Урок по физике 7 класс "Механическое движение"

  • doc
  • 06.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 01 Механическое движение.Doc

Урок  (7 класс). Механическое движение

Цель урока: познакомить обучающихся с основными понятиями, которые характеризуют механическое движение ;ввести понятие относительности механического движения, равномерного и неравномерного движения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока:

1.Демонстрации

5 мин

1. Относительность покоя и движения

2. Траектория движения

3. Измерение пройденного пути

2.Изучение нового материала

30 мин

1. Механическое движение.

2. Относительность движения

3. Траектория.

4. Пройденный путь

5. Перемещение.

6. Материальная точка

7.Равномерное и неравномерное движение.

3.Закрепление изученного материала. 

8 мин

1. Контрольные вопросы.

2. Решение задач.

3. Подумай и ответь

4.Подведение итогов, домашнее задание

2 мин

 

  1. Изучение нового материала

 1. Механическое движение.

Что такое механика? Зачем нужно изучать механику?

Знание механики необходимо людям по многим причинам, потому что вокруг нас всё движется. Проанализируйте несколько минут своей жизни : вы дышите, моргаете, идёте , поварачиваетесь, мимо вас пролетела пчела или птица, проехала машина или вы едете в машине.( обучающиеся приводят свои примеры)

Если некоторое тело меняет своё положение в пространстве относительно других тел с течением времени, то оно совершает механическое движение

·         Механическим движением называют изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени

·         Обратим внимание на слова: относительно других тел

·         Тело, относительно которого рассматривают движение другого тела, называют телом отсчета.

Великий Русский поэт А.С. Пушкин в своём стихотворенииі так дал определение механического движения :

— Движенья нет,— сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.


2. Относительность движения

  Проанализируем состояние пассажира в самолёте. Относительно корпуса самолёта он находится в покое, относительно Земли пассажир двигается.

Вывод: движение покой – понятия относительные.

Выбор тела отсчёта зависит от наблюдателя, от этого выбора зависит просто или сложно решится задача.

Приведите свои примеры, когда одно и тоже тело находится в покое и двигается одновременно.( обсуждаем примеры, отмечаем особо удачные)

  1. Траектория

Каждый из вас видел на снегу следы кошки, следы лыжника на снегу

·         Линию, вдоль которой двигается тело называется траекторией.

В тетраде карандашом отметьте две точки «дом» и «школа» и нарисуйте разные траектории своего пути из пункта «дом» в пункт  и «школа»

Форма траектории может быть самая разная : прямая, кривая.

Вывод: по форме траектории движение делится на прямолинейное и криволинейное.(Приведите примеры)

4. Пройдённый путь

·         Путь – длина траектории

Измерить прямой участок пути можно измерительной лентой, криволинейного - курвиметром

Путь будем обозначать l. Единица измерения  в СИ- метры (м)(1 км = 1000 м

1 см = 0,01 м, 1 мм = 0, 001 м) ( у каждого обучающегося есть физический словарь, внесите эту информацию. Формулу расчётную запишем на следующем уроке)

5. Перемещение

Из Ялты до Феодосии можно добраться по шоссе или по морю кораблём. Сравним эти траектории и пути. На карте видно, что направленный отрезок по морю

·         Перемещение тела  это направленный отрезок, который соединяет начальное и конечное положение тела

Перемещение обозначают символом s і характеризуют числовим значением (длинной) і направлением.

Величины, которые характеризуются числовым значением і направлением, называют векторными. Числовое значение векторной величины называют её модулем.

 

 


6. Материальная точка

Есть много примеров, когда во время движения нет необходимости учитывать движение каждой точки данного тела ( самолёт летит Москва – Казань, человек двигается на карте GPS) . С другой стороны, самолёт делает разворот при выезде на взлётную полосу, и человек выполняет упражнения зарядки, разные части тел выполняют разные движения и пренебречь размерами тела нет возможности.

·         Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь называют материальной точкой.

Таким образом, ми заменяем реальное тело его моделью — материальной точкой.

7.Равномерное и неравномерное движение.

