Урок №13.Агрегатные состояния вещества.Плавление и отвердевание
Цель урока. Выяснить особенности строения различных веществ, показать на опытах постоянство температуры плавления и кристаллизации кристаллических тел.
Демонстрации. Модель кристаллической решетки молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, кристаллы.
Содержание опроса. 1. В каких состояниях может находиться одно и то же вещество? 2. Опишите характер движения молекул в газах и жидкостях.
3. Каков характер движения частиц в твердых телах? 4. Какую энергию тела называют внутренней? Содержание нового материала. Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Плавление
и отвердевание. Температура плавления. Анализ таблицы 3 учебника.
Закрепление материала. 1. Какой процесс называется плавлением? 2. Как изменяется внутренняя энергия тела при переходе вещества из твердого состояния в жидкое? 3. Какой процесс называется отвердеванием? 4. При какой температуре происходит процесс кристаллизации?
Домашнее задание. § 12, 13. Упражнение 11. Задание в конце § 13. Проделать опыт «Наблюдение за таянием кусочка льда в воде».
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения знаний об агрегатном состоянии вещества, плавлении и отвердевании кристаллических тел, постановки цели, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности; предвидеть результаты своей деятельности; овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения перехода вещества из одного агрегатного со- стояния в другое; развивать монологическую и диалогическую речь; работать в группе.
Личностные: осознание самостоятельного при- обретения знаний об агрегатном состоянии вещества, плавлении и отвердевании тел и практической значимости изученного материала, развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, уважительное отношение друг к другу, к учителю.
Общие предметные: знать о природе явлений перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое; планировать и выполнять опыты по плавлению кристаллических тел; объяснять, анализировать табличные данные, полученные результаты и делать выводы, докладывать о результатах исследования, кратко и четко отвечать на вопросы.
Частные предметные: объяснять явления плавления и кристаллизации тел, переход вещества из одного агрегатного состояния в другое, использовать знания в повседневной жизни.
Методическое руководство.
В начале урока проведем анализ контрольной работы. После фронтального опроса и ответов на вопросы 1—3 вместе с классом делаем вывод, что одно и то же вещество может встречаться в природе в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном. Учащиеся приводят примеры и делают вывод, опираясь на ранее изученный материал, что, несмотря на большое внешнее различие трех состояний, атомный и молекулярный состав вещества в них сохраняется. Меня-тся лишь характер взаимного расположения и дви-ения молекул. После ответа на вопрос 4 еще раз подчеркиваем, что, когда над телом совершается работа, его энергия увеличивается. Для закрепления данного вывода необходимо, чтобы учащиеся ответили на вопрос: от чего зависит потенциальная энергия тела, например заводного пружинного автомобиля? После обсуждений учащиеся делают вывод, что, закручивая пружину, мы совершаем работу, увеличивая потенциальную энергию. Чем большую работу мы совершаем, тем больше будет потенциальная энергия пружины. Затем учащиеся по аналогии в парах обсуждают пример «Поднятие тела», и один из них озвучивает вывод.
Обратим внимание учащихся на то, что в твердых телах молекулы расположены упорядоченно и, чтобы перевести их из упорядоченного расположения в беспорядочное, нужно совершить работу по преодолению сил молекулярного притяжения. При этом внутренняя энергия тела увеличивается, даже если температура тела не меняется. Это важно, поскольку в дальнейшем при объяснении постоянст- ва температуры при плавлении и отвердевании крис- таллических тел, а также при выяснении физического смысла удельной теплоты плавления и парообразования придется опираться на это положение. Затем демонстрируем опыт по плавлению кристаллического тела (нафталина). Во время его проведения вводим понятия «плавление»,«температура плавления». После того как расплавленный нафталин влили в холодную воду, вводятся понятия «кристаллизация», «температура кристал- лизации». После демонстрации учащиеся обсуждают опыт, проводят сравнительный анализ и делают вывод: «При плавлении нафталин поглощает энергию, которая не идет на его нагревание, так как температура перестает повышаться, несмотря на то что спиртовка (плитка) продолжает сообщать энергию нафталину. Во время проведения опыта помещение кабинета должно хорошо проветриваться.
Затем учащиеся анализируют таблицу 3 учебника и отвечают на вопросы: в каком состоянии будет находиться ртуть при температурах –35 °С и –40 °С? Что произойдет с ртутью, если ее вылить в жидкий азот? Можно ли расплавить янтарь, держа его в оловянной ложке; в алюминиевой? После обсуждения делаем выводы: кристаллические тела плавятся и отвердевают при одной и той же температуре, при температуре плавления можно наблюдать одновременно и твердое состояние, и жидкость.
На дом рекомендуем провести опыт «Исследование тепловых свойств парафина».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.