Урок №15.Решение задач
Цель урока. Выработать практические навыки определения количества теплоты, развить навыки устного счета.
Демонстрации. Плавление в кипятке сплава Вуда (температура плавления 68,5 °С, плотность 9720 кг/м3).
Содержание опроса. 1. Как объяснить процесс плавления кристаллического тела на основе МКТ?
2. Как объяснить на основе МКТ постоянство тем- пературы при плавлении, кристаллизации? 3. Что такое удельная теплота плавления? 4. Если в со- суд с водой при температуре 0 °С опустить кусок льда при температуре 0 °С, будет ли таять лед?
5. По какой формуле рассчитывают количество теплоты, необходимое для плавления кусочка льда, взятого при температуре плавления?
Содержание нового материала. Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация». Кратковременная контрольная работа по теме «Нагревание и плавление тел».
Домашнее задание. § 15. Задание 2 в конце § 15.
Планируемые результаты обучения
Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными действиями при решении задач на нахождение количества теплоты, необходимого для плавления, кристаллизации тела, развивать монологическую и диалогическую речь, применять теоретические знания при решении задач, предвидеть результаты своих действий, воспринимать, перерабатывать информацию в словесной и символической форме, работать в паре.
Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о количестве теплоты плавления и кристаллизации и практической значимости изученного материала, развивать познавательный интерес, творческие способности и практические умения при определении количества теплоты плавления и кристаллизации, уважительное отношение друг к другу, к учителю.
Общие предметные: научиться применять знания об удельной теплоте плавления при решении задач на расчет количества теплоты плавления (кристаллизации), обнаруживать зависимость количества теплоты плавления (кристаллизации) от удельной теплоты плавления и массы тела, кратко и четко отвечать на вопросы, объяснять полученные результаты и делать выводы, анализировать формулы.
Частные предметные: объяснять явление плавления и отвердевания, рассчитывать количество теплоты плавления (кристаллизации), использовать знания о расчете количества теплоты плавления (кристаллизации) в повседневной жизни.
Методические замечания
Урок посвящаем закреплению навыков применения теоретических знаний при решении задач. При решении задач обсудим их условия, проанализируем результаты и сделаем выводы. Для закрепления пройденного проведем кратковременную контрольную работу, а по ее завершении рассмотрим вопрос о практическом применении плавления и кристаллизации. В ходе беседы рассказываем о физических свойствах некоторых сплавов, температуре их плавления. Учащиеся могут привести свои примеры сплавов, известные им из повседневной жизни, и их применении (в технике, быту и др.). Затем с одним из учеников показываем опыт плавления сплава Вуда (сплав можно заказать по Интернету на сайте www.chipdip.ru в разделе «Припои без канифоли») в стакане воды, а после его завершения обсуждаем и анализируем опыт, делаем выводы. Если позволяет время, вместо опыта покажем видео с сайта www.galileo_tv.ru «Эксперимент. Сплав Вуда».
Задачи
1. Вычислите устно количество теплоты, необходимое для плавления 10 г олова, нагретого до температуры плавления.
Рис. 3
2. Составьте аналогичную задачу, обсудив в паре ее условие, и запишите решение в тетради.
3. На рисунке 3 приведен график зависимости температуры вещества при его нагревании и плавлении от времени. Пользуясь графиком, ответьте на вопросы: а) Какую температуру имело вещество в начальный момент? б) Через какое время от начала наблюдений температура достигла 650 °С? в) Какова продолжительность перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое? г) График какого вещества представлен на рисунке?
Кратковременная контрольная работа (желательно, чтобы содержала как вычислительные, так и качественные задачи).
Вариант 1
1. Какое количество теплоты необходимо затратить для плавления 2 кг золота, взятого при температуре 20 °С?
2. Почему быстрее восстановить гладкость ледяного катка, поливая его горячей водой, а не холодной?
3. Имеют ли одинаковый физический смысл выражения:
«передача телу количества теплоты» и «нагревание те- ла»?
Вариант 2
1. Какое количество теплоты потребуется для плавления льда массой 6 кг, взятого при температуре 0 °С?
2. Почему в термометрах для наружного измерения тем- пературы используют спирт, а не ртуть?
3. Каким способом можно твердое тело перевести в жидкое состояние? Как называется этот процесс?
Ответы.
В. 1. 1. Q 405 кДж. В. 2. 1. Q = 2,04•106 Дж.
В конце урока нескольким ученикам для подготовки сообщения дадим тему «Аморфные тела. Плавление аморфных тел» или опыты «Плавление аморфных тел» (свеча, смола).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.