Урок №3.Виды теплопередачи. Теплопроводность
Цель урока. Познакомить учащихся с одним из видов теплопередачи — теплопроводностью. Показать различие теплопроводности различных веществ.
Демонстрации. Передача тепла от одной части твердо- го тела к другой. Теплопроводность различных веществ: жидкостей, газов, металлов.
Содержание опроса. 1. Что понимают под внутренней энергией тела? 2. От чего зависит внутренняя энергия тела? 3. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела? 4. Что такое теплопередача? Каковы ее особенности? 5. В стакан с горячей водой опущена чайная металлическая ложка. Объясните процесс теплопередачи между ложкой и стаканом. 6. Почему внутренняя энергия тела увеличивается при его нагревании?
Содержание нового материала. Теплопроводность — один из видов теплопередачи. Различие теплопроводности различных веществ.
Закрепление материала. 1. Объясните процесс тепло- передачи способом теплопроводности. 2. Какова характерная особенность теплопроводности?
3. Чем обусловлена различная теплопроводность у разных веществ?
Домашнее задание. § 4. Упражнение 3. Задание в конце § 4.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о теплопроводности, постановки цели, планирования, само- контроля и оценки результатов своей деятельности при изучении опытов «Теплопроводность жидкостей, газов, разных металлов»; овладеть регулятив- ными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения теплопроводности газов, жидкостей, металлов, передачи тепла от одной части твердого тела к другой; научиться перерабатывать информацию в словесной и образной форме. Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о теплопроводности и практической значимости изученного материала, использовать метод исследования теплопроводности различных веществ, сформировать убежденность в познаваемости природы, развивать уважительное отношение друг к другу, к учителю.
Общие предметные: понимать природу явления передачи внутренней энергии от одной части тела к другой, от одного тела к другому, проводить наблюдения передачи внутренней энергии, анализировать и объяснять их, делать выводы, выдвигать гипотезы о различной теплопроводности у различных веществ, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, кратко и четко отвечать на вопросы.
Частные предметные: объяснять передачу энергии путем теплопроводности на основе молекулярно-кинетической теории, использовать знания о теплопроводности в повседневной жизни.
Методическое руководство.
Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, должны показать, что теплообмен широко распространен в природе и происходит всегда в одном направлении: внутренняя энергия передается от более нагретых тел к менее нагретым. Внутренняя энергия более нагретого тела уменьшается, а более холодного увеличивается. Затем проиллюстрируем изменение внутренней энергии с помощью опыта. В большую кастрюлю с горячей водой опускают меньшую кастрюлю с холодной. Учащимся объясним наблюдаемый процесс. После этого делаем заключение, что процесс протекает до тех пор, пока температура воды в обеих кастрюлях не выравнивается, т. е. пока не установится тепловое равновесие. Обратный про- цесс (при котором температура менее нагретого тела становится еще более низкой) самопроизвольно не происходит. Это возможно только тогда, когда внешние силы совершают работу над этим телом, например, в холодильных установках.
Далее укажем, что существует три вида теплопередачи, и приступить к рассмотрению теплопроводности, используя рисунки учебника. Подчеркнем, что особенностью теплопроводности является атомно-молекулярный характер переноса энергии, не связанный с макроскопическими перемещениями в теле. Объясняем механизм теплопроводности в твердых телах, жидкостях и газах. Затем учащимся следует привести примеры тепло- передачи от одного тела к другому через промежуточное тело (стенку чайника, металлические отопительные батареи). Перед учащимися поставим вопрос: почему варочную панель плиты накрывают чугунными или стальными решетками? В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что это необходимо для более быстрой передачи внутренней энергии от одного тела к другому. Следовательно, изучение свойств тел передавать теплоту необходимо как в повседневной жизни, так и в технике.
Затем на примере опыта из учебника «Теплопроводность разных металлов» разъясняем, что разные вещества имеют разную теплопроводность. Это объясняется различным внутренним строением тел. Интересным будет опыт, подтверждающий плохую теплопроводность воды, в котором разъяснение к нему дают учащиеся. На внутреннюю стенку стакана, ближе ко дну, прикрепляем кусочек пластилина, наливают в стакан воду и нагревают с помощью кипятильника ее верхний слой. Вода в верхнем слое закипит, а в нижнем останется прохладной, и пластилин останется на прежнем месте. На дом можно даем учащимся следующее задание: придумать опыты по теплопроводности или подготовить презентацию на тему «Теплопроводность и ее значение в жизни человека и в технике». Презентацию с последующей демонстрацией могут подготовить несколько учеников.
В заключение покажем видеофильм об использовании явления теплопроводности в технике и быту.
В конце урока посмотрим видео на сайте www.galileo_tv.ru «Эксперимент. Теплопроводность в различных средах». Рекомендуем учащимся посмотреть его дома и составить вопросы после просмотра.
Ответы на эти вопросы обсудим с ребятами на следующем уроке. Также разберем опыт «Деньги не горят» и ответим на вопросы, составленные учащимися.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.