Урок №65.Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия
Цель урока. Ввести понятие энергии как способности тела совершать работу. Сформировать понятия
«кинетическая энергия» и «потенциальная энергия».
Демонстрации. Совершение работы сжатой пружиной.
Содержание опроса. 1. Какую работу называют полезной, какую — полной? 2. Что такое КПД механизмов? 3. Почему КПД механизма всегда меньше 100%?
Содержание нового материала. Энергия — физическая величина, характеризующая способность тела совершать работу. Зависимость потенциальной энергии поднятого тела от его массы и высоты подъема. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задач.
Закрепление материала. 1. Что такое энергия? 2. В каком случае можно сказать, что тело обладает энергией? 3. Какие виды энергии вам известны?
4. Приведите примеры тел, обладающих кинетической и потенциальной энергией.
Домашнее задание. § 66, 67. Упражнение 34 (4). Решить задачи 667(627)—669(629) из Сборника. Подготовить презентацию по теме «Энергия дви жущейся воды и ветра».
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения понятий «потенциальная энергия» и «кинетическая энергия»,
а также при решении количественных и качественных задач и упражнений, развивать монологическую и диалогическую речь, выделять основное со- держание прочитанного текста.
Личностные: сформировать познавательный интерес, творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о кинетической и потенциальной энергии; развивать ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; принимать решения и обосновывать их, самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.
Общие предметные: использовать эмпирический метод познания, проводить наблюдения и объяснять их, делать выводы после проведения опытов
«Совершение работы сжатой пружиной при ее распрямлении», «Совершение работы шариком, скатывающимся по наклонной плоскости»; применять знания о кинетической и потенциальной энергии при решении задач и на практике, кратко и четко от- вечать на вопросы по закреплению материала.
Частные предметные: измерять потенциальную и кинетическую энергию, владеть расчетным способом при нахождении кинетической и потенциальной энергии, пользоваться полученными знаниями о потенциальной и кинетической энергии в повседневной жизни, приводить примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией.
Ход урока.
Начало урока посвятим анализу лабораторной работы, а затем приступим к изложению нового материала. Задаем учащимся вопросы: как определить механическую работу, каковы условия, при которых она совершается, формула, по которой рассчитывается работа, и ее единицы. В ходе обсуждения один из учащихся на доске записывает формулы и единицы работы. Формирование понятия «энергия» начнем с опыта (например, опыт с гирей). Над столом подвешиваем гирьку на нитке, гиря не движется. Учащиеся делают вывод: работа в этом случае не совершается. Если нить пережечь, то гирька начнет падать, следовательно, работа совершается. В ходе рассуждений учащиеся приходят к выводу, что при определенных условиях гиря может совершать работу. Следуем провести опыт со сжатой пружиной «Совершение работы сжатой пружиной». Покажем, как пружина, выпрямляясь, приводит в движение тележку. На основании опыта учащиеся формулируют вывод: сжатая пружина, распрямляясь, приводит в движение тележку (или гирю). Затем учащиеся приводят примеры, известные им из жизненного опыта. Подчеркиваем, что не только поднятое над землей тело и сжатая пружина обладают возможностью совершать работу при определенных условиях, ее может совершать и любое движущееся тело.
Для подтверждения этого демонстрируем опыт с желобом (рис. 18). На наклонном желобе размещаем деревянный цилиндр. Металлический шарик, скатываясь сверху, ударяет в цилиндр и совершает работу по его перемещению. При этом их взаимное расположение и скорости изменяются. Учащиеся могут привести известные им примеры. После обсуждения опытов учащиеся делают вывод, что тело или несколько тел, взаимодействующих между собой, могут совершать работу, значит, они обладают энергией. После этого даем определение энергии. Понятиям потенциальной и кинетической энергии уделим особое внимание. Учащие
![]() |
Задачи
1. Упр. 34 (1).
2. Упр. 34 (2 и 3).
· Определите потенциальную энергию, которой обладает альпинист массой 70 кг, находящийся на высоте 50 м.
· Птичка массой 120 г летит со скоростью 15 м/с. Опре- делите кинетическую энергию птички при полете.
· Известно, что метеорит, движущийся со скоростью
· 40 км/с, имеет кинетическую энергию, равную 4 · 1010 Дж. Определите массу метеорита.
В конце урока обсудим план презентации по теме «Энергия движущейся воды и ветра».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.