Урок №5.Количество теплоты.Единицы количества теплоты
Цель урока. Ввести понятие количества теплоты и единиц измерения количества теплоты.
Демонстрация. Нагревание разных веществ равной массы.
Содержание опроса. 1. Что понимают под внутренней энергией тела и от чего она зависит? 2. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела? 3. Какие существуют виды теплопередачи?
4. Что общего во всех видах теплопередачи и в чем их отличие?
Содержание нового материала. Количество теплоты. Единица количества теплоты — джоуль. Зависимость количества теплоты от рода вещества, массы тела и от изменения его температуры.
Закрепление материала. 1. От чего зависит количество теплоты, полученное телом при нагревании?
Имеются два цилиндра одинаковой массы: железный и латунный. Одинаковое ли количество теплоты необходимо им передать, чтобы нагреть их на одно и то же число градусов? 3. Объясните, как вы понимаете выражение: «Тело получило не- которое количество теплоты».
Домашнее задание. § 7. Упражнение 6.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о количестве теплоты, пользоваться методом научного исследования, регулятивными универсальными дейст- виями во время проведения опытов по установлению зависимости отданной (полученной) энергии при теплопередаче, постановки цели, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности по установлению зависимости количества теплоты от массы, температуры, рода вещества; овладеть познавательными универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез о зависимости количества теп- лоты от массы тела, изменения его температуры, рода вещества; развивать монологическую и диалогическую речь; уметь работать в группе.
Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о количестве теплоты
Демонстрация. Нагревание разных веществ равной массы.
Содержание опроса. 1. Что понимают под внутренней энергией тела и от чего она зависит? 2. Какими способами можно изменить внутреннюю энергию тела? 3. Какие существуют виды теплопередачи?
4. Что общего во всех видах теплопередачи и в чем их отличие?
Содержание нового материала. Количество теплоты. Единица количества теплоты — джоуль. Зависимость количества теплоты от рода вещества, массы тела и от изменения его температуры.
Закрепление материала. 1. От чего зависит количество теплоты, полученное телом при нагревании?
Имеются два цилиндра одинаковой массы: железный и латунный. Одинаковое ли количество теплоты необходимо им передать, чтобы нагреть их на одно и то же число градусов? 3. Объясните, как вы понимаете выражение: «Тело получило не- которое количество теплоты».
Домашнее задание. § 7. Упражнение 6.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний о количестве теплоты, пользоваться методом научного ис- следования, регулятивными универсальными дейст- виями во время проведения опытов по установлению зависимости отданной (полученной) энергии при теплопередаче, постановки цели, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности по установлению зависимости количества теплоты от массы, температуры, рода вещества; овладеть познавательными универсальными учебными действиями при выдвижении гипотез о зависимости количества теплоты от массы тела, изменения его температуры, рода вещества; развивать монологическую и диалогическую речь; уметь работать в группе.
Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о количестве теплоты
ется большее количество теплоты, чем для ее нагревания. Перед классом ставятся вопросы: как определить, от чего можно получить большее количество теплоты? Если двумя одинаковыми кусочками сухо- го спирта нагревать разные массы воды, то в каком из двух сосудов после сжигания топлива температура будет выше? Далее следует провести опыт. Для этого берут два одинаковых наружных калориметрических стакана, один из которых содержит 300 г воды, а другой 150 г воды и железный цилиндр массой 150 г. Таким образом, в обоих сосудах находится по 300 г вещества, т. е. массы нагреваемых тел одинаковы. Оба стакана ставят на одинаковые плитки, т. е. условия нагревания одинаковы. Разница лишь в том, что во втором сосуде вместо 150 г воды находится 150 г железа. Через некоторое время термометры покажут, что вода в сосуде с железным цилиндром нагрелась быстрее. Чтобы температура в первом калориметре сравнялась с температурой во втором, первому нужно передать большее количество теплоты. Становится очевидным, что для нагревания одинаковых масс воды и железа на одно и то же число градусов, требуется различное количество те- плоты. Таким образом, учащиеся делают вывод, что количество теплоты, переданное телу, зависит от рода вещества, из которого изготовлено тело. После этого рассматриваются единицы измерения количества теплоты, и в осведомительном плане знакомим учащихся с внесистемной единицей количества теплоты — калорией. Желательно, чтобы учащиеся привели примеры использования этой единицы количества теплоты на практике.
Затем проводим опыт «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды». Для этого в два одинаковых стакана наливаем воду при температуре 60 °С. Один стакан наполняем полностью, а другой на четверть. С помощью термометра следим за изменениями температуры остывающей воды. Учащиеся наблюдают за опытом, анализируют и делают вывод, почему в разных стаканах температура воды изменяется по-разному.
В заключение учащиеся формулируют, от чего зависит количество теплоты, полученное телом при нагревании.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.