Урок №7.Расчет количества теплоты,
необходимого для нагревания тела или выделяемого им
при охлаждении
Цель урока. Вывести формулу для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.
Демонстрация. Устройство калориметра.
Содержание опроса. 1. Что понимают под внутренней энергией тела? 2. Каким образом можно изменить внутреннюю энергию тела? 3. Что такое количество теплоты? 4. Что понимают под удельной теп- лоемкостью вещества? 5. Удельная теплоемкость растительного масла равна 1700 Дж/(кг • °С). Что это означает?
Содержание нового материала. Формула для расчета количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. Единицы количества теплоты. Устройство и при- менение калориметра.
Закрепление материала. 1. Что такое «количество теплоты»? 2. В каких единицах выражают количество теплоты? 3. От чего зависит количество теплоты? 4. Формула для расчета количества теп- лоты. 5. Для чего служит калориметр?
Домашнее задание. § 9. Упражнение 8. Подготовиться к лабораторной работе 1 (тетрадь для лабораторных работ).
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными учебными действиями при решении задач на нахождение количества теп- лоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении; развивать монологическую и диалогическую речь; применять теоретические знания о количестве теплоты при решении задач; оценивать результаты своих действий; излагать информацию в словесной и символической форме; работать в парах.
Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о количестве теплоты и практической значимости изученного материала; сформировать познавательный интерес; развивать творческие способности и практические умения при нахождении количества теплоты, уважительное отношение друг к другу, к учителю.
Общие предметные: применять знания об удельной теплоемкости при решении задач на расчет количества теплоты; обнаруживать зависимость изменения внутренней энергии нагревающих тел и внутренней энергии остывающих тел при теплообмене; кратко и четко отвечать на вопросы; объяснять по- лученные результаты и делать выводы; использовать знания для объяснения принципа работы калориметра при решении практических задач.
Частные предметные: объяснять явление теплообмена, рассчитывать количество теплоты; использовать знания о количестве теплоты в повседневной жизни.
Методические замечания
Учащимся известно, что количество теплоты, необходимое для нагревания (или выделяющееся при остывании тела), зависит от массы тела, разности температур и рода вещества, из которого изготовлено тело. Вывод формулы следует сделать на примере из учебника или аналогичном.
Пример: какое количество теплоты получила железная деталь массой 10 кг при нагревании от 30 до 630 °С?
Рассуждения можно вести следующим образом.
Для нагревания:
1 кг железа на 1 °С потребуется 460 Дж
10 кг железа на 1 °С ␚ 460 10 Дж
10 кг железа на (630 °С – 30 °С) ␚ 46010(630 – 30) Дж
m (t2 – t1) cm(t2 – t1) Количество теплоты Q = cm(t2 – t1).
После проведенных рассуждений можно даем задание одному из учащихся подставить данные в формулу и рассчитать количество теплоты.
Далее для закрепления материала учащиеся в парах анализируют примеры решения задач из учебника, один из учеников у доски (по желанию) записывает ее условие и объясняет решение. При разборе второй задачи обратим внимание, что при смешивании горячей и холодной воды происходит теплообмен не только с холодной водой, но и с окружающей средой — сосудом, подставкой, термометром, воздухом. На практике не всю внутреннюю энергию, отдаваемую горячей водой, получает холодная. Чтобы устранить такие потери или свести их хотя бы к минимуму, применяют специальный прибор — калориметр (от лат. color — тепло и meter — измерять). Учитель знакомит учащихся с этим прибором, принципом его действия, основными элементами и способом использования в предстоящей лабораторной работе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.