Урок №6.Удельная теплоемкость
Цель урока. Сформировать понятие удельной теплоемкости, выяснить ее физический смысл.
Демонстрации. Сравнение теплоемкости свинца и латуни, воды и подсолнечного масла. Различная удельная теплоемкость металлов.
Содержание опроса. 1. Что понимают под внутренней энергией? 2. Как можно изменить внутреннюю энергию тела? 3. Что такое теплопередача (теплообмен)? 4. Что такое количество теплоты? 5. От чего зависит количество теплоты, выделяемое те- лом при охлаждении?
кг
• °С
Содержание нового
материала. Удельная
теплоемкость вещества, ее физический смысл. Единица удельной
теплоемкости — Дж .
Анализ таблицы 1 учебника. Измерение теплоемкости твердого тела.
Закрепление материала. 1. Какое вещество имеет наибольшую удельную теплоемкость? 2. В каких единицах выражают удельную теплоемкость?
2. В чем причина различия между морским и кон- тинентальным климатом?
Домашнее задание. § 8. Упражнение 7. Задание в конце § 7.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об удельной теплоемкости, использовать методы научного исследования при оценке результатов своей деятельности во время проведения опытов по определению количества теплоты, необходимого для нагревания тел равной массы, но состоящих из разных веществ; предвидеть возможные результаты своих действий; развивать монологическую и диалогическую речь; освоить приемы действия в нестандартных ситуациях; уметь работать в группе.
Личностные: осознать необходимость самостоя- тельного приобретения знаний об удельной теплоемкости и практической значимости изученного материала; сформировать познавательный интерес; развивать интеллектуальные и творческие способ- ности, уважительное отношение друг к другу и к учителю.
Общие предметные: планировать и выполнять опыты по формированию понятия удельной теплоемкости; обрабатывать, объяснять полученные результаты и делать выводы; анализировать табличные данные; решать качественные задачи для закрепления понятия удельной теплоемкости; отыскивать и формулировать доказательства раз- ной удельной теплоемкости у веществ в различных агрегатных состояниях; кратко и четко отвечать на вопросы.
Частные предметные: объяснять физический смысл удельной теплоемкости вещества; приводить примеры применения на практике знаний о различной теплоемкости вещества.
Методические замечания
При объяснении нового материала можно поставить перед классом вопрос: одинаковое ли количество теплоты потребуется для нагревания до одной и той же температуры тел равной массы, но состоящих из разных веществ? После обсуждения в паре учащиеся формулируют ответ, который затем проверяют опытным путем. Для этого используют два цилиндра одинаковой массы: латунный и свинцовый. Перед началом опыта их взвешивает один из учеников. Затем во внутренние стаканы калориметра наливают по 80 мл воды, взвешивают и ставят на электроплитку. Для измерения температуры используют демонстрационный термометр. По показаниям термометра учащиеся делают вывод, что для нагревания свинцового цилиндра на одно и то же число градусов требуется меньшее количество теплоты, чем для нагревания латунного цилиндра такой же массы. Если позволяет время, можно провести аналогичный опыт с водой и подсолнечным маслом. Его выполняют двое учащихся. Для сравнения теплоемкостей различных металлов можно использовать фото прибора Тиндаля (рис. 2). Разъяснив ход эксперимента (описание можно найти в Интернете), сделать вывод: тела равной массы, которые при нагревании получили большее количество теплоты, и в процессе охлаждения от- дают большее количество теплоты.
По результатам опытов
вместе с классом
учитель делает выводы: 1. Для нагревания до одной и той же температуры тел равной массы,
состоящих из разных веществ, требуется различное количество теп- лоты. 2. Тела равной массы, состоящие из разных
веществ и нагретые до одинаковой температуры, при охлаждении на одно и то же число градусов от- дают различное количество теплоты.
Следовательно, количество теплоты, необходимое для нагревания на 1 °С разных веществ массой 1 кг, будет различным.
После этого даем определение удельной теплоемкости вещества и единицу ее измерения, а также сообщает, что удельные теплоемкости веществ установлены опытным путем и занесены в таблицу. Затем учащиеся работают с таблицей 1 учебника (сравнивают теплоемкости различных веществ, про- говаривают, что она означает). После обсуждения в парах один из учеников сообщает, что удельная теплоемкость вещества показывает, на какую величину изменяется внутренняя энергия 1 кг вещества при нагревании или охлаждении на 1 °С. Следует обратить внимание учащихся на то, что удельная теплоемкость не характеризует тепловые свойства вещества.
После работы с таблицей учителю следует обсудить вопрос: у какого из двух тел, имеющих одинаковую массу, будет выше температура после получения одинакового количества теплоты?
В конце урока можно решить качественные задачи.
Задачи
1. В каком из двух стаканов, содержащих одинаковое ко- личество кипятка, будет ниже температура после того, как в один из них опустили алюминиевую ложку, а в другой — серебряную (ложки имеют одинаковую массу)?
2. Где в быту используется большая удельная теплоемкость воды?
Если позволит время, урок следует завершим просмотром видео на сайте www.galileo_tv.ru «Эксперимент. Теплопроводность». Вместе с классом обсудим вопрос: может ли шарик выдержать пламя свечи?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.