(Работа с учебником §15)

По характеру движения механическое движение делится на равномерное и неравномерное. Прочитайте два определения, сравните, чем отличаются эти движения? Приведите примеры равномерного и неравномерного движения? Запишите эти определения.

3.Закрепление изученного материала

Вопросы

  1. Чем двигающиеся тела отличаются от покоящихся?
  2. Зачем выбирают тело отсчёта?
  3. Как влияет выбор тела отсчёта на характер описания движения?
  4. Почему нельзя описать движение без указания времени?
  5. Приведите примеры прямолинейного и криволинейного движения
  6. .Какие приборы используют для измерения пути?
  7. Какой прибор в автомобиле даст информацию о том как едет он равномерно или неравномерно?

Решение задач

1.По заданной траектории найти путь и перемещение, если начальная точка траектории А. а конечная – D. Задание решить графически

2. Миша проходит путь от дома до школы 550 м, а к спортивной школе в том же направлении 1,5  км. Какой путь пройдёт Миша до спортивной школы, если будет идти из школы.

3. Начертите траекторию движения, пти котором его путь превышает перемещение в 2 раза.


Подумай и ответь

1. Приведите примеры (2-3) тел, относительно которых Земля двигается или находится в покое.

2. Приведите примеры движения, когда траектория тел видима и невидима.

 3. Вы едете в школу в автобусе. Назвать тела, относительно которых вы находитесь в состоянии покоя, а относительно каких — двигается.

4.Подведение итогов, домашнее задание

Назовите термины, с которыми мы сегодня познакомились, как обозначается путь и перемещение, какая из этих величин векторная, почему? Верно ли высказывание: движение покой – понятия относительные

Домашнее задание-

1.§14,15. Упр. 6 (1,2- устно, 4,5 – письменно)

2.задание с.46 и с 48.

3. Подготовиться к самостоятельной работе № 1 «Относительность движения. Траектория и путь».

 

Задания для самостоятельной работы № 1 «Относительность движения. Траектория и путь».

 

Начальный уровень

1. Выберите правильный ответ.

Линию, которую описывает тело во время движения называют...

А прямой линией;

Б пройдённым путём;

В траекторией.

2. Выберите правильный ответ.

Длиной траектории называют...

А пройдённым путём;

Б прямой линией;

В скоростью.

Средний уровень

1. Когда говорят о скорости автомобиля или поезда, тело отсчёта не указывают. Какое тело в этом случае принимают за тело отсчёта?  

2. Зависит ли форма траектории от выбора тела отсчёта? Приведите примеры.

 


Достаточный уровень

1. Два автомобиля двигаются по прямолинейному шоссе так, что некоторое время расстояние между ними не изменяется. Укажите, относительно каких тел, на протяжении этого времени каждый из них пребывает в покое и относительно каких тел они двигаются.

2. Двигаются или находятся в покое относительно друг друга пассажиры метро, которые находятся на двух эскалаторах, которые : а) двигаются в одном направлении, б) двигаются в разных направлениях.

Высокий уровень

1. Спортсмен проплывает водную дорожку в бассейне 4 раза. Определите путь и модуль перемещения спортсмена, если длина дорожки бассейна 50 м.

2. Автомобиль делает поворот влево по дуге окружности радиусом 30 м. Нарисуйте двумя разными цветами траекторию левого и правого передних колёс( при таком движении размером самих колёс пренебречь). Какое колесо прошло больший путь? На сколько больший? Расстояние между передними колесами равно 2 м.

 

Литература

1.Физика: 7-й класс: учебник/ И.М. Перышкин, А.И. Иванов. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 2022.

2.Физика. Сборник задач и упражнений 7-9 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / [И.Н. Акаемкина и др.]; под ред. С.В Лозовенко. – М. : БИНОМ.Лаборатория знаний, 2020.-.160 с.

3. Сборник задач и упражнений 7-9 классов общеобразовательных учреждений / [В.И. Лукашик, Е.В. Иванова] ; - 13-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с.


Скачано с www.znanio.ru