода начнет подниматься по трубочке. Предлагаем учащимся объ- яснить опыт, опираясь на знания о молекулярном строении вещества. При нагревании
газа скорость движения молекул увеличивается.
Вследствие этого молеку-Рис.
10
лы будут чаще и сильнее ударяться о стенки сосуда. Поэтому давление воздуха увеличится. Под действием давления вода поднимется по трубке. После анализа проведенных опытов учащиеся сформулируют вывод, как давление газа зависит от его объема и температуры, и запишем его в тетрадь.
В конце урока решим несколько качественных задач.
Задачи
· Имеются два разных сосуда, заполненные газами. Массы газов одинаковы. В каком сосуде давление больше?
· Если надутый воздушный шарик вынести зимой на улицу, его размер уменьшится. Объясните, почему это происходит.
Условия задач запишем на доске или спроецируем с помощью кодоскопа. Все обсуждения учащиеся ведут вначале в группах, а затем один из учеников озвучивает свои рассуждения. Дадим задание учащимся составить аналогичные задачи с последующим обоснованием ответов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